Луганская область входит в пятерку наиболее промышленно развитых областей Украины. Она обладает многообразной структурой производства, транспортно-коммуникативными возможностями. Высокий ресурсный и кадровый потенциал области свидетельствует о том, что регион способен развиваться с опорой на собственные силы.
Пока Луганская область остается экономически и политически недооцененным регионом в Украине. Я убежден, что это ненадолго. "Недооцененность" экономического потенциала области необходимо превратить в преимущество, в характеристику, способную повысить инвестиционную привлекательность региона.
Особая ответственность за повышение имиджа и инвестиционной привлекательности области лежит на руководителях местного самоуправления. Опыт и политическое лидерство, которое продемонстрировала Луганская область, необходимо представить и вынести на общенациональный уровень. Способность создавать демократическую среду в политике и бизнесе можно и нужно превратить в источник экономического роста региона. Достаточно вспомнить, что создание первых крупных общественных организаций, которые объединили регионы - Конгресс местных и региональных лидеров - возглавил известный луганский политик Тихонов.
Луганск обладает и сильным депутатским корпусом. Мой товарищ по партии Дзонь - патриот своего региона, человек, способный сформировать партийную команду и защищать интересы Луганщины на всех уровнях. А НДП как партия народной демократии, готова включиться в разработку проекта социально-экономического прорыва области.
"У власти нет новой региональной политики"
8 месяцев правления новой власти позволяет оценить ее готовность и способность чувствовать, понимать и учитывать интересы регионов при реализации государственной политики. К сожалению, кроме разговоров, никаких реальных сдвигов в вопросах развития регионов мы не наблюдаем. По большому счету, у людей, которые с увлечением занялись переделом портфелей, полномочий и собственности просто не доходят руки до регионов. Точнее, крепкую хватку новой киевской бюрократии регионы уже почувствовали, но в действиях этой бюрократии нет даже намека на новую региональную политику.
Напротив, прошедшие месяцы показали, что традиционный разрыв между центром и регионами увеличился.
Я считаю, что приходит время тех политических сил, которые способны взять на себя ответственность за эффективную региональную политику. НДП в этом вопросе открыто к сотрудничеству с широким спектром общественно-политических сил. Мы готовы предложить свой опыт и политические возможности для продвижения интересов территориальных громад, области, города.
Среди приоритетных направлений, от которых зависит судьба экономики Луганщины, благополучие луганчан:
Первое - модернизация и дальнейшее развитие угольной отрасли - стержня всего Донбасса. Всегда отстаивал необходимость единой государственной программы по развитию отечественной отрасли, поскольку понимаю: уголь - единственный стратегический энергетический ресурс (пример - ш.Никанор-Новая). Убежден, что прежде чем спешить с закрытием или приватизацией шахт, необходим национальный мониторинг отрасли. Его можно провести в течение 2006 года. Цель - определить шахты, которые составят основу национальной (государственной) отрасли, сформировать экономически эффективные механизмы работы угольной отрасли с металлургией. Дерибан здесь недопустим.
Второе - комплексная жилищно-коммунальная реформа в регионе. В восточных областях проблема обеспечения жильем, состояние жилищного фонда, коммунальные услуги, в частности - водоснабжение, - превращаются в вопрос социальной безопасности. С одной стороны, нужно "додавить" Жилищный кодекс, который заветирован Президентом. Но с другой - нужно консолидировать усилия местного самоуправления и крупного капитала в регионе для решения жилищной проблемы. Это и есть солидарность местной власти и бизнеса не на словах, а на деле. Луганщина в вопросе жилищной реформы может стать примером для всей Украины, локомотивом реформы ЖКХ.
Третье - стабильная работа прибыльных предприятий региона, таких как Лисичанский НПЗ. Это преступление правительства - строить новые НПЗ в условиях, когда действующие мощности не загружены, а работникам может угать безработица уже через полтора-два года. Считаю, что политика в вопросе работы НПЗ должна быть пересмотрена. Нужно научиться сотрудничать со стратегическими инвесторами, а не воевать с ними. Ведь жертвой станут региональные экономики и сотни семей рабочих.
