«В последующие шесть с иной месяцев политические оки большой сцены будут изображать ни много, ни мало – конец света» – так считают аналитики Агентства моделирования ситуаций (АМС), организовавшие 14 сентября, пресс-конференцию, посвященную результатам одного из самых свежих исследований политической ситуации, сложившейся в результате раскола в команде Ющенко.
По мнению специалистов АМС, политическое «шоу», которое мы наблюдаем уже вторую неделю, до парламентских выборов остановить вряд ли удастся. Ведется активное обсуждение на тему того, чей же это был «хитроумный» план – Юлии Тимошенко, которой, надо было срочно освободиться от ответственности за экономическую ситуацию и оторваться от тонущих рейтингов власти? Петра Порошенко, которому надоело «круглосуточно» стоять незыблемой обороной информационного пространства Президента, отбивая риторические атаки премьерши, и который счел слишком скучным занятием изображать активную, но совершенно бесполезную для него деятельность в СНБО? Злобного Александра Третьякова, удобно устроившегося дергать разнообразные ниточки во власти и экономике страны, и которому премьер Тимошенко нарушала всю гармонию натяжений, ослаблений и прочих манипуляций? А может здесь и вовсе замешана сильная рука Кремля, решившая внести свои поправки в украинское построение власти? И по-прежнему, до конца не ясно, как после всего этого будут относиться к Ющенко его бывшие коллеги, ведь именно с его «легкой руки» полетели головы почти всех министров Кабмина…
«Оранжевая революция», расставившая многих на свои сегодняшние посты, сильно разбаловала украинских политиков, дав им на время почувствовать себя в роли настоящих революционных вождей нации, и у некоторых из них уже успел возникнуть своеобразный «синдром абстиненции». А теперь, когда их внезапно лишили насиженных мест, начинается «ломка», и сегодня найдется немало отчаянных голов, которые постараются любой ценой вернуть свои прежние позиции.
Итак, Агентство моделирования ситуаций уверенно прогнозирует: в ближайшие полгода страну ждут «апокалипсические» и. Реальный резонанс от этого в обществе будет незначительным, но различные политические силы будут вовсю раздувать «раскол» «помаранчевой» команды в подвластных СМИ, предоставляя пиарщикам и политтехнологам свои «полигоны». Кто станет главными мишенями? Конечно, бывшие революционеры – Ющенко, Тимошенко, Порошенко и другие основные действующие лица Майдана. И в первом выпуске очередного исследования «Политические партии Украины: подготовка к парламентским выборам 2006 года. Общий анализ предвыборной ситуации: основные оки, проблемы, тенденции развития» – специалисты Агентства делают предварительный обзор того, кто и с чем пойдет на грядущие парламентские выборы.
«Идет нормальная политическая борьба, – поведали журналистам в ходе дискуссии – Главная оппозиционная сила, которая начала прорисовываться – это блок Юлии Тимошенко. Многие говорят об отходе ее идеологии от принципов Майдана, но и это вполне закономерно. Большинство профессиональных политологов и аналитиков прогнозировали, что это произойдет через месяц-полтора, но события несколько опередили прогнозы».
Несложно вспомнить, что раньше БЮТ объединял под своим крылом совсем разные, зачастую мелкие политические партии и группировки. Но и сегодня у блока нет достаточного количества сильных сторонников, чтобы стать крайне правой силой. Ведь, исходя из теперешней ситуации, политические взгляды этих партий напрямую могут зависеть от характера отношений между Президентом и экс-премьером. Многие помнят, как Виктор Ющенко хвалил Юлию Тимошенко за неделю до правительственного кризиса, и как негативно отнесся к ее действиям во время увольнения Кабмина, обвиняя в злоупотреблении служебным положением. И даже если она в душе затаит злобу на Президента и решит через кого-то «подставить», то критика в сторону Ющенко будет выглядеть в этой ситуации как вода на мельницу Януковича. А а тем временем продолжается. Некоторые источники, близкие к СБУ, владеют компроматом как на Порошенко, Тимошенко и Третьякова, так и на самого Ющенко. Но сразу его выплескивать никто не торопится, да и не время. Но поводов для скандалов в будущем – хоть отбавляй.
Президент, заслышав обвинения в адрес своей команды, говорит: «Разберитесь, предоставьте факты, доказательства…» – но если их предоставят, то многие из его окружения попросту рискуют оказаться за решеткой.
Но если вернуться к предвыборным прогнозам, то очевидным становится, что самые шумные баталии будут происходить вокруг двух объединений – провластного Народного Союза «Наша Украина» и Блока Юлии Тимошенко. Последняя, вне всяких сомнений, найдет нужные слова для того, чтобы убедить достаточное количество мелких партий выступить в ее поддержку в надежде на то, что ей снова удастся прибрать власть к своим рукам. Другие же партии (коммунисты, социалисты) будут сплочены своими собственными политическими интересами.
Координатор проектов АМС Ярослав Павловский добавил: «Мы считаем переход Юлии Тимошенко в оппозиционную нишу очень серьезным шагом, после которого окажется, что свободный электорат Виктора Ющенко составит только 9% избирателей, в то время как у его главного оппонента на прошлых президентских выборах и провластного кандидата Виктора Януковича этот показатель достигает 18%».
Причина столь низких рейтингов отдельных политических лидеров весьма очевидна – наличие огромного количества политических объединений. По словам замдиректора АМС Алексея Голобуцкого, продаются места в парламенте, в списках партий, и эта торговля в пик предвыборной гонки обещает идти очень оживленно. Не удивительно, что вследствие этого Верховная Рада может превратиться в клуб собственников «карманных» партий. Даже сегодня мы видим появление на политической арене оков, которые до этого и близко не были замечены возле Парламента.
Алексей Голобуцкий, автор и руководитель проекта, попытался очертить направленность деятельности PR-кампаний в ходе предвыборного процесса: «Политтехнологи наконец найдут настоящих ценителей своей работы: они будут трудиться для профессионалов – политиков и своих коллег, обслуживающих соперников клиента. Вполне естественно, что для подобной аудитории будут задействованы самые сильные и неожиданные трюки – с нами скучать в эти месяцы не придется. Хотя есть шанс, что ко дню выборов многие избиратели так и не удосужатся запомнить имена формальных лидеров блоков и названия большинства самих блоков и партий».
Характеристику брошюре, в которой проведен анализ предвыборной ситуации дал один из ее соавторов Виталий Бала, занимающий должность директора АМС: «Это первое исследование, вышедшее после отставки правительства. Сентябрьский выпуск – обзорный. Мы даем пока общий анализ ситуации в начале активной фазы парламентской кампании и кратко подаем данные о ресурсах, которыми располагают партии на сегодня. В целом по нашему мнению кампания будет насыщенной только внешне, социум вряд ли будет затронут настолько же глубоко, что и во время президентской кампании».
Вячеслав Глембоцкий ELCOMARTвыборы
agrinews.com.ua