о «Магнат» и «Оболонь Премиум» делают основные продажи компании «Оболонь» за пределами СНГ. Чтобы заработать на модернизацию предприятия 15 лет назад, сотрудники завода «Оболони» возили за границу ящики с ом и предлагали свой продукт потенциальным импортерам.
«В начале 1990-х годов наши специалисты для того, чтобы завоевать другие рынки, брали ящики а, садились на поезд, ехали в разные страны и показывали продукцию «Оболони», — вспоминает директор по экспорту «Оболонь» Сер Кравец....
И это несмотря на то, что к тому времени завод уже имел богатую экспортную историю. Первые партии а за рубеж предприятие стало делать еще в советские времена. В частности, в 1989 году по заказу Москвы киевские овары экспортировали свою продукцию в США и Великобританию. На английский рынок украинское о шло как Zhiguli Beer, на американский — под названием «Русский». «Американцам тогда было интересно получить продукт из Советского Союза»,— говорит Кравец.
В 1992 году предприятие перешло в частную собственность. Новые владельцы серьезно отнеслись к поставкам за границу. Одной из причин ориентации на экспорт была, в частности, потребность в закупках нового оборудования, улучшении технических условий производства — на все это требовались валютные средства.
Немецкие любители украинского а
Сегодня о «Оболонь» продается практически во всех странах Европы, а также в США и Австралии. По итогам первого полугодия 2006 года, доля продукции предприятия в национальном экспорте а достигла 85,1%. А доля экспорта в общем объеме производства киевских оваров составляет около 20%, в том числе 5% — поставки в Европу.
Основной принцип в выборе европейского партнера для «Оболони» — это надежность. С самыми молодыми компаньонами предприятие работает пять лет. С остальными сотрудничество длится уже десяток, а то и два десятка лет. Первых партнеров «Оболонь» искала через торгово-экономические миссии при украинских посольствах, а также личные связи. Некоторые нынешние партнеры вышли на украинскую компанию сами в связи с всплеском популярности Украины после «оранжевой революции», а также благодаря новому сайту, созданному специально для бизнес-коммуникаций.
За рубежом «Оболонь» не открывает представительства и не занимается прямыми поставками, предпочитая работать через дистрибьюторов. Крупнейший из них — в Германии. Немецкий партнер завода сотрудничает с более 1,6 тыс. магазинами. Он не только обслуживает немецкий рынок, но и распространяет продукцию в другие страны Европы — Грецию, Австрию, Данию, Нидерланды.
Германия же является европейским рекордсменом по потреблению киевского а. Кравца не пугает статус этой страны как ной Мекки со сверхжесткой концией среди производителей. Он считает, что там хватит места для всех. Тем более что основные продажи «Оболони» на немецком рынке приходятся на так называемые «русские» магазины.
Маркетинг в руках партнеров
«Сейчас перед нами стоит задача завоевать и немецкие магазины, потому что наше о не уступает по качеству и вкусовым особенностям немецкому», — утверждает Кравец. В частности, одним из наиболее близких к классическому немецкому вкусу он называет о «Магнат». Эта марка, а также «Оболонь Премиум» (преимущественно в высокой стеклянной бутылке) делают основные продажи компании за пределами СНГ.
Выводить для экспорта какую-то отдельную торговую марку киевские овары не считают необходимым. В Европу направляется все, что продается и в Украине. «Чтобы создать специальную марку для европейского рынка, нужно иметь очень большой маркетинговый бюджет», — поясняет Кравец.
Маркетинговую политику и расходы на нее «Оболонь» оставляет за своими партнерами. Чаще всего продукцию компании популяризируют на Западе, проводя промоакции в специализированных местах продаж, делая небольшие подарки потребителям.
Транснациональные аппетиты
Месяц назад в портфеле «Оболони» появилась новая торговая марка — «Коллекция Зиберта». Она придумана для трех сортов а, которые производит дочернее предприятие — Фастовский завод. Его продукция и раньше поставлялась за рубеж. Одним из самых удачных по экспорту, в частности, считался фастовский «Портер». Теперь среди европейских любителей а будут продвигать еще три вида а из «Коллекции Зиберта».
Впрочем, пока серьезной ставки на экспортный потенциал нового бренда руководство «Оболони» не делает. о из «Коллекции Зиберта» планируется предлагать как бонус к основной торговой марке «Оболонь».
Еще в 2004 году Александр Слободян, президент «Оболони», утверждал, что компания рассматривает варианты покупки производства в Германии. По его словам, там вроде даже присмотрели определенный завод. Однако прошло три года, а об иностранном активе киевлян так никто и не услышал.
По словам Кравца, компания не отказалась от идеи открыть производство в Германии. В то же время он не говорит о конкретных планах. «Покупка предприятия за границей происходит не так быстро. На каждом рынке бывают определенные моменты, когда конъюнктура благоприятствует или не благоприятствует. В данный момент мы ищем благоприятные условия», — говорит Кравец. Но даже если у «Оболони» появится производственный актив в Европе, предприятие не собирается спешить с созданием новой торговой марки.
Покупка производства усилит ценовые позиции продукции компании в европейских торговых сетях за счет удешевления расходов на транспортировку и уплату пошлин. Оболонское о, которое экспортируется в Европу, освобождается в Украине от акцизного сбора и НДС. Однако пересекая границу, оно отягощается ввозной пошлиной и НДС другой страны. Например, в Германии этот налог составляет 16%, в Польше — 18%. Поэтому в отечественных магазинах оболонский «Магнат» стоит около 3,2 грн., а в немецких — около 1 евро. В среднем бутылка этого а для европейского потребителя становится почти вдвое дое.
Вера ТКАЧЕНКО
«ДЕЛО»
agrinews.com.ua