Это лишь малая часть тех вопросов, которые требуют своего решения на Луганщине. Мои коллеги по партии, луганчане, предложат развернутый и детальный план развития региона.
Провал административно-территориальной реформы
Кавалерийские атаки в таких сложных вопросах как административно-территориальная реформа приносят только вред. Украине нужна, прежде всего, административная реформа - создание эффективной и прозрачной системы управления. Что же касается территориальной реформы, которую власть пыталась форсировать, то она Украине вообще не нужна. Во-первых, на территориальную реформу нужно около 20 млрд. гривен. Во-вторых, в советское время был опыт ликвидации районов. Последствия были катастрофическими. Там, где ликвидировались районные администрации, автоматически разрушалась вся социальная инфраструктура.
"Политическая реформа или угроза нового авторитаризма"
Как бы мы не оценивали отношения по линии центр-регионы, в решающей мере перспективы новой региональной политики будут зависеть от политической модели власти, которая установится в Украине. К сожалению, в вопросе доведения реформы политической системы власть не спешит ставить точку. Считаю, что неработоспособный Конституционный суд, который оказался не способен рассматривать судьбоносные вопросы политической реформы, - на совести новой власти. Более того, новая власть уходит от ответа на вопрос, готова ли она к вступлению в действие поправок к Конституции с января 2006.
НДП было и есть сторонником и лоббистом проведения политической реформы. С нашей точки зрения, провал политической реформы сопряжен со значительными политическими рисками для страны, чем ее проведение.
Напомню, что парламентско-президентская модель, которая заложена в основу реформы, предполагает, что:
Президент - остается гарантом Конституции и Главой государства.
Парламент - формирует коалиционное правительство на основе большинства, несет солидарную политичскую ответствееность за его деятельность.
Вместе с тем есть ряд серьезных проблем, не решенных законодательно. Прежде всего, за Президентом олсталось право назначать глав администраций. Это угает двоевластием и войной кадров. Во-вторых, фактически заблокирована реформа самоуправления. А ведь эта рефоима является неотъемлемой частью политической реформы.
И все же, несмотря на это, плюсы от проведения политической реформы очевидны:
- преодоление раскола внутри исполнительной ветви власти;
- восстановление баланса полномочий между исполнительной и законодательной ветвями власти;
- создание системы политической ответственности исполнительной власти перед парламентом и политической коалицией;
Минусы, о которых часто приходится слышать, вполне устранимы при наличии понимания и политической воли.
Исходя из выше сказанного, НДП рассматривает любые попытки власти, которые направлены на отмену сроков и сути политической реформы, будет расценивать как попытку реанимации авторитарной модели управления в Украине.
НДП выступает за консолидацию политических сил как на общенациональном, так и на региональном уровне, с целью недопущения срыва ввода в действие поправок к Конституции с января 2006 года.
Блокирование реформы местного самоуправления
Политическая реформа - это не только вопрос перераспределения власти в Киеве между Президентом, премьер-министром и Верховной Радой. Политреформа рискует деградировать до уровня косметического ремонта, если в Конституцию не будут внесены поправки, блокирующие развитие местного самоуправления.
К сожалению, интересы удержания властных полномочий в руках Президента и его окружения оказались сильнее, чем обещания новой власти дать толчок развитию местного самоуправления в Украине. Фактически, поправки к Конституции, которые касались развития местного самоуправления, уже оказались в роли жертвы политической конъюнктуры.
НДП считает, что политическая ответственность за провал поправок к Конституции, которые касались развития местного самоуправления, лежит на тех политических силах, которые контролируют исполнительную власть.
Во-вторых, Верховная Рада, как представительный орган, должна дать политическую оценку факту срыва реформы местного самоуправления.
В-третьих, вопрос о судьбе поправок к Конституции, которые касаются развития местного самоуправления, должен быть рассмотрен на специальном заседании Верховной Рады. На это заседание должны также быть приглашены представители органов местного самоуправления, ассоциации городов Украины.
Угроза дефолта местных бюджетов
Провал в вопросах реформирования системы местного самоуправления усугубляется сохранением неэффективной системы межбюджетных отношений. Огромные социальные выплаты, которые власть делает с целью увеличения доверия со стороны граждан, осуществляется за счет вымывания финансовых ресурсов с промышленного сектора и перехватывания денежных потоков, у местных бюджетов.
