Ни один из существующих поисковиков не даст никакой информации о маленьком городишке Макарове-2, вернее даже не городишке, а небольшой военной части, которая скрывается в лесах недалеко от города Макаров и знаменитого арсенала 12 ГУМО. Очевидно, в веках это место так и останется тенью своего старшего брата - Макарова-1.
Дорога от Киева к Макарову не занимает много времени, а потому, освободив несколько драгоценных часов, наша группа в составе четырех отважных исследователей загрузилась в проверенный дрогами боевой Prado и, не надеясь на успех, выдвинулась в путь.
Следует отметить, что села вокруг Макарова застроены по классическому принципу «военных» сел. Обнаружить дорогу к объекту удалось по уже традиционной бетонке, ведущей из самого центра поселка Н. По свидетельству очевидцев, в былые годы даже муха не могла пролететь до средины дороги, так, чтобы ее не заметил военный патруль и не препроводил к особисту.
Вернемся к бетонке. Военная тропа проходит через несколько улиц поселка и буквально через несколько метров от последней хаты упирается в лес. Далее, извиваясь причудливыми дугами, дорога еще несколько километров тянется меж хвойных насаждений, время от времени пугая знаками «выезд запрещен» и «проезд запрещен».
Примерно через 3 километра мы замечаем КП военной части. Ощущения охватывают очень разнообразные. Нам не в первой посещать военные объекты, и не всегда они были заброшенными, но в этот раз неизвестность берет верх над разумом.
Как уже отмечалось, путь в часть нам преградили ворота КП, за которыми стояли несколько ЛУАЗиков. Из-за ворот быстро возникла фигура охранника. Нужно также сказать, что наш джип вызывал интерес у местного населения и ранее. Дороги были практически пустыми и это несмотря на то, что местность находиться на небольшом удалении от столицы.
Не заставляя ждать человека, вышедшего нам навстречу и не ожидая вопросов вроде «Что вы здесь делаете», мы взяли инициативу в свои руки: честно объяснили наши цели, не забыв похвастаться достижениями.
«В бункер вас никто не пустит», сообщил нам наш новый знакомый, - «А вот вокруг можете полазить. Секретность с объекта уже давно сняли. Военные ушли отсюда примерно в 1998 году. Здесь прямо у выезда – казармы, а бункер – прямо по бетонке в лес километра полтора. Больше здесь ничего нет, да и не было».
Получив разрешение проследовать через КП, мы, не дожидаясь дополнительного приглашения, продолжили движение по бетонке в лес. Дорога продолжала дугообразно извиваться. Военные строители никогда не забывали о безопасности, но как правило, военные дороги были прямыми, чтобы по ним могла проходить военная техника.
Через несколько километров нашему взору предстал еще один заградительный забор с колючей проволокой, воротами и строением. Оставив изучение этого объекта на потом, было принято решение продолжить движение к бункеру. Еще несколько сотен метров по дороге в лес и мы у цели.
Первое, что мы смогли увидеть – это ферма, расположенная на холме. Обыкновенная ферма, с сараем, туалетом на улице и еще несколькими хозяйственными строениями. Оглядевшись повнимательнее мы также заметили кирпичную подстанцию и небольшое караульное помещение из такого же кирпича. Карулка была ограждена отдельным забором из колючей проволоки.
Секретность и маскировка – основополагающие принципы строительства военных объектов в полной мере можно было бы изучать тут. Кто бы мог подумать, что в «нужнике» мы обнаружим ни что иное как вентиляционную шахту? Точно такая же была шахта и в следующем маленьком строении, напоминающем летний душ. Осознав, что все интересное находиться под землей, в холме, с нескрываемым интересом принялись искать вход.
Самый большой ангар, коровник, как мы предположили – оказался пуст. Сейчас трудно уть как именно он использовался, однако при более глубоком изучении в там были найдены десятки каналов для кабелей, уходящие под землю. Возможно здесь располагалась резервная подстанция.
Следующее здание – кочегарка. Кочегарка ли? С чего такие выводы? Печные трубы вовсе не предназначались для печек, а также уходили под землю. Мы предположили, что именно здесь, под нами должен находится дизель генератор для обеспечения бесперебойной работы объекта в случае войны.
