Замминистра обороны Владимир Бойко считает, что недостаточное финансирование украинской армии из госбюджета часто ставит боеспособность армии в зависимость от умения продать военное имущество....
– Чем на сегодня владеет Минобороны и от чего собирается избавляться в ближайшее время?
– В сфере управления министерства боле 3,5 тыс. военных городков, 215 госпредприятий и 23 сельскохозяйственных, 10 лесных хозяйств, 224,8 тыс. га земли. Безусловно, не все из этого востребовано на сегодня. Поэтому мы уже передали 7 сельхозпредприятий Министерства обороны Министерству АПК. Планируется реформировать лесохозяйственные предприятия и создать только одно, в распоряжении которого останутся только леса, непосредственно покрывающие действующие полигоны. Остальная часть лесов до 1 июля 2007 года будет передана в сферу управления Госкомлесхоза.
– Какая участь ожидает казенные предприятия, находящиеся в сфере управления Минобороны? С большей частью из них вы по-прежнему намерены расстаться?
– Согласно программе сокращения численности Вооруженных сил Украины, до 2010 года в нашей сфере останется всего 40 наиболее мощных, высокорентабельных предприятий оборонной промышленности Украины. Остальные будут переданы в сферу управления другим органам исполнительной власти, их ждет приватизация или ликвидация.
– Минобороны готово передавать «лишние» леса, земли и госпредприятия. Почему же оно не откажется от несвойственных для него функций — реализации освобожденного военного имущества и передать их профильному ведомству?
– По сути, мы не против. Но у нас есть план наполнения спецфонда госбюджета, прописанный в бюджете и утвержденный Верховной Радой, средства из которого идут на решение жилищных проблем военнослужащих и решение других социальных вопросов. В этом году мы должны обеспечить поступление в спецфонд 840 млн. грн., в планах следующего года — 1,9 млрд. грн. На сегодня существует единственный способ наполнения этого фонда — реализация военного движимого и недвижимого имущества, а также сдача его в оренду. Хочу особенно подчеркнуть, что Минобороны не реализует, а передает имущество уполномоченным Кабмином организациям. Оценку же имущества делают организации, которые имеют лицензию Фонда госимущества на проведение этих операций.
– То есть Минобороны не может отказаться от реализации имущества из-за финансовой стороны вопроса, поскольку лишится средств для приобретения жилья военнослужащим? А сколько ежегодно нужно министерству для нужды армии: обновление, реформирование, проведение боевых учений, приобретение жилья?
– Мы предлагаем предусмотреть в бюджете на следующий год перечисление на нужды и развитие армии 2% ВВП из бюджета страны ( 11,8 млрд. грн.). Это тот минимум, который необходим.
Мы прекрасно понимаем, что процессы, которые сопутствуют реализации военного имущества, вызывают у людей несведущих, или желающих увидеть в чем-то компромат, нездоровую реакцию. Например, в прошлую среду один из депутатов заявил в Верховной Раде, что в Запоье, на территории воинской части строится супермаркет. Хорошо, что один из телеканалов оперативно выехал в Запоье и прояснил ситуацию. В свое время данная воинская часть была реформирована: лет пять назад на законных основаниях часть ее территории была отдана городу, теперь местная власть что-то и строит на своей земле, за территорией воинской части. Но обвинение в адрес Минобороны уже прозвучало, кто-то его подхватил, и поехало… Мы не успеваем опровергать все безосновательные обвинения, звучащие в адрес министерства.
– Сколько на сегодня объектов фигурирует в подготовленных Минобороны списках на реализацию, и как часто они пополняются?
– На сегодня в списки включено 7477 объектов, остаточная стоимость которых составляет 425 млн. грн. Из них уже реализовано или обменяно на жилье 1100 строений на сумму более 95 млн. грн. Кроме этого, сегодня на утверждении в Минфине находится дополнительный перечень, в который вошли 1428 объектов, стоимостью 53 млн. грн. Списки пополняются по мере освобождения имущества, строений обычно раз в год.
