Зарубежные нефтяные компании настороженно относятся к развитию своего бизнеса в Украине из-за коррупции, непрозрачных, непонятных и не равных для всех участников правил ы на рынке.
«В отношении Украины у зарубежных нефтяных компаний по-прежнему крайне настороженное отношение, которому мы обязаны глобальной коррупции. Именно этот ключевой фактор рождает рейдерские захваты отраслевых предприятий, произвол таможенников, загадочные аукционы по распределению ресурсов госкомпаний и странные инициативы вроде пошлин на импорт нефтепродуктов», – заявил директор «Консалтинговой группы А-95» Сер Куюн по итогам общения со слушателями Летней школы нефтетрейдеров в Лондоне.
При этом эксперт обратил внимание на то, что в каждой стране существуют свои особенности и проблемы для иностранного бизнеса, но Украина на общем фоне начинает лидировать: «Условия работы напоминают специфику афганского рынка, где одним из неотъемлемых элементов деятельности являются договоренности с полевыми командирами талибов».
По словам Куюна, сегодня украинское правительство рассматривает ряд важнейших для отрасли вопросов, от решения которых будет зависеть, по какому пути пойдет топливный рынок Украины: «Это может быть путь нефтедобывающих стран СНГ или Европы, которым соответственно присуща монопольная и рыночная системы функционирования рынка». Он добавил, что работу первой модели мы сегодня можем наблюдать в России и Казахстане.
«Богатейшие нефтедобывающие страны сегодня испытывают дефицит нефтепродуктов и на 10-15 лет отстают от Европы по стандартам качества моторных топлив», – заявил С. Куюн. По его мнению, это вызвано несвободным ценообразованием и, как следствие, закрытостью данных рынков от поставок топлива извне, что в свою очередь обуславливает монопольную структуру рынка.
В то же время эксперт подчеркнул, что рынок Украины сегодня имеет около 10 источников импортных поставок и три внутренних производителя, что обеспечивает усиленную концию как по цене, так и по качеству.
«Более 90% бензина А-95 в национальном балансе отвечает требованиям Евро-4 и Евро-5, тогда как Россия сегодня возвращается к Евро-2, а в Казахстан в ближайшие годы только планирует переход на Евро-3», – отметил Сер Куюн.
Инф. delo
agrinews.com.ua