В течение 30 лет перед кризисом финансовые рынки росли в 1,5 раза быстрее мирового ВВП. А лидирующим финансовым активом, кроме деривативов, – акции и облигации эмитентов из развитых стран. После кризиса будут расти развивающиеся финансовые рынки.
Центр смещается
Нынешним кризисом закончился почти 30-летний рост мировых рынков капитала, говорится в шестом ежегодном докладе о мировых финансах "Вступая в новую эру", выпущенном McKinsey Global Institute (MGI). Эта работа – очень удобный инструмент для отслеживания трендов в глобальных финансах неспециалистами.
Еще в 1990 г. глобальные финансовые активы (акции, частный и ый долг, банковские депозиты) превышали мировой ВВП в 2,3 раза, а в 2007 г. – уже в 3,4 раза. На протяжении предыдущих 50 лет отношение стоимости финансовых активов к ВВП менялось слабо – даже в США. Почти 30-летний рост стал результатом развития информационных и коммуникационных технологий, либерализации рынков, появления инновационных финансовых продуктов.
Теперь этот тренд закончен. За 2008 г. стоимость финансовых активов упала с $194 трлн до $178 трлн (это рекордное падение). Хотя на фоне предыдущего роста оно не слишком заметное: всего на 8% к уровню 2006 г. Суммарное уменьшение мирового богатства (учитывая недвижимость) побольше – $28,8 трлн. За январь – июль 2009 рынки отыграли $4,6 трлн, но еще далеки от прежних вершин.
Чтобы восстановить утраченную стоимость, жителям развитых стран придется меньше потреблять и больше сберегать, констатирует MGI. В результате, рост экономики после кризиса будет медленнее, чем до него. В этом мнении консультанты не одиноки: дискуссию о том, что новая "норма роста" будет ниже старой, еще в первом полугодии начали управляющие и экономисты Pimco. Но проблема не только в росте – после кризиса придется забыть о прежних темпах финансовой глобализации. Во время кризиса трансграничные потоки капитала снизились больше чем в 5 раз, и восстановятся они не сразу.
Рынки акций и долга развитых стран после кризиса будут восстанавливаться медленно и мучительно: компаниям и домохозяйствам из развитых стран придется выплачивать долги. А вот правительства, наоборот, станут активными заемщиками: им надо финансировать антикризисные бюджеты.
Но наименее длинным финансовый кризис может оказаться для большинства развивающихся рынков: их глубина (отношение стоимости к ВВП) пока невелика, и после кризиса инвесторы будут плавно увеличивать долю вложений в эти рынки.
Утраченная стоимость
биржаВ США рост финансовых рынков был еще заметнее – с 1980 г. и до кризиса они выросли с 1,9 до 4,4 годового ВВП (в прошлом году – упали до 3,9). Это явно не предел падения: прибыли компаний, входящих в S&P 500, за последние 20 месяцев упали примерно на порядок, и отношение цены акций к прибыли достигло 144. Это, конечно, локальная флуктуация – на острие кризиса у многих корпораций с прибылью было совсем плохо. Но и после кризиса быстрым восстановление прибылей не будет.
Интересно, что пузырь сдулся только на рынке акций – именно на них приходится все падение стоимости финансовых активов. Акции подешевели почти вдвое, на $28 трлн, а остальные виды активов даже подросли. Правда, стоимость корпоративных облигаций выросла лишь потому, что MGI учитывает ее по номинальной, а не рыночной стоимости (этот показатель, по сути, отражает лишь количество бумаг в обращении). Рыночная стоимость облигаций упала на $2,4 – 3,2 трлн, то есть осталась на уровне 2007 г., несмотря на новые выпуски.
А вот кредитный пузырь пока сдуваться не собирается. Суммарная стоимость мировых заимствований (кредиты и долговые бумаги) за восемь лет по 2008 г. выросла на 70%, до $131 млрд. И плавный рост продолжается.
Почти две трети суммарного снижения стоимости активов приходится на фондовые рынки трех стран – США, Японии и Китая. Правда, если оценивать снижение стоимости в текущих валютных курсах, а не средних за 2008 г., то падение составило не $16 трлн, а $22 трлн.
Стоимость финансовых активов упала в 111 странах из 112 – везде, кроме Британии. Да и там рост стал всего лишь результатом щедрой госпрограммы по поддержке банков (спасая банки, Банк Англии вызвал бум секъюритизации, резко увеличив перечень активов, принимаемых для рефинансирования).
Падение акций в 2008 г шло в развитых и развивающихся странах сходным темпом (в среднем, на 43% и 51%). А худшие результаты показали фондовые рынки Исландии (–73%), России (–68%), Австрии (–67%), Ирландии и Греции (по –64%).
