о для бельгийцев - не просто напиток, а почти национальный символ.
оваренная промышленность появилась здесь еще в средние века. Сегодня на рынке более 500 марок - от массовых продуктов, таких как Hoegaarden и Leffe, до более специализированных сортов - Abbey или Trappist, - многие из которых производятся на маленьких оварнях с горсткой рабочих.
Но, несмотря на все свое разнообразие, эта сфера бизнеса в Бельгии вынуждена реформироваться.
Малопьющие бельгийцы
Туристы, заполняющие центральную брюссельскую площадь Гранд-пляс, с огромным удовольствием пробуют эти образцы местной культуры в тени знаменитых средневековых гильдхаусов - зданий, построенных мастеровым и торговым людом. Но сами бельгийцы а пьют все меньше и меньше. За последние четверть века потребление этого напитка в стране сократилось на четверть.
Тео Вервое возглавляет Бельгийскую оваренную ассоциацию. Он считает, что в этом положении вещей нужно в первую очередь винить социальные перемены. «Крупные промышленные компании уходят из Бельгии, - объясняет он. - Теперь здесь все больше и больше офисов, банков и европейских институтов. А их сотрудники пьют меньше».
«Десять лет назад, к примеру, была фабрика с 10 тысячами рабочих, все кончали работу вечером - и отправлялись на часок выпить, - вспоминает Вервое. - А теперь этого не происходит». Но это беспокоит в основном кафе и рестораны. А овары занимаются поиском новых рынков.
Заграница помогает
Все больше бельгийского а идет сейчас на экспорт. Более ины производящегося сегодня в стране а потребляется в других странах. 20 лет назад это соотношение было 1/3.
Тон в этой тенденции задают крупные овары - такие как Inbev и Alken Maes. Впрочем, и производители специализированных сортов тоже идут по этому пути.
Томасо Абрусади работает в компании Beerexport, которая продает специализированные сорта а по всему миру. Он говорит, что рынок бельгийского а просто огромен.
«В этом году наблюдается бум в Азии, в основном в Таиланде и Японии, - говорит Абрусади. - Большой интерес проявляют китайцы. Но не меньше его и в Южной Америке. К тому же у нас есть очень мощный партнер в Соединенных Штатах. Спрос на специализированное о повсюду высок».
Чем же так влечет к себе бельгийское о?
Pauwel Kwak
Безусловно, заметную роль ает умный маркетинг, к примеру, многие сорта поставляются с собственными фирменными стаканами.
Вот о Pauwel Kwak. Сладкое, красноватого цвета, его производит семейная оварня Bosteels. Оно подается в высоком стакане с шарообразным донышком, который вставляется в особую деревянную держалку. Выглядит это, как какой-нибудь старомодный технический аппарат, и пить из него не очень-то легко.
Но Трент Уильямс, торгующий бельгийским ом в лондонском гранд-кафе Lowlander, убежден: дизайн - одна из главных привлекательных особенностей этого напитка. «Его видишь - и в голове мелькает: ух ты! Это интригует клиента, и он потом приводит друзей, - говорит Уильямс. - И потом к этому потихоньку привыкаешь».
Важен также вкус.
Существует огромная разница между сладковатым, пшеничным привкусом светлого а - такого как Hoegaarden - и кислым, жестким ударом по нёбу, который получаешь от некоторых сортов Lambic.
И хотя некоторые сорта, безусловно, приятнее других, лишь очень немногие из них можно считать пустыми на вкус. А с учетом огромного разнообразия предлагаемых сортов всегда можно подобрать то, что нравится тебе.
Итальянцы говорят «но»
Но люди, которые занимаются торговлей бельгийского а, сталкиваются порой с достаточно неожиданными проблемами.
«Фруктовое о в Италии не идет, - жалуется Томасо Абрусади. - Они просто не понимают, что это тоже о. Я им показываю, и они говорят: да-да, замечательный напиток, но это же не о! И - не покупают».
Продавцы признают, что хорошие времена не будут длиться вечно, потому что такие сорта дороги в производстве, а еще к ним нужно добавить торговую наценку - и объемы наверняка пойдут вниз, как только замедлится рост экономики.
Но пока овары счастливы: экспорт процветает, и выручка от него с лихвой покрывает те потери, которые несут они на родном бельгийском рынке.
Тео Леггетт
Бизнес-обозреватель Би-би-си