• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • а для гурманов
    Опубликовано: 2006-10-19 15:17:00

    Обычная а, как и настойки или и с добавками всегда была у нас в почете, имели своих поклонников во все времена.

     

    В наше время крепких напитков не убавилось, но на этот раз речь пойдет о клюквенных и лимонных.

     

    Не все то настойка, что не а

     

    Среди напитков типа «лимон» встречаются как настойки, так и и особые. Отличие состоит в том, что у водок особых присутствует легкий характерный аромат, в то время как у настоек вкус и аромат может быть выражен намного сильнее. По цвету лимонные настойки, как и лимонные и, скорее бесцветные, чем насыщенно лимонные. С клюквенными напитками проще: они имеют насыщенный яркий цвет и поэтому называются настойками, так как и и и особые — прозрачные бесцветные жидкости. К слову, настойки могут быть и замутненными. Еще одно отличие кроется в крепости напитка. Как правило, и особые выпускают более высокой крепости (37,5—56 проц.), чаще 40 проц. Настойки же могут быть менее «градусными», от 20 до 38 проц. Также отличаются условия и сроки хранения водок и настоек: неокрашенные настойки хранятся 12 месяцев (в нашем случае это лимон), окрашенные — 6 месяцев (клюква). Причем окрашенные ликеро-водочные изделия нужно хранить в затемненном помещении.

     

    Лимон плюс клюква

     

    Лимон и другие цитрусовые являются наиболее распространенными плодами, по потреблению они уступают только яблокам. Полагают, что впервые лимоны начали возделывать в Китае в VIII—IX веке. Сейчас, благодаря широкой географии выращивания, их можно купить без проблем в любое время года. В качестве ароматического сырья используют как свежие, так и сушеные корки цитрусовых, из которых получают эфирное масло. Хоть оно и представляет многокомпонентную смесь, но ключевые вещества, определяющие запах лимона, — это цитраль и цитронеллаль. Собирают плоды при достижении определенной зрелости, но вовсе не обязательно с желтой кожурой. Главное, чтобы содержание сока в плодах достигло 28—30 проц. После этого принципиальной разницы между зелеными и желтыми по цвету плодами не существует. Для ароматизации продуктов питания часто применяют эссенции — концентрированные растворы душистых веществ естественного или искусственного происхождения.

     

    Клюква — вечнозеленый стелющийся кустарник, ягоды шарообразные, темно-красные, кисло-сладкие, доспевают в августе-октябре. Растет в заболоченных сосновых и смешанных лесах. В Украине ее заготовляют в Волынской, Ривненской, Житомирской, Черниговской областях и в Карпатах. Ягоды употребляют в свежем виде, а также в виде соков, морсов, ликеров, наливок, вин, варенья, мармелада и т. д. Из выжимок клюквы получают урсоловую кислоту, которая имеет гормоноподобное действие и используется для лечения некоторых заболеваний. Отходы сокового производства используют также для получения высококачественного пектина и красителей.

     

    Ягоды клюквы содержат 89,5 проц. воды, 3—4 проц. сахаров, 3—5 проц. органических кислот, 15—20 мг% аскорбиновой кислоты. Также клюква богата на минеральные вещества, особенно калий и йод, красящие, пектиновые вещества. В состав органических кислот входит бензойная, благодаря которой ягоды долго сохраняются в свежем виде, практически до нового уая.

     

    Тестирование

     

    а — постоянный «гость» наших исследований. В этот раз мы решили протестировать у «цветную», а точнее, две ее разновидности: «лимон» и «клюква». Клюквенные ликеро-водочные изделия представлены настойками, их в тесте две. А вот среди лимонных напитков есть как настойки (три образца), так и и особые (два образца). Схема тестирования не менялась: оценили маркировку и упаковку продукции, проверили по ряду показателей в лаборатории, а также провели органолептическую оценку с привлечением как пробантов, так и профессионалов.

     

    Маркировка и упаковка

     

    Замечаний к маркировке продукции оказалось не много. На одних бутылках крепость и объем обозначены без сопроводительных слов (Nemiroff, «Мягков», «Союз-Виктан»), на других не хватает телефонов производителей («Хлібний дар» и «Житомирська»). На клюквенной настойке «Житомирська» не написано, что ее необходимо хранить в затемненном помещении. Также на этикетке этого напитка не хватает предостережений для отдельных категорий населения, а также не уточнено, какие именно ягодные соки входят в состав продукта.

     

    Что касается упаковки тестируемой продукции, то в отличие от «белой» и «цветные» пока не спешат обзаводиться дозаторами. В тесте только один образец имеет такое удобное приспособление для налива — «5 капель Клюква». В немного меньшей, чем пол-литра, бутылках представлены два образца, а именно Nemiroff и «Союз-Виктан», соответственно в бутылках вместимостью 0,3 и 0,375 дм3.

     

    Лабораторные исследования

     

    Среди семи протестированных образцов оказалось только две и особых: «Хлібний дар» и «Союз-Виктан». В лаборатории проверили содержание в них альдегидов, сивушных масел, а также крепость. Все полученные цифры укладываются в отведенные нормы для водок особых, приготовленных на спирте «люкс». Содержание альдегидов не превышало 6 мг/дм3, сивушных масел — 3 мг/дм3, крепость — 40 проц. Для настоек такие показатели, как содержание альдегидов и сивушных масел не нормируется, но мы все же решили их проверить. Цифры получились боле высокие, что, очевидно, связано с добавлением различных ингредиентов. Кроме того, в настойках проверили крепость. Она соответствовала «обещаниям»: где заявлено 40 проц., оказалось действительно 40 проц., где написано 38 проц., там и было 38 проц. Таким образом, претензий к физико-химическим показателям протестированных напитков не оказалось.

     

    Органолептическая оценка

     

    Традиционно для тестирования ликеро-водочных изделий проводили две органолептических оценки: с привлечением дегустационной комиссии и пробантов. При этом каждый напиток оценивали по внешнему виду, то есть на предмет прозрачности и цвета, а также по аромату и вкусу. Традиционно к внешнему виду продукции особых замечаний не было. Все лимонные напитки были прозрачными и бесцветными. Такую характеристику, как цвет, можно было применить только к клюквенным настойкам. Чуть бледнее оказался цвет у настойки «Житомирська». А вот по вкусу и запаху напитки отличались сильнее. Мнения специалистов и пробантов совпали по четырем из них —«Мягков Лимонна з медом», Nemiroff, «Союз-Виктан» и «5 капель». Что касается остальных напитков, то преимущество имела оценка потребителей. Клюквенные настойки понравились меньше, ни одна из них не была удостоена наивысшей оценки.

     

    Цена и качество

     

    Дешевле 10 гривен были только два образца — «Холодний яр» и «Житомирська». Цена остальных напитков (в пересчете за 0,5 л) колебалась в пределах 11,0—12,5 гривни. Плохих общих оценок нет, что не может не радовать. В «отличники» попали два лимонных напитка — «Мягков Лимонна з медом» и «Nemiroff Лимон». Общей оценки «хорошо» удостоились и особые «Союз-Виктан Медова з лимоном» и «Хлібний дар Лимон», а также настойка «Холодний яр Лимонна з медом». Также оценку «хорошо» получили обе клюквенные настойки: «5 капель» и «Житомирська на бруньках».

     

    Наталья Мелещук

     

    «CN-Новости»

     

    agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.