«Хотите, чтобы ребенок стал личностью? Тогда поставьте его с самого начала в такие отношения, в которых он не только смог бы, но и вынужден был бы стать личностью», – эти слова философа Эвальда Ильенкова стали руководством к действию для необычной казанской школы «Озарение», созданной 10 лет назад отличником народного просвещения Тамарой Ткачевой. Еще в 1975 году Тамара Васильевна разработала программу школы, настолько отличную от обычной, что поначалу ее сочли нереальной. Но жизнь доказала обратное, пишет sunhome.
В «Озарении» функционирует Школьный институт позитивной жизни, работающий в двух направлениях – урок здоровьетворения и урок Духовной жизни. Самый первый и главный в школе - урок здоровьетворения. Он проводится ежедневно с утра – гимнастика, само, обливание. Итогом этой работы является любимый всеми еженедельный «Праздник тела» – спортивные состязания, ы на ловкость и выносливость. Получив заряд бодрости, ребята отправляются на урок Духовной жизни. На этом уроке ые и дети общаются. Доброта, честность, любовь, отзывчивость, трудолюбие – эти и многие другие важные понятия становятся предметом обсуждения. Через открытый диалог детей и ых, через создание положительных образов, открывающих в мальчишках защитников, в девчонках – прекрасных фей, воспитывается характер.
Знания в школе преподносятся в системе «Блок-эпоха». Один предмет изучается от 18 до 52 дней согласно учебному плану. Время, когда это изучение проходит, называется эпохой. Вот как построен, например, один день в старших классах. Сначала дети слушают лекцию. Знания подаются в виде проблемы, которую предстоит решить совместно. Затем начинается самопогружение: учащиеся используют лекционные записи, материалы учебника и дополнительную литературу. Учитель обязательно подходит к каждому, чтобы выяснить, что непонятно. Далее – самопроверка, переходящая в практическую работу по пройденной теме. На переменах учителя успевают провести с детьми само и гимнастику, а после зачета с легким сердцем погулять на свежем воздухе. Пообедав, отправляются в лабораторию на консультацию, которую проводят сильные ученики – «младшие учителя». Итог подводит трехуровневый письменный зачет. Учителя проверяют тетради, анализируют вместе с учениками результаты совместных трудов. Обстановка самая непринужденная: можно задавать вопросы, спорить. Оценка знаний производится по пятнадцатибалльной системе. Эпоха в изучении каждого предмета завершается почти по-ому – научно-практической конференцией. Кто-то пишет реферат, кто-то ведет исследования по той или иной теме, в основном, прикладного характера.
В школе шесть четвертей с перерывами на творческие каникулы. Домой дети возвращаются налегке – без портфелей, домашних заданий. В школе организовано трехразовое природосообразное питание. Основу составляют каши, вегетарианские супы и борщи, овощи и фрукты, соки, чай с комплексом трав, укрепляющих иммунитет. Эпидемия гриппа обходит это учебное заведение стороной.
Учебный год 246 учеников школы закончили со 100-процентной успеваемостью. Среди них – 8 отличников и 96 ударников. И это несмотря на то, что контингент детей – сложный. Такой результат, безусловно, – итог кропотливой работы всего коллектива. А к учителю здесь предъявляются довольно высокие требования – компетентность, профессионализм, собранность, организованность. Как говорит директор школы Тамара Васильевна, учитель должен быть образцом для подражания, интересной личностью, быть не над учеником, а вместе с ним. Постоянно действующая здесь школа педмастерства взращивает именно такого учителя – грамотного предметника, знания которого выходят за рамки учебника, учителя-исследователя, умеющего нестандартно мыслить.
Во второй ине дня дети заняты в Досуговом центре. Здесь работают музыкальная студия, литературный салон, студии «Каратэ», «Эвритмия», «Компьютерра», «Хатха-йога», «Школа рационального чтения и развития памяти». Многие учителя во главе с директором школы имеют психологическое образование и как профессионалы всегда могут прийти на помощь ученику.
- В большинстве своем наши выпускники – лидеры, – говорит Тамара Васильевна. – Многие поступают в вузы. Все они продолжают вести здоровый образ жизни. У них нет потребности в тиках, е, потому что есть главный стержень – смысл в жизни.
E-NEWS
agrinews.com.ua