Общий размер убытков, нанесенных разливом нефти в Керченском проливе в ноябре 2007 года вследствие аварии, составляет от 25,5 до 28,6 млн. долларов. Об этом говорится в новом отчете, представленном сегодня Программой ООН по окружающей среде и Европейской Комиссией.
В частности, глава представительства Еврокомиссии Жозе Мануэль Пинту Тейшейра на пресс-конференции в среду отметил, что Еврокомиссия совместно с Программой ООН провела работу и сейчас представляет Оценку нужд Украины в послеаварийный период (ОНПП), сообщает «ЛИГА».
В основу этой оценке положены понесенные затраты и упущенная прибыль на нынешний день. В этом расчете не учтены такие затраты, как экономическая выгода от чистого пляжа, влияние на туризм в будущем или стоимость возможных будущих мероприятий, таких как удаление загрязненных отложений вокруг мест крушения судов. Следовательно, эту оценку следует рассматривать как нижний предел экономических убытков Украины, а не как полную оценку общего нынешнего и будущего экономического ущерба, вызванного разливом нефтепродуктов.
Пинту Тейшейра отметил, что группа ОНПП пришла к выводу, что основные расходы, понесенные украинской экономикой вследствие разлива нефтепродуктов в Керченском проливе, не связаны с затратами на очистку. Сильнее всего от разлива нефтепродуктов пострадали рыболовля и туристическая отрасль.
Кроме того, глава представительства Еврокомиссии отметил, что в новом отчете подчеркивается необходимость очистки загрязненного мазутом побережья Украины через год после серьезной аварии в Керченском проливе. Отчет также содержит комплекс рекомендаций, направленных на содействие устранению последствий разлива нефтепродуктов в Керченском проливе в ноябре 2007 года. Так, в частности, МЧС рекомендуется в сотрудничестве с Минприроды в течение года очистить береговую линию от загрязнения, Минприроды - после подъема остающейся под водой части судна «Волганефть-139», должно оценить и очистить загрязненные донные отложения. Также рекомендовано ряду министерств Украины в сотрудничестве с российскими органами власти в пятилетний период разработать план действий во время чрезвычайных ситуаций на всех соответствующих уровнях и в соответствие с моделями передовой практике. Министерству иностранных дел в сотрудничестве с Минприроды и Минтрансом - в течение одного года рекомендуется изучить возможности получить Украиной возмещение от Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефти и целесообразности присоединения Украины к Конвенции Фонда 1992 года. Минприроды в отчете рекомендуется разработать устойчивую стратегию обращения с отходами, поступающими в результате чрезвычайных ситуаций, а также создать в течение трех лет руководства по оценке затрат и экономических потерь, включая экологические, в результате разлива нефтепродуктов, для совершенствования процедур компенсации. Также Минприроды и Минтранс в течение двух лет должны провести национальную инвентаризацию перевозок опасных товаров и материалов в пределах территориальных вод Украины. Минприроды и МЧС, в свою очередь, должны организовать обучение персонала, задействованного в реагировании на разливы нефти, и представителей местного населения, а также министерства должны создать четкую стратегию финансирования мероприятий по реагированию на ЧС с обеспечением немедленного доступа региональных и национальных органов (включая научные центры), к фондам для выполнения мероприятий по реализации планов действий в чрезвычайных ситуациях. Минприроды, МЧС и ряд научных учреждений в течение года обязаны разработать систему сбора, обмена, управления и использования информации в ходе реагирования на экологические чрезвычайные ситуации. Кроме того, в трехлетний период рекомендовано усовершенствовать картографирование чувствительности прибрежно-морских зон и другие рекомендации.
«В отчете есть рекомендации, чтобы Украина установила более скоординированную систему планирования аварийных мероприятий на случай разлива нефтепродуктов и более скоординированную систему реагирования на такие ситуации», - сказал Пинту Тейшейра.
В свою очередь, директор ЮНЭП-Европа Кристоф Бувье подчеркнул, что, в принципе, с украинской стороны сразу же после аварии была быстрая реакция. Однако существуют две большие проблемы, которые существенно мешают эффективности работы в таких случаях. В частности, по его словам, система в Украине является чрезвычайно централизованной, и поэтому необходимо обеспечить больший объем полномочий на региональном, местном уровнях. По его словам, это даст возможность более оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации. Кроме того, сказал Бувье, в Украине есть очень квалифицированные специалисты, но, к сожалению, между ними нет координации на надлежащем уровне, что тоже не позволяет нормально выполнять работу и реагировать на чрезвычайные ситуации.
Кроме того, глава представительства Еврокомиссии отметил, что для выполнения этих рекомендаций не потребуется слишком много средств, так как большинство рекомендаций реально выполнить на уровне хорошей организации работы, и на это большие средства не нужны.
Как сообщал ForUm, 11 ноября 2007 года из-за сильного шторма в Керченском проливе один за другим потерпели крушение 7 судов, в том числе два танкера и несколько сухогрузов с серой. В море попало более несколько тысяч тонн нефтепродуктов и около 7 тысяч тонн серы.
Танкер «Волгонефть-139» стал главным источником загрязнения Керченского пролива. Во время шторма он разломился пополам, и в воду попало несколько тысяч тонн нефтепродуктов.
Инф. for-ua
agrinews.com.ua