– А как вы делите объекты между многочисленными «продавцами», структурами, уполномоченными Кабмином реализовывать военное имущество?
– Мы ничего не делим. Мы все передаем уполномоченным КМУ структурам, которые и распределяют между своими дочерними предприятиями и остальными компаниями, задействованными Кабмином в реализации военного имущества. Некоторое время продажей имущества в числе прочих занимались две структуры Минобороны: «Укроборонпостачальник» и «Укроборонлизинг». В прошлом году министр обороны Украины Анатолий Гриценко лично ходатайствовал перед КМУ относительно лишения их права реализации имущества, что и было сделано. Кроме того, руководством Минобороны была проведена ревизия ранее заключенных договоров по реализации имущества, передаваемого уполномоченным организациям. Таким образом, Минобороны настояло на внесении изменений в договоры в соответствии с законодательством Украины и интересами МОУ.
Так что с 2006 года ни Минобороны, ни его структуры реализацией имущества не занимаются.
– Вы удовлетворены работой организаций, уполномоченных продавать имущество армии?
– Сегодня могу сказать, что да. Не довольны были весной — поэтому попросили их пересмотреть договоры, внести изменения, в т.ч. касательно размеров комиссионных вознаграждений.
– В марте нынешнего года военное имущество не продается, кстати, почему?
– Есть несколько причин. Во-первых, как я уже говорил, в мае 2006 года мы начали проведение ревизии ранее заключенных договоров по реализации имущества, передаваемого уполномоченным организациям, на соответствие их законодательству и интересам Минобороны. Когда согласие было достигнуто, правительство приняло решение временно прекратить реализацию военного имущества и заключение договоров аренды. Затем в августе, а потом уже в сентябре Кабмин распорядился приостановить продажу имущества Минобороны до формирования Государственного департамента освобожденного избыточного имущества и земель.
– Так Госдепартамент уже создан? Реализация военного имущества разблокирована?
– Госдепартамент создан согласно с постановлением правительства в мае этого года на базе уже существующего в министерстве департамента избыточного имущества и земель. Сейчас ждем отмену постановления правительства, блокирующего продажи, но этому противятся ФГИУ и Минфин. Если мы получим возможность возобновить продажу имущества, то к концу года успеем пополнить спецфонд на 50-70 млн. грн.
– Если работа по реализации военного имущества отлажена и прозрачна, откуда возникли многочисленные претензии к Минобороны со стороны КРУ, Генпрокуратуры, Счетной палаты? Неужели все обвинения в адрес министерства необоснованны?
– Хочу еще раз подчеркнуть, что Мин-обороны самостоятельно ничего не продает. Что касается проверки ГлавКРУ, то по сей день ни я, ни министр не видели акта проверки, существует только справка ГлавКРУ. Кроме того, у Минобороны есть весомые основания говорить о свободном трактовании действующего украинского законодательства в справке. Генпрокуратурой же эта справка была использована на заседании ее коллегии.
Объяснения и возражения Мин-обороны не принимаются во внимание. Приведу факт. Нас обвиняют в том, что предприятие «Укрконверс» в 2005 году реализовало имущества и земли на 5,9 млн. грн. Объясняю, «Укрконверс» вошло в состав Минобороны 3 января 2006 года, то есть отчуждение имущества произошло, когда оно входило в состав Национального координационного центра. Какие к нам могут быть претензии? Или то, что касается центрального военного санатория в Ялте. Он был частично реализован в 2004 году без проведения аукциона трем коммерческим структурам. Возглавив Министерство обороны в феврале 2005 года, Анатолий Гриценко не согласился с этой продажей и начал ее оспаривать. Однако есть решение Высшего хозяйственного суда, что все реализовано правильно. И таких необоснованных обвинений большинство.
Мы не умалчиваем факты нарушений, злоупотреблений, а сами подаем в суды, оспариваем. И хотели бы в этом иметь поддержку и понимание, а не сталкиваться с использованием поднятых нами вопросов как недостатков в работе Минобороны.
Дина Пархомчук
«ДЕЛО»
agrinews.com.ua