О наличии мощных генераторов также свидетельствовали многочисленные колодцы с трубами и кранами, возможно, предназначенные для подачи топлива и резервуаров, находящихся под землей. Несколько подобных резервуаров также были обнаружены нами. Для общего сведения, подобный генератор вырабатывает до 500КВт электроэнергии, расходуя 120 литров соляры в час.
Найденные многочисленные люки нисколько не походили на вход в бункер. Они были либо технологическими, либо неприспособленными для этих целей. В одной из больших ям, закиданных шифером, внизу оказался колодец побольше и были видны железные ступени. Разу вспомнили друзей-туристов с альпинистским снаряжением, которых с нами не было. Общим мнением мы согласились, что здесь мог быть запасной вход, но не главный.
Забегавшись по территории, мы совершенно выпустили из виду еще один неприметный сарайчик. Дверь заперта на засов, а через окно, опоясанное колючей проволокой видна еще одна дверь, теперь уже с навесным замком. Эта дверь закрывала небольшой оббитый железом вход в холм… конечно, эта дверь из тонкого железа не могла быть входом в бункер. Будучи опытными исследователями предположили, что настоящая дверь находится за первой и, очевидно, похожа на двери бомбоубежищ. Вход закрыт, но об этом нас и предупреждали. Не став испытывать судьбу, было принято единственно правильное решение: вернуться и выяснить как попасть в бункер у охраны.
Продолжаем исследовать территорию. Внимание привлекло высокое строение метрах в 30-50 от бункера. Двигаемся к нему. Трубы, краны, вентили и металлические бочки-резервуары. Предполагаем, что объект использовался как радиатор для охлаждения бункера. Ведь если там находится дизель генератор, а по опыту мы знаем, что дизель устанавливался корабельный, то во время работы этой махины температура в помещениях бункера будет невыносимой. Как известно, дизеля ходят парами – значит и температура удваивается.
Еще одна занятная деталь – метрах в пятидесяти от объекта находится обыкновенный сельский домик, с колодцем, погребом, пчелиными ульями… при ближайшем рассмотрении мы определили, что это муляж. «Военные?», подумали тогда мы. И были неправы. Как потом объяснил нам охранник – этот дворик построили телевизионщики, когда год назад снимали тут серии «Мамаду». Будем считать этот эпизод военным юмором.
На обратном пути мы несколько раз направляли машину в сторону от бетонки, ведущей к выезду из части, но так ничего интересного и не обнаружили. Поражало отсутствие траншей, которые обычно оставляют за собой искатели метала. Это свидетельствовало о том, что объект неплохо охраняется.
«Если бы не было охраны, тут бы местные уже все растаскали», - уведомил нас знающий человек. Территория не маленькая – 27 гектаров, а раньше было 270, когда здесь военные стояли. И все было окружено колючей проволокой. Здесь еще антенны в земле остались. На случай ядерного удара бункер выдерживал взрыв ракеты на расстоянии 200 метров. Наверху все сносило, а бункер продолжал автономно работать на генераторах и резервных антеннах, обеспечивая связь ракетчикам».
Еще нам удалось выяснить, что обеспечивало этот объект – бункер связи РВСН, 70 человек. Из них 20 человек состояли в карауле. Под землей находилась передающая и принимающая аппаратура, а сейчас в части нет даже света для охраны. Военный кабель, который питал объект ранее – шел под землей и сейчас считается перебитым. Может быть от старости, а может быть от лопат умелых копателей. Когда земли вокруг части вывели из Минобороны, и их растаскали сельсоветы. Да и этот объект скоро может стать чьей-то собственностью и попросту пропасть с лица земли, если новый хозяин не решится сделать из него музей. С большей вероятностью можно предположить, что здесь будет секретное , чем музей: на музеях много не заработаешь. Вот так и умирает былая сила, некогда, могущественного государства.
Набравшись впечатлений возвращаемся в столицу. Обсуждаем план следующей поездки – очень хочется попасть внутрь. Для истории. Для памяти. Даже для того, чтобы просто сказать себе: я был там.
Евгений Кузнецов
agrinews.com.ua