Успех – наверное, единственное, к чему стремятся все. Даже жизнь для некоторых не имеет такого решающего значения, судя по пословице «На миру и смерть красна».
Прежде всего, попробуем разобраться, что такое «успех». Суть любого понятия определить достаточно легко, ответив на вопрос: ЗАЧЕМ используется это понятие?
Понятие «успех» используется для оценки чего-либо. «Успех предприятия», «успех человека», «успех дела» – все эти выражения имеют смысл только тогда, когда есть, что оценивать, и есть, кому оценивать. Тот, кто оценивает (ценитель), сравнивает то, что есть (факт), с тем, что должно быть (ожидание). В итоге мы получаем «треугольник успеха»: ценитель, факт и ожидание.
Однако центром этого треугольника является деятельность человека для достижения уровня ожиданий. Именно деятельность как единство действия и бездействия, активности и пассивности является ключевым условием достижения успеха.
Чтобы быстро достичь успеха, во-первых, необходимо сформировать ожидание, да не простое, а такое, которое можно было бы или увидеть, или услышать, или понюхать, или потрогать, или попробовать на вкус и т.п.
Во-вторых, факты вещь упрямая, они должны быть. Это значит, что и факты необходимо либо увидеть, либо услышать, либо понюхать, либо потрогать, либо попробовать на вкус и т.п.
И, наконец, там, где успех, всегда есть ценитель (или ценители), который сравнивает факт и ожидания, а результат сравнения оценивает. Здесь важно отметить, что у ценителя должна быть возможность и способность сравнить факт и ожидание.
Казалось бы, все просто: сформировал ожидание, получил факт, сравнил факт с ожиданием и получил успех.
Тогда почему считается, что так мало людей достигает успеха (3-5%)? Почему считается, что успеха необходимо добиваться? Вот один из рецептов успеха: «Вера в своё могущество + Определение цели + Пошаговый План + Смелость начать + Адское Упорство».
Если принять факт как данность, то можно предположить, что достижение успеха зависит от ожидания и/или ценителя. Давайте начнем с ожиданий.
Откуда берутся ожидания? Можно смело предположить, что чем меньше ребенок, тем меньше его ожидания. Ждать просто нечего, а точнее, просто нечем – отсутствует сознание. Это трудно себе представить, но для ребенка мир есть, а его (ребенка) в нем нет. Есть только способность ощущать и чувствовать весь мир без оценки: ожидание равно факту.
Зато в это время все окружающие чего-то от ребенка ждут. Когда он первый раз закричит, повернется на бочок, поднимет головку, встанет, сделает первый шаг, скажет первое слово. От ребенка ждут, что он вовремя будет засыпать, вовремя просыпаться, в необходимый момент времени кушать, писать, гулять и т.п.
Дальше больше. От ребенка ждут, что он будет слушаться маму и папу, бабушку и дедушку, друзей и подруг семьи, воспитательницу, учительницу, классную руководительницу, директора школы т.д. Это называется хорошее поведение. В это время ребенок по привычке думает, что хорошее поведение – это хорошо для него.
Однако наступает время, когда ребенок перестает так думать. У него появляются «свои» ценности, на основе которых и формируются «свои» ожидания. Чтобы понять, что своего в этих ожидания, давайте вспомним, что раньше в этом месте вообще ничего не было: ни своего, ни чужого… Была только данность как способность к формированию ожиданий.
Благодаря этой способности, в этом месте образовалось море «чужих» ожиданий: папы/мамы, дедушки/бабушки, воспитательницы/учительницы, друзей/знакомых и т.д., и т.п. Эти ожидания настолько глубоко вошли в сознание, что воспринимаются своими, само собой разумеющимися, что называется «с молоком матери».
К сожалению, иначе нельзя. К сожалению – только потому, что родители и другие воспитатели, как правило, не задумываются о своей роли в формировании ожиданий ребенка, не учитывают его индивидуальные особенности. Никому в голову не придет ожидать от ребенка без ног успехов в футболе, но все хотят видеть своих детей отличниками в учебе и послушными в поведении. Это в лучшем случае, а в худшем – родители пытаются компенсировать свои неудачи успехами своих детей: папа не стал великим футболистом – сын мучается в спортивном интернате, мама не стала великой балериной – дочь мучается в балетной школе.
Чужие ожидания – вот бич успеха. Потому что родители и прочие «добелатели» считают, что они лучше знают, чего ждать от ребенка, а когда он вырастает, то автоматически принимает эти ожидания за свои.
Отсюда вывод: чтобы быстро достичь успеха, необходимо разобраться с ожиданиями: чьи они, насколько соответствуют своим личным желаниям, своей данности.
Теперь попробуем ответить на вопрос какова роль ценителя в треугольнике успеха? На первый взгляд, роль его проста – сравнить ожидание и факт: вот это должно было быть, а это есть. Однако все оказывается сложнее. Именно ценитель задает минимально необходимый для успеха уровень ожиданий. Человек вправе принять этот уровень или отказаться от него – это значит отказаться от успеха. Вот что необходимо успеть человеку для достижения успеха – достичь того уровня своих ожиданий, который признается минимально необходимым. Именно ценитель признает результат успехом. Этим обеспечивается объективность оценки.
Если с точки зрения человека успех – это ожидаемый результат, то с точки зрения ценителя успех – это признание соответствия результата требованиям успеха. Чтобы быстро достичь успеха, необходимо знать эти требования.
Это означает, что содержание понятия «ценитель» должно включать знание требований к успеху. Очевидно, что это близко к понятию «учитель», а точнее «успешный учитель», в отличие от набившего оскомину в последнее время понятия «учитель успеха». «Успешный учитель» – это человек, достигший успеха в своем деле. Именно уровень, достигнутый учителем, можно принять как минимально необходимый уровень ожиданий для успеха.
Отсюда вывод: чтобы быстро достичь успеха, необходимо правильно выбрать учителя и добиваться признания им своих результатов. Интересно, с этой точки зрения, признание академика Ш.А.Амонашвили – великого советского педагога: «Самый лучший учитель – это самый трудный ученик». Получается, что «успешный учитель» всегда имеет учеников, в том числе таких, которые «отрицают» своего учителя. Как тут не вспомнить значение закона отрицания отрицания в философии.
Что же необходимо УСПеть человеку, чтобы достичь УСПеха? Во-первых, разобраться со своими ожиданиями, выбрать из них те желания, которые отвечают своей данности. Во-вторых, найти успешного учителя. Наконец, сделать все необходимое, чтобы получить результат, оценка которого учителем и станет признанием успеха.
Теперь можно уточнить понятие успеха – это оценка учителем соответствия результата деятельности человека необходимым требованиям.
источник