В Древней Греции считалось, что красота — это дар богов. А богиней, олицетворяющей ее, была Афродита. Согласно представлениям эллинов, основным критерием женской красоты считалась пропорциональность тела и лица.
Представление о женской красоте менялось на протяжении веков, оно было неодинаковым и в разных странах. У египетских женщин считалось красивым иметь плоскую стопу, а у китаянок — маленькую. В Европе одно время отдавалось предпочтение женщинам с большими ногами. В Персии красивыми признавались лишь полные женщины, в Греции — лишь те, у кого прямой нос, а в Америке — те, у кого нос вздернутый. Во Франции времен Наполеона III считалось, что особую красоту женщинам придают густая копна волос, пышные бедра и полная ь.
В дореволюционной России не проводились официальные конкурсы красоты. Но на балах иногда назывались имена первых красавиц. Так, например, в Москве в начале нашего века на балу «Цветок хризантемы» госпожа Макарова была признана первой красавицей. На сохранившейся фотографии мы видим весьма упитанную женщину с широким лицом. Но в России среди дворянок всегда ценились и изящные женщины. Достаточно вспомнить восхищенные отзывы современников о жене A. G. Пушкина — Наталье Николаевне Гончаровой и взглянуть на ее портрет работы А. Брюллова. Какая красота, какое изящество!
Можно ли описать тип российской красавицы? Ответ на этот вопрос я попробовал найти в музее истории Москвы, где находится бюст женщины из племени вятичей (V—VIII вв.). Я любовался красотой этой славянки: овальной формы правильное лицо, небольшие нос и рот, русая коса, добрый взгляд. Рост ее, очевидно, был около 160 см.
А вот мнение о русских красавицах Александра Ивановича Куприна: «Красивых женщин на свете много, но прелестных своей „милостью“ — очень немного, и эта редкая особенность принадлежит именно русской женщине».
Красота российских женщин признавалась в Европе. Так, в начале нашего века в Карлсбаде призы за красоту получили москвички госпожи М. Красноглазова и Власова. И та и другая были достаточно пышными.
Крупных, пышных женщин мы видим и на картинах Б. Кустодиева и П. Кончаловского.
На современных конкурсах, проводимых во всем мире, ценится иной тип красоты — для участия в них отбираются высокие (170 см и выше), изящные (с тонкой талией, узкими бедрами), скорее худощавые (вес 50—55 кг), с длинными, стройными ногами девушки. Учитывают ли ы жюри на наших, внутренних конкурсах российские особенности красоты? Очевидно, нет. Они, скорее, исходят из разработанных на этот счет международных критериев.
Представления о красоте могут меняться, но во все времена красота без обаяния мертва. Ведь обаяние — это красота живая, адресованная окружающим. Она не отпугивает, а притягивает к себе. Сила обаяния некоторых женщин может быть так велика, что даже их внешние недостатки покажутся привлекательными. Трудно определить, что такое обаяние. Скорее всего, это внутренняя красота, которая поддается совершенствованию.
Мужчинам часто нравятся сексуально привлекательные, как теперь модно говорить — апильные женщины. Это качество выражается прежде всего в демонстрации женственности, в особой манере одеваться, подчеркивающей чувственность и внешние достоинства. В данном случае женщина старается акцентировать то, что в ее внешности ценит мужчина. Как считают психологи Е. Сироткина и Ю. Миртов, каждая женщина привлекательна для мужчины настолько, насколько сама понимает и ценит его мужские достоинства и разделяет его эстетические взгляды, а также умеет сообщить ему обо всем этом.
Инф.wbc2t