Приближающиеся парламентские выборы значительно активизируют деятельность социологических служб – как известных и достаточно авторитетных, так и тех, кто только начинает изучать различные аспекты общественной жизни Украины. И, что бы ни говорили скептики о заданности результатов социологов, хочется верить, что, в конечном счете, эти люди вершат благое дело. Суммируя полученные из различных источников выводы, общество лучше узнает самое себя, а политики "нащупывают" горячие проблемы, которые требуют вмешательства.
Значительная часть проектов компании "Мнемософт Украина" разворачивает свою деятельность в информационной сфере, поэтому неудивительно, что изучение настроений граждан через электронные СМИ и для их нужд является ее приоритетом.
Не «отбирая хлеб» у высоколобых аналитиков и не претендуя на абсолютную выверенность и бесссть полученных результатов, социологи компании попыталась выяснить, какое влияние оказывает информация, полученная пользователями через Интернет, на их электые предпочтения. В ходе исследования использовался метод анкетного опроса жителей четырех крупнейших городов Украины – Киева, Харькова, Львова и Одессы, а также изучение мнений экспертов.
Полученные результаты в чем-то подтверждают уже известные постулаты, а в чем-то вносят в них существенные коррективы. Так, 71,5% пользователей украинского сегмента "всемирной паутины" активно интересуются политикой. Они систематически посещают политические сайты, обсуждают полученную информацию с друзьями, из которых 18,8% высказывают свое мнение на ах и в чатах. Это, прежде всего, интеллигентная публика в возрасте от 25 до 40 лет, как правило, люди с высшим образованием, имеющие возможность значительное время проводить у компьютера. Одним словом, те, кого в последнее время стали называть "продвинутыми пользователями". Самое главное: 93,2% таких людей отметили, что полученная информация в значительной степени влияет на их мнение о политике и политиках.
Характерно, что только 11,4% участников опроса заходят на специализированные сайты – органов государственной власти, политологических и социологических служб, а также электронных изданий так называемых "толстых журналов", специализирующихся в сфере политики. 63,9% респондентов, отвечавших на вопросы социологов, хотели бы иметь более полную информацию о деятельности политических партий и общественных организаций, но в силу "ряда причин" пока не имеют такой возможности.
Что касается этого "ряда" – разгадка проста. Анализ показывает, что почти 90% тех, кто составляет Интернет-аудиторию, пользуются возможностью узнать что-то интересное, находясь на работе. То, что приводит в ярость работодателей, возмущающихся низкой дисциплиной своих сотрудников, является благом для Интернет-компаний и политических Интернет-ресурсов. Так что собственники компаний, обслуживающих медиа-рынок, должны усвоить: магистральный путь к увеличению посещаемости – снижение стоимости "железа" и еще в большей степени – доступа в "Интернет".
Подавляющее большинство пользователей Интернет-ресурсов политической направленности черпают информацию из новостных сайтов, причем предпочтение отдают самым "раскрученным". В то же время 58,3% заявили, что, не довольствуясь хорошо им известными ресурсами, постоянно ищут новые издания, которые могут значительно дополнить, а порой и существенно изменить сложившиеся взгляды и предпочтения. Респонденты готовы к таким переменам, косность и застой мысли им не присущи. Так что выход на рынок новых сайтов политической направленности – дело совсем не безнадежное, и только от их сотрудников зависит, найдут ли они своего читателя и как скоро это произойдет.
Что касается участия в предстоящих выборах, то практически все опрошенные пользователи Интернет осознанно выбрали ту политическую силу, которая им в наибольшей степени импонирует, постоянно следят за новостями приглянувшейся им партии или событиями, которые разворачиваются вокруг ее лидеров. Но (и это тоже нужно учитывать политическим деятелям разного калибра) если в Интернете, который все участвовавшие в опросе считают в значительной степени свободным и более независимым в сравнении с печатными СМИ, будут появляться материалы, которые опровергнут их мнение об участниках избирательной гонки, большинство участвовавших в опросе (62,1%) готово им поверить.
Итак, пользователи Интернета стали в последнее время более остоны в оценках, менее наивны и ичны. Усилилась критичность реакции на происходящее, свобода слова и мнений из манящего лозунга постепенно превращается в повседневность. Может, в этом и состоит главный урок прошедшего после президентских выборов года.
Александр Иванов,
ELCOMART Выборы 2006
agrinews.com.ua