В Украине сегодня насчитывается 8 млн. регулярных пользователей Интернета. Число тех, кто имеет доступ к Интернету, превысило 10 млн. человек. И хотя по доле интернет-пользователей Украина отстаёт от своих ближайших соседей в Центральной Европе, в абсолютных показателях эта цифра существенно превышает количество пользователей в ряде стран Региона, о чём свидетельствуют исследования InMind. Важным этапом развития системы медиаизмерений Интернета является запуск нового исследования, в рамках которого с помощью постоянно работающей Панели интернет-пользователей будут получены точные оценки профиля аудитории ведущих украинских интернет-ресурсов.
ПРОНИКНОВЕНИЕ ИНТЕРНЕТА И МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ: УКРАИНА И СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ
Последние регулярные исследования в области телекома в Украине и за рубежом, проведённые InMind и международной сетью Factum-Group, показывают, что общая численность лиц, имеющих доступ к Интернету в Украине в возрасте 15 -75 лет, составляет 27%, т.е., 10,2 млн. пользователей.
При этом доля регулярных пользователей в Украине - 21% населения, что в абсолютных показателях составляет 8 млн. пользователей, которые заходили в Интернет хотя бы раз за истёкший месяц. При этом выросла доля регулярных пользователей и выросло число тех, кто имеет доступ к Интернету. Также характерной тенденцией стало увеличение частоты использования Сети.
Как показали результаты международного исследования, проведённого InMind и Factum-Group в 8 странах Центральной и Восточной Европы, по доле пользования Украина существенно отстаёт от стран Центральной Европы, где количество интернет-посетителей значительно выше (от 51% пользователей в Словакии, 56% - в Литве до свыше 70% - в Венгрии и Германии). При этом при высокой доле пользования мобильной связью в Украине (77%), доля пользования мобильной связью в соседних странах выше и составляет от 80% - в Словакии, 85% - в Венгрии до 90% - в Литве и 95% - в Латвии.
Наиболее активными с точки зрения использования телеком-технологий и Интернета являются жители крупных городов, молодёжь, лица с высоким доходом.
График 1. Проникновение Интернета
ЗНАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ФЕВРАЛЬСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Среди наиболее известных украинским пользователям, выделяется группа лидеров. В неё входят зарубежный поисковик google (62%), российский поисковик yandex (59%) и украинский портал UKR (57%).
График 2. Какие из нижеперечисленных сайтов знают украинские интернет-пользователи?
При этом, если говорить о посещении украинских интернет-ресурсов, 35% всех украинских пользователей за прошедший месяц посетили хотя бы раз портал UKR; 24% - bigmir)net, 16% - meta.
График 3. Какие из нижеперечисленных сайтов посещали украинские пользователи за прошедший месяц?
График 4. Какой из перечисленных сайтов украинские пользователи посещали чаще всего за прошедший месяц?
(на графике не представлены интернет-ресурсы, которые чаще всего посещают менее 3% пользователей)
МЕДИАИЗМЕРЕНИЯ: ПРОФИЛЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ САЙТОВ
Развитие украинского Интернета определяет актуальность точной профессиональной оценки социально-демографического и психографического профиля посетителей ресурсов UA-нета.
InMind разработал и внедрил первую в Украине систему медиаизмерения аудитории Интернета, основанную на постоянно действующей Панели респондентов, которые репрезентируют всех украинских интернет-пользователей. Численность Панели, вовлечённой в медиаисследование, составляет 5000 участников. Уникальность Панели состоит в том, что она была создана методом персонального рекрутинга, что исключает анонимность участия (при сохранении конфиденциальности), а, следовательно, делает невозможным искажение участниками сведений о своём социально-демографическом профиле.
Методологическая справка. Специфика большинства онлайн опросов заключается в их анонимности и добровольном участии. Вместе с тем требованием к корректному проведению исследования профиля аудитории Интернета является соблюдение стандартов социологических исследований – правильность отбора и избежание участия добровольцев. В отличие от интерактивных опросов, анкеты которых размещаются на сайтах, здесь важно создание панели интернет-пользователей. Под панелью в социологии и маркетинге подразумевают исследование тщательно проверенной, отобранной и работающей на постоянной основе группы респондентов, которая репрезентирует изучаемую целевую аудиторию.
«Основная задача исследования – регулярная и точная оценка профиля посетителей основных украинских ресурсов, - отмечает профессор Владимир Паниотто, Президент InMind. Реализованная нами методология позволяет корректно решить эту задачу, избежав проблему анонимности онлайн-опросов».
Создание Панели интернет-пользователей в рамках исследования по медиаизмерению профиля пользователей площадок предусматривало реализацию 2 этапов:
1) Установочный этап:
Для оценки поведения пользователя в Сети недостаточно собрать и зафиксировать технические сведения. На точность оценки могут влиять различные факторы: количество пользователей, имеющих доступ к одному компьютеру, поведение пользователей со своими учётными записями и другие факторы.
Благодаря проведению InMind установочного исследования, были получены ответы на эти вопросы.
В рамках этого специального исследования, направленного на формирование Медиаизмерительной Панели, в декабре 2008 - феврале 2009 гг. был проведён национальный репрезентативный опрос среди более 7000 респондентов и опрошено методом личного интервью 1500 пользователей UA-нета.
Как показало установочное исследование, в среднем на 1 домашний или рабочий компьютер, с которого осуществляется выход в Интернет, приходится 2.3 пользователя. Таким образом, только 28% пользователей используют свой компьютер единолично. Также установочное исследование содержит информацию об индивидуальных учётных записях и о поведении с ними пользователей, что также позволяет повысить точность последующих измерений.
2) Создание Панели:
Создание Панели включало в себя личный рекрутинг участников исследования и внедрение технологии оценки профиля пользователей сайтов. Сейчас Панель работает в режиме тестирования, и со 2-го квартала 2009 гг. будет организована регулярная поставка результатов исследования на ежемесячной основе.
agrinews.com.ua