Чтобы удержаться на падающем рынке, ные компании ведут активные переговоры с поставщиками сырья и услуг о снижении цен. Впервые за последние 10 лет в Украине зафиксировано снижение выпуска и потребления а. Эта тенденция фиксируется практически 12 месяцев подряд. В новом сезоне кризисные явления усугубились. Главной причиной сокращения рынка его операторы называют снижение потребительской способности населения, пишет газета "Дело".
Вводимые с 1 июля новые акцизы на о, по-видимому, не добавят аргументов в пользу потребления пенного напитка.
По данным компании "Укро", за первые четыре месяца текущего года украинцы выпили а на 13% меньше, чем за аналогичный период прошлого. С началом ного сезона ситуация несколько улучшилась. По оценкам оваров, в мае отставание было уже на уровне 5-10%.
Снижение объемов потребления сказалось на всех без исключения производителях. Наиболее ощутимо объемы производства упали у компании SABMiller (ТМ "Сармат") - на 22% по сравнению с прошлым годом.
Уменьшение доходов населения внесло коррективы и в структуру внутреннего рынка. По словам Константина Клименко, директора по маркетингу компании "САН ИнБев Украина" (ТМ "Чернігівське", "Рогань", Stella Artois, Staropramen и другие), доля самого низкого ценового сегмента перестала снижаться, а вот в суперпремиальном сегменте, который до кризиса рос, продажи упали практически на четверть.
По мнению операторов рынка, эти изменения едва ли подтолкнут производителей к кардинальному пересмотру ассортимента либо выводу новых торговых марок в эконом-сегмент. овары будут активно поддерживать торговые марки среднего ценового сегмента, на которые приходится более 70% рынка. "Вывод новой торговой марки требует больших затрат", - поясняет Петр Чернышев, генеральный директор "Славутич Carlsberg Group". - В условиях падения рынка ные компании не будут увеличивать расходы на продвижение дешевой продукции". Кроме того, по его словам, рентабельность продаж а в среднем и премиальном ценовых сегментах выше, чем в низком. Вероятно, это также не стимулирует производителей к наращиванию в своем продуктовом портфеле марок эконом-класса.
Чтобы минимизировать потери от падения объемов потребления продукции, а также сгладить последствия резкого роста курса доллара (у многих производителей были валютные кредиты), компании пытаются снизить себестоимость производства за счет снижения стоимости сырья и услуг. "Поставщики сырья вынуждены соглашаться на снижение цен, ведь в противном случае они могут вообще не продать свою продукцию", - объясняет представитель одной из ных компаний.
Производители ного сырья подтверждают, что проблемы со сбытом у них есть. "Снижение объемов продаж по нашей компании составляет около 50%", - констатирует заместитель директора Бердичевской солодовой компании Николай Заика. По его словам, главный покупатель продукции предприятия - "Оболонь". Раньше компания рассчитывала, что рынок будет расти и сырье будет поступать и от этого поставщика, и со своего нового солодового завода. Однако после открытия собственного производства солода "Оболонь" резко сократила закупки у бердичевского предприятия. "На рынке наблюдается перепроизводство солода, конция между производителями растет, что приводит к снижению цен", - заключает Николай Заика.
По информации компании "Оболонь", если год назад среднерыночная цена качественного солода составляла 3,8-4 тысячи гривен, то на сегодняшний день - 3-3,1 тысячи за тонну. В этих условиях украинские производители солода активизировали работу с экспортными направлениями. Продукция Бердичевской солодовой компании, в частности, поставляется на рынки Грузии, Молдовы и Узбекистана.
Схожая ситуация и у производителей хмеля. "Раньше хмель распродавался до Нового года. Теперь ситуация иная - отечественные производители все еще располагают запасами хмеля, произведенного в 2008 году. Компании, которые с нами сотрудничали, заявляют, что такие объемы сырья им не нужны", - сетует и. о. исполнительного директора Ассоциации производителей хмеля Украины Владимир Масловский. По его словам, если в прошлом году тонна отечественного хмеля стоила 60-80 тысяч гривен, то в этом - 25-40 тысяч.
Повышение акцизных сборов, которое было одобрено парламентом на прошлой неделе, вносит свои коррективы в ной бизнес. Напомним, что с 1 июля акциз на о повышается практически в два раза - с 31 до 60 копеек за литр. По словам Александра Слободяна, президента компании "Оболонь", повышение налогов в первую очередь скажется на низком и среднем ценовых сегментах, в меньшей степени - на премиальном и суперпремиальном. "Акциз начисляется на литр продукции и не зависит от ее стоимости", - поясняет глава "Оболони". Получается, что в процентном выражении подорожание будет наиболее ощутимо именно для а эконом-класса.
Повышение акцизных сборов значительно усложнит жизнь не только производителям а, но и поставщикам ного сырья. Дальнейшее снижение объемов потребления пенного напитка еще больше ослабит их позиции на переговорах с оварами, поэтому производителям солода и хмеля придется еще активнее осваивать внешние рынки сбыта. Отметим, что в I квартале этого года, по данным Госкомстата, экспорт хмеля из Украины вырос по сравнению с тем же периодом 2008-го в полтора раза - с 20 до 30 тонн, а вывоз солода увеличился почти в 9 раз - с 1,3 до 11,2 тысячи тонн.
Инф. mignews
agrinews.com.ua