Хроническое истощение стало все более распространенным явлением. Однако не всегда признаки изнеможения от работы можно определить, поскольку это довольно медлительный процесс. Пораженный этим недугом должен срочно получить помощь извне, поскольку в одиночестве его очень сложно или практически невозможно преодолеть, пишет sunhome.
Все начинается с малого. С забывчивости, например. Сначала мы забываем ключ в двери, из головы вылетают сроки сдачи проекта, мы бесцельно бегаем по квартире, не зная, что хотели сделать. Время стремительно бежит, проблемы нарастают, как снежный ком. И вот – грозит увольнение.
Все большее распространение находит хроническое истощение от работы. При этом работники прошлых столетий, которые «вкалывали» по 16-20 часов в сутки ради нищенского дохода, наверняка бы удивились эпидемии изнеможения в современном трудовом мире. Однако факт остается фактом. Гамбургский психолог Матиас Буриш даже специально исследовал это явление, выделив феномен «выгорания».
Выгорание – это очень обманчивый замедленный процесс. Сначала человек гиперактивен и готов приняться за любую работу, которой он старательно себя загружает. Если в этой сфере цели не достигаются, многие разочаровавшиеся пытаются достичь иных результатов. И когда запасы энергии закачиваются, наступает состояние изнеможения, говорит психолог Буриш. От выгорания не застрахован никто, работники всех отраслей находятся в зоне риска. Особенно это явление угрожает представителям социальных профессий, журналистам и, как ни странно, матерям, которые страдают от вечной нагрузки.
Первые признаки изнеможения очень сложно различить. Причем, начальные предупреждения зачастую игнорируются. Люди с симптомами выгорания чувствуют, что больше не контролируют свою жизнь. Тот, кто заметил у себя этот пунктик, должен срочно привлечь помощь извне, говорит психолог.
В то же время врач Томас Бергнер полагает, что в этом кризисе заложен большой шанс. «Выгорание – это сигнал для того, чтобы изменить свою жизнь», – отмечает он. Однако проблему можно преодолеть, если сам больной осознает, что его жизнь далеко не превосходна. Кроме того, он должен понять, что его собственная сущность часто является камнем преткновения, поскольку он берет на себя даже те дела, которые и без него прекрасно обошлись бы. Следует отказаться от мысли, что мир не сможет без вас вертеться, прекратите взваливать всю планету на собственные плечи.
Следует также отметить, что больные выгоранием за делами разучились слушать собственное тело. Болит ли что-нибудь? Хочется ли есть? Гипердинамичные рабочие будни лишают нас естественных вещей. По данным IAQ , 70% офисных работников напрочь отказываются от пауз, если вдруг считают, что успех их проекта находится под угрозой. 55% всегда ограничивают свои действия в свободное от работы время, 30% делают это, по меньшей мере, иногда. Эти люди страдают от усталости, нервозности, нарушения сна и болей в желудке.
Бернд Шпренгер, главный врач бранденбургской верховной клиники, уже не удивляется, что выгорание все больше угрожает карьере. «Уплотнение рабочего времени и давление на сотрудников заметно возросли», – говорит он. Однако стоит различать выгорание от тяжелой депрессии, отмечает Шпренгер. Зачастую душевные проблемы присоединяются к физическому истощению.
Испытываем мы стресс или уже выгорание? Изнеможение не является неминуемой судьбой. Первый тревожный звонок звучит вместе с вопросом к самому себе: «как я могу остановиться, если все время звонит телефон и приходят электронные письма?».
Тот, кто игнорирует такие основные потребности, как сон и регулярная еда, уже прибывают в порочном круге. Никто не захочет признаваться в своих проблемах, поэтому кто-то из близких должен пойти на встречу больному, советует Шпренгер.
E-NEWS
agrinews.com.ua