Особенное беспокойство вызывает рост дефицита средств, поступающих в местные бюджеты. По предварительной оценке, дефицит местных бюджетов в сумме составляет порядка 2,5 миллиарда гривен к концу августа. Масштабы проблемы достигают таких размеров, что пришло время говорить об угрозе дефолта местных бюджетов в этом году.
НДП заявляет о недопустимости, когда правительство решает проблемы государственного бюджета за счет "выкачивания" ресурсов из местных бюджетов.
Мы будем инициировать парламентские слушания по вопросам финансового состояния местных бюджетов. Счетная палата Верховной Рады должна дать оценку правительственной политики в этом вопросе еще до проведения парламентских выборов.
НДП будет настаивать на проведении реформы межбюджетных отношений. Регионы должны получить реальную финансовую базу. Правительство необходимо лишить возможности перекладывать свои просчеты на плечи регионов-доноров. Политика дотирования регионов-реципиентов должна быть радикально пересмотрена. Выравнивание уровня развития регионов не должно превращаться в систему.
"Повышение проходного барьера - угроза демократизации"
Сейчас создан искусственный информационно-политический кризис, связанный с инициативой Президента повысить проходной барьер при проведении парламентских выборов 2006 года. Категорически не согласен с планами Президента и его окружения, потому что считаю их опасными для страны.
Во-первых, для этого нет законных оснований. Закон принят, подписан Президентом, и ы в перемены могут лишь создать новые конфликты.
Во-вторых, НДП оценивает призыв к повышению проходного барьера как бюрократическую попытку загнать "всех под одну гребенку". Мы убеждены, что повышение проходного барьера нанесет удар политической демократизации в стране, расколет страну на Запад и Восток, как это была в 2004 году. Считаю это недопустимым.
В-третьих, НДП выступает не только за стабильность законодательства, касающегося выборов в Верховную Раду. Мы считаем, что парламент должен в первоочередном порядке принять законодательство, которое внесет ясность в порядок и процедуру проведения выборов в местные органы власти.
Угроза банкротства ЖКХ
Разговоры о реформизме новой власти - это миф. Наглядный пример этому - вето президента на Жилищный кодекс. Документ в разработке, которого приняли участие кроме депутатов представители правительства, местных советов, жеков, общественных организаций был отброшен, исходя из соображений политической конъюнктуры.
Дело в том, что подготовленный и принятый нашим профильным комитетом Жилищный кодекс вводилось такое понятие как "социальное жилье". Иными словами, мы закладывали в Кодекс норму, которая предполагала, что люди с доходами ниже питочного уровня имели право на получение жилья, построенного за счет местного и государственного бюджета.
Аргументация со стороны Президента простая донельзя. В очереди на жилье стоит 1,5 млн. человек, из них 450 тыс. - это инвалиды. Для ликвидации указанной очереди, из расчета 500 дол/м, необходимо 200 млрд.гривень. Не долго думая, наши "государственники" решили "зарубить" Жилищный кодекс и таким образом избавиться от головной боли с бюджетом накануне парламентских выборов.
С моей точки зрения, это антигосударственный, антисоциальный подход. До тех пор пока по законодательству граждане имеют право на получение жилья, государство должно заботится о создании "социального жилья".
К сожалению, проблемы ЖКХ не сводятся только к "провалу" Жилищного кодекса. Власть не имеет продуманной политики в области реформирования ЖКХ. В контексте роста цен на энергоносители и неспособности значительной части граждан оплачивать услуги ЖКХ, Украина реально может столкнуться с банкротством отрасли.
НДП и я, как глава профильного комитета, не намерены молча наблюдать за халатным бездействием правительства в сфере ЖКХ. Я, как депутат, от имени НДП уже подготовил обращение к Президенту, в котором указываю на угрозу банкротства ЖКХ.
Кроме того, уже сейчас мы отстаиваем необходимость реализации Кодекса уже с 2006 года. Можно пересмотреть ряд спорных моментов, но кодекс будет рассмотрен в парламенту вторично и обязательно - я подчеркиваю это - будет принят.
agrinews.com.ua