Семнадцатый ежегодный Академический рейтинг мировых университетов представляет список самых лучших на планете учебных заведений, пишет Хана Альбертс, Forbes.
Инвестирование Гарварда может сократиться на 30%, но этот университет все равно остается одним из первых во всем мире.
Это учебное заведение находится на первом месте среди 500 лучших учебных заведений, утверждает семнадцатый ежегодный Академический рейтинг мировых университетов, подготовленный аспирантурой Шанхайского университета Джао Тонга и представленный на этой неделе на общеобразовательной конференции в Шанхае.
Для того чтобы составить список лучших, исследователи рассмотрели более 1 тыс. учебных заведений по всему миру. Они приняли во внимание такие критерии, как: главные награды, которые получили студенты и профессоры; количество исследователей, чаще всего цитируемых в своей области науки, которые являются авторами статей в журнале Science and Nature; количество статей, написанных выпускниками университета, которые упомянуты в главных библиографических указателях академических публикаций. Также учитываются размеры учебных заведений.
Так как методология склоняется в сторону учреждений, которые ставят на первое место научные исследования и могут похвастаться своими сильными научными программами, в списке преобладают учебные заведения с техническими специальностями. Стэнфорд, Беркли, Кембридж и МТИ (Массачуссетский технологический институт) входят в первую пятерку. Калтек (Калифорнийский технологический институт), Университет Джонса Хопкинса и Карнеги-Меллон также получили высокую оценку.
Североамериканские учебные заведения в списке лидируют - они занимают 59 мест из 100; европейские - 32, азиатские - 9. Лучшие университеты находятся в Соединенных Штатах; вслед за ними идут Соединенное Королевство, Япония, Германия, Канада, Франция, Австралия, Швейцария, Швеция и Нидерланды. Ни одно из африканских или южноамериканских учебных заведений не входит в сотню лучших.
Эксперты утверждают, что высокие, по сравнению с прошлыми годами, показатели азиатских университетов говорят об улучшении образовательной инфраструктуры в этом регионе. Центральное правительство Китая о заявило о своих намерениях обратить 9 лучших учебных заведений в китайскую версию американской Лиги плюща. Хотя многие университеты в этом регионе до сих пор борются за присвоение им статуса "международного класса", который носят многие западные учреждения.
"Пройдет достаточно много времени, пока азиатские университеты, а особенно китайские, начнут развиваться, - говорит Филипп Альтбах, директор в Boston College Center, участник Шанхайской конференции. - И я говорю сейчас не только об инфраструктуре. Это - академическая культура, академическая свобода, способ организации высшего образования".
Эта конференция привлекла к себе профессоров, администраторов и чиновников из таких далеких стран, как Саудовская Аравия, Бразилия и Камерун. На ней аналитик Уэипинг Юэ из Thomson Reuters представил исследование, которое показало поразительный рост количества статей, написанных академиками китайских университетов. В 1998 году насчитывалось 20 тыс. проводимых в Китае исследований. К 2008-му число возросло до 112 тыс. Такой "прорыв" помог Китаю подняться в списке на несколько ступеней выше: Университет Нанджинга, Пекинский университет и Шанхайский Джао Тонг - все они получили высокие места в Академическом рейтинге.
Критики утверждают: ссылка на университетские исследования не показывает качество преподавания в аудитории. Но авторы списка отмечают, что существует взаимосвязь между этими двумя критериями.
"Список не охватывает качество преподавания и образованности. Хотя если посмотреть на эти учебные заведения, то можно с уверенностью сказать, что это - отличные университеты", - говорит Джамиль Салми, координатор высшего образования в World Bank, главный докладчик на конференции. "Преподавание в Гарварде и Стэнфорде - превосходное. Но это не значит, что эти заведения хороши только благодаря своим исследованиям".
Филипп Альтбах, директор Boston College Center, подчеркнул, что его работодатель не появился в списке, потому что он не ввел программы по инженерии или медицине - те дисциплины, по которым, в основном, и пишут большое количество публикаций.
"Существуют ограничения в каждой оценке… Образование является главной задачей каждого учебного заведения", - говорит Ньян Каи Лиу, декан аспирантуры Шанхайского университета Джао Тонга, один из авторов списка. Ранее, в четверг, он обратился к учебным заведениям, не попавшим под категорию "лучший": "Вам следует сосредоточиться на преподавании, исследовании и заслугах, а не на хорошем месте в списке".
Инф. korrespondent
agrinews.com.ua