По данным Союза моенщиков России, доля импорта – это всего лишь 1,5% от объема российского рынка: 4–4,5 тыс. тонн ежегодно ввозится, тогда как 380 тыс. тонн производится. Однако этот расклад может сильно измениться – наши моенщики переживают не самые лучшие времена. По словам исполнительного директора Союза Валерия Елхова, внутренний спрос на этот продукт стагнирует уже несколько лет. "Вызвано это несколькими причинами, – рассказал "НИ" г-н Елхов. – Во-первых, моеное все же не продукт первой необходимости, и на него не у всех хватает денег. Во-вторых, после появления на российском рынке разнообразных напитков, соков, а, снеков, жвачек произошло перераспределение спроса".
Отсутствие должного спроса ведет к большим проблемам в отрасли. "В России несколько сотен предприятий-производителей моеного, – продолжает Валерий Елхов. – Им приходится жестко конкурировать между собой, низкий спрос вынуждает их демпинговать, что приводит к снижению доходности. В результате у компаний нет денег на рекламу своего товара, разработку новой упаковки, развитие розничных сетей сбыта, закупку нового оборудования и транспорта". Помимо этого, есть проблемы и с сырьем – отечественное животноводство способно обеспечить отрасль молоком и маслом лишь на 50%. "Поголовье скота в последние годы падает, следовательно, сырье доает, – утверждает специалист. – К тому же за многие ввозимые в Россию ингредиенты приходится платить 15-процентный налог, все это сказывается на цене моеного – сейчас средняя стоимость килограмма – 100 руб.".
Украинские же производители находятся в гораздо более выгодных условиях. "Они не ограничены дефицитом сырья, а по качеству, – признает Валерий Елхов, – их продукция вполне может составить концию нашей, особенно есть учесть, что она дешевле". На руку импортерам сыграет и ожидаемое повышение цен на отечественное моеное. "Сейчас много жалуются на то, что российское моеное не вкусное. Это оттого, что масло, используемое для его приготовления, наину состоит из растительных жиров, – рассказывает г-н Елхов. – Однако не так давно был принят ГОСТ, где прописывается, что моеное, именуемое молочным, сливочным или пломбиром, не должно содержать таких жиров. Для производства теперь придется использовать более качественное и дорогое сырье, следовательно, цена моеного вырастет на 10–20%".
Конкурировать с россиянами украинцы намерены с помощью маркетинга и рекламы, однако в работе с таким специфическим продуктом, как моеное, главное, как уверяют специалисты, – это хорошо налаженный сбыт. Моеное нельзя развозить и хранить в обычных машинах и на полках – везде нужны рефрижераторы. И тут украинские производители могут столкнуться с тем, что места для холодильников в магазинах или нет, или стоит оно очень дорого, а российские моенщики иностранных контов в свои сети просто не пустят.
Информирует Yarmarka.
agrinews.com.ua