Ярослав Качиньский заявил, что основная ответственность за авиакатастрофу под Смоленском, в которой погиб его брат-близнец и тогдашний президент Польши, лежит на российской стороне.
В среду вечером лидер польской оппозиционной партии "Право и справедливость" Ярослав Качиньский представил доклад с результатами собственного расследования обстоятельств трагедии под названием "Белая книга". В документе сказано, что российские авиационные власти должны были закрыть апорт под Смоленском из-за плотного тумана, однако этого не произошло.
"Учитывая погодные условия, россияне должны были закрыть апорт. Польских пилотов сознательно отправили на смерть", - заявил автор доклада Антонио Мацеревич.
10 апреля 2010 года польский Ту-154 разбился при заходе не посадку на военный адром под Смоленском. Погибли все 96 человек, находившихся на борту, в том числе президент Польши Лех Качиньский, его жена Мария и ы официальной делегации.
Польское руководство направлялось в Россию, чтобы принять участие в траурных мероприятиях на месте захоронения польских офицеров, расстрелянных в 1940 году сотрудниками НКВД.
Самолет разбился, поскольку при посадке в густом тумане он зацепился за верхушки деревьев.
Расположенный в России Межгосударственный авиационный комитет (МАК) провел расследование инцидента и возложил ответственность за трагедию на польских пилотов, которые решили не уходить на запасной адром.
Однако в Варшаве продолжают считать выводы МАК необъективными, поскольку в докладе этого ведомства содержатся лишь сведения об ошибках пилотов.
Решение о посадке
Перед годовщиной трагедии под Смоленском премьер-министр Польши Дональд Туск заявил в интервью Би-би-си, что Москва не рассказывает всей правды об авиакатастрофе. Впрочем, по мнению главы польского правительства, это происходит "не потому, что там есть страшные тайны, а потому, что, как правило, они не любят признавать свои ошибки и слабости".
Оппозиционная партия "Право и справедливость" заходит в своих обвинениях дальше. По словам автора "Белой книги", вину российских властей доказывают записи разговоров авиадиспетчеров.
"Это показывает драматический разговор между диспетчерами и их руководством. В нем они просят дать им запасной адром, но руководство отказывает и приказывает сажать самолет", - сказал Мацеревич.
Россия, впрочем, настаивает, что решение о посадке могли принять только пилоты польского правительственного самолета.
Брат погибшего президента Польши не раз заявлял, что Россия должна была закрыть адром под Смоленском. Однако он признает, что часть вины лежит и на польских летчиках.
"Главный вывод состоит в том, что основная вина за произошедшее лежит на россиянах, хотя некоторая часть вины, связанная с обстоятельствами катастрофы, также лежит на польской стороне", - сказал Ярослав Качиньский в среду.
Политический вопрос
Качиньский также подверг критике российское расследование трагедии, заявив, что в его ходе было допущено множество нарушений.
В октябре в Польше состоятся очередные выборы, в ходе которых оппозиционная "Право и справедливость", как ожидается, может занять второе место. Эксперты считают, что победу вновь одержит правящая "Гражданская платформа" во главе с Туском.
Результаты российского расследования обстоятельств авиакатастрофы под Смоленском вызвали недовольство у многих поляков, а Качиньский назвал полицию Туска по этому вопросу равносильной предательству.
Обозреватели считают, что вопрос о расследовании трагедии может стать одним из основных во время предвыборной кампании.
По материалам: BBC
Инф. delo
agrinews.com.ua