Снижение стоимости всех активов (учитывая недвижимость) достигло $28,8 трлн. Для сравнения, в 2008 г. все домохозяйства мира сберегли в среднем 5% своих доходов – $1,6 трлн. Оценка удешевления недвижимости – условная: во многих странах нет сопоставимых баз данных. Недвижимость нескольких европейских стран, США и Японии подешевела на $3,4 трлн в прошлом году и еще на $2 трлн в первом полугодии нынешнего.
Поскольку акции подешевели гораздо сильнее облигаций, долговая нагрузка многих компаний и домохозяйств в отношении к их активам за время кризиса не упала, а выросла. Отношение стоимости долга к активам выросло с 124% в 2007 до 244% к концу прошлого года.
А вот банковские депозиты росли, несмотря на кризис (на $5 трлн, до $61 трлн). Это – следствие "бегства в качество" на уровне домохозяйств – тот же процесс во время кризиса заставлял граждан покупать доллары и евро, а институциональных инвесторов – облигации казначейства США. Деньги населения, да господдержка – в противном случае банковских крахов было бы намного больше.
Глобализация, до свидания
Еще сильнее, чем на стоимости финансовых активов, сказался кризис на снижении трансграничных потоков капитала. Они в прошлом году уменьшились с $10,5 трлн 2007 г. до $1,9 трлн. В отношении к ВВП потоки опустились на уровень 1991 г. Да и по содержанию эти операции не похожи на прежние – инвесторы продавали иностранные активы и не выдавали новых кредитов, стремясь вернуть хотя бы часть средств домой. Похожим, но меньшим по масштабу было снижение трансграничных потоков во время предыдущих финансовых кризисов (Азия–1997, Россия–1998).
Из международных инвестиций наименее волатильными, как обычно, оказались прямые. А вложения в иностранные акции вообще упали до отрицательной величины (инвесторы выводили акции). В отношении к ВВП сильнее всего оказался отток капитала из Британии и Западной Европы в целом.
Будущее
Международные потоки капитала, ведущим компонентом которых были банковские займы, быстро не восстановятся: банкам предстоит еще долго залечивать пробоины в капитале. Еще одна причина, которая помешает быстрому восстановлению потоков капитала: снижение текущих профицитов Китая, России, ближневосточных стран, Германии, Японии. Наоборот, дефицит США уменьшился относительно пика (2005 – 2006 гг.) примерно вдвое.
Прошлый год станет точкой перегиба в развитии финансовых рынков Северной Америки, Европы и Японии, полагает MGI. За 1990 – 2007 гг. эти рынки выросли более чем втрое, до $158 трлн (403% ВВП). В ближайшие годы такого роста развитым странам не видать.
До кризиса основным двигателем роста акций были прибыли компаний, перед кризисом достигшие 11% ВВП – намного выше долгосрочного тренда. Теперь прибыли, как и ВВП развитых стран, будут расти медленнее. А отношение капитализации к прибылям компаний и так сейчас намного выше тренда.
Частные долговые инструменты тоже не будут расти прежним темпом – компании и банки еще не выплатили прежние долги. А вот государствам придется активно занимать – по прогнозу МВФ, в ближайшие годы отношение долга к ВВП в развитых странах вырастет по сравнению с докризисным уровнем на 30 – 50%.
Зато быстрое восстановление ждет развивающиеся рынки. За 1990 – 2007 гг. они росли средним темпом в 22% ежегодно (только за 2007 г. – с $25 до $35 трлн). Прошлый год принес снижение стоимости финансовых активов развивающихся стран на $5 трлн, из которых почти ина пришлась на Китай, а 16% – на Россию. Но у развивающихся рынков большой потенциал. Если стоимость финансовых активов США и Европы превышает их годовой ВВП в 3 – 4 раза, то у развивающихся за прошлый год это соотношение снизилось с 2,18 до 1,65.
Вдобавок у этих стран куда быстрее, чем у развитых, растет ВВП, а уровень сбережения гораздо выше. Большого финансирования потребует инфраструктура. Сильно отличается и потенциал IPO – по оценке MGI, в США на рынке котируется порядка 70% компаний (по стоимости), а в Китае – лишь около четверти.
Еще выше потенциал долговых рынков развивающихся стран. Если в США отношение долгового рынка к ВВП достигло 1,6, а в Европе – 1,2, то в развивающихся странах – всего 0,15. Очевидно, что глубина (отношение стоимости к ВВП) развивающихся рынков будет заметно расти. Но это означает, что источником одного из следующих финансовых кризисов может стать Китай. Ведь финансовые активы достаточно велики уже ныне – в 2,8 раз выше ВВП.
Автор – Борис Грозовский, экономический журналист, Россия
Источник: Slon
Инф. delo
agrinews.com.ua