Учебники с истории для учеников 11 классов с «Великой Отечественной войной», УПА, но без Оранжевой революции.
Новый учебник истории для 11 класса должны напечатать только летом, однако уже в ближайшее время он может стать очень популярной книгой в кругах украинских политиков. Как нам стало известно, нардеп-нунсовец, лидер «За Украину!» Вячеслав Кириленко обратился к премьеру Николаю Азарову с запросом.
В нем говорится, что министр образования Дмитрий Табачник в интервью «Сегодня» заявил о том, что подготовлены учебники истории, которые передадут в школы до 1 сентября 2011 года. А поскольку Кириленко подозревает, что Табачник занимается «цензурой текстов учебников», он требует предоставить эти тексты ему для ознакомления. Действительно, Табачник говорил нам о трех учебниках для 11 класса, которые будут печатать летом. Журналистам удалось узнать содержание одного из них под авторством Станислава Кульчицкого и Юлии Лебедевой.
Война
Наиболее существенные изменения касаются Великой Отечественной войны. Этот термин существовал и в предыдущих учебниках, но не использовался для обозначения всей войны. Так, в учебнике Станислава Кульчицкого и Юрия Шаповала 2005 года говорилось лишь, что термин «Великая Отечественная война» был введен советскими идеологами, а сам раздел назывался «Украина во время Второй мировой войны». В учебнике того же Кульчицкого и Юлии Лебедевой 2011 года раздел называется «Украина в годы Второй мировой войны. Великая Отечественная война». А одна из глав, в 2005¬м называвшаяся «Оккупация Украины войсками Германии и ее союзников», стала называться «Первый этап Великой Отечественной войны».
УПА
Вопреки расхожему мнению, в учебнике 2005 года не было однозначно положительных оценок УПА, а в новой версии авторы вообще оценок избегают. Однако есть существенная разница в объемах информации о ней: в учебнике 2005-го он сравним с объемами, которые отводятся боевым действиям Красной Армии, в то время как в учебнике 2011-го война Красной Армии с немцами явно на первом месте, а действия УПА во время войны занимают приблизительно тот же объем, что и рассказ о советских партизанах (кроме того, появляется ранее отсутствовавшее упоминание о подпольной организации «Молодая гвардия»). Что касается фактов об УПА, в 2005-м писалось о карательных операциях немцев против нее и о 47 боях с немцами и 54 боях с советскими партизанами осенью 1943-го; в 2011-м сообщается лишь, что УПА вела бои на три фронта — против советских партизан, немецких гарнизонов и польской Армии Крайовой.
"Руссификация"
Эта тема в учебнике 2005 года занимает дважды по полторы страницы (есть даже глава с названием "Руссификация"), причем с оценочными суждениями: в рассказе о законе об образовании 1958 года, который ввел норму о выборе языка обучения родителями учеников, сама эта норма названа "демократической" в кавычках. Все это сопровождается рассуждениями о насильственной руссификации и борьбе с ней. В 2011-м глава "Руссификация" отсутствует, есть дважды по два абзаца, которые рассказывают о мерах по усилению позиций русского языка, предпринимавшихся советской властью. Но в одном месте нового учебника старая трактовка все¬таки прорывается: в главе о литературе 60-х говорится, что литераторы вели "борьбу против руссификации". Кстати, именно тема «руссификации» подавалась в "оранжевых" учебниках наиболее субъективно. Так, в учебнике 2007 года (авторы — Турченко, Панченко, Тимченко) приводится решение собрания киевских писателей за 1958 год, что нельзя вопрос языка обучения "отдавать только на откуп родителям". А об итогах "руссификации" сказано: "Русскоязычность стала признаком политической лояльности режиму".
Оранжевая революция
Опять же вопреки легендам, в учебнике для 11 класса нет упоминания об «оранжевой революции» — хвалебный учебник о ней был издан в 2005-м для 5 класса, а для 11-классников все заканчивается 2002 годом. В учебнике 2011 года один абзац появляется. В нем нет оценок, говорится лишь о том, что Виктор Ющенко не согласился с итогами второго тура, начались массовые протесты, которые назвали «оранжевой революцией», состоялся повторный второй тур и Ющенко стал президентом. При этом даже не упоминается, с кем же, сосбственно, Ющенко сражался на выборах. Заканчивается учебник краткими биографиями двух последних президентов — Ющенко и Януковича.
«Авторы наконец очистили учебник от конъюнктурщины, когда мнение группки людей пытались навязать всей стране, — говорит нардеп-регионал Михаил Чечетов. — «Оранжевая» бри хотела сделать из наших детей зомби, так как патриотизм можно строить только на исторической правде. А наша Великая Победа — это главный аспект исторической правды». «Нельзя, чтобы каждая власть меняла учебники, особенно если это делается под диктовку Кремля, — считает нардеп-нашеукраинец Андрей Парубий. — То, что уменьшают объемы информации об ОУН-УПА и руссификации, говорит о том, что Табачник реализует идеологию «Русского мира», которая является основным пунктом для политтехнологов Москвы, конечной целью которых является новая колонизация Украины». Минобразования политическую ангажированность отрицает.
«За последние 15 лет в сотрудничестве с Советом Европы мы отработали схему формирования учебников истории, — рассказывает директор Института инновационных технологий и содержания образования МОН Александр Удод. — Они печатаются каждые пять лет и должны быть деполитизированными. Мы не можем каждый квартал менять учебники под влиянием политической ситуации.
Безусловно, историческое образование не может быть вне политики, так как оно формируется государством. Однако государство должно должно представлять идеологию большинства. Вообще же, учебник истории — это компромисс между исторической наукой, исторической памятью и историческим образованием. Считаю, что в этом году авторами учебников такой компромисс достигнут»
По материалам: Сегодня
Инф. delo
agrinews.com.ua