• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Политолог Михаил Погребинский: Против Тимошенко не будет использована машина репресий
    Опубликовано: 2005-09-28 14:51:00
    Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский уверен, что против Тимошенко не будет использована машина репрессий, Януковичу пока не светит ключевая роль в большой политике, а СДПУ(о) пойдет на пользу потеря контроля над «Интером».

    – После назначения нового Кабмина, громких кадровых сенсаций так, кажется, и не получилось. Значит ли это, что «каким ты был, таким ты и остался»?

    – Мне кажется, что обязательства и обещания Ющенко выполнены частично. Этот Кабмин имеет как политические, таки профессиональные назначения. Среди политических я бы назвал Безсмертного и Кириленко, а среди профессиональных, считаю удачным назначение министра экономики Яценюка и, видимо, министра труда и социальной политики Саханя.

    Самое скандальное назначение – Виктор Балога на посту министра по вопросам чрезвычайных ситуаций. Без Балоги этот состав выглядел бы пристойно. Балога - человек с плохой репутацией. Хотя в отношении его профессиональных качеств я ничего негативного сказать не могу. Он что-то там сделал во время паа в Закарпатье, но, я думаю, что это назначение ошибочное.

    Что касается остальных, в целом, этот компромисс между политикой и профессионализм достаточный, чтобы решить задачи, которые правительству придется решать эти полгода. Никаких особых сюрпризов в правительстве нет. Ожидаемые отставки состоялись, включая министра культуры.

    Правительство по определению техническое, потому что в нем минимизированы политические роли. Наиболее сильное политическое присутствие – это Безсмертный. Ясно, что с региональной политикой он ничего не сделает за это время, но, как человек представляющий партию НСНУ, будет по полной программе пользоваться своим положением вице-премьера.

    – Михаил Борисович, как Вы оцениваете украинскую «премьериаду»?

    – Есть несколько критериев оценки. Один из них – чем все кончилось? Ну, во-первых, не совсем закончилось, потому что мы пока не знаем полного состава правительства. Если говорить о чистой «премьериаде», то кандидатура премьера, в ситуации, которая сейчас сложилась в стране, мне кажется оптимальной. В этом смысле, все, кто ен не политической конъюнктурой, а состоянием экономики и перспективами страны, должны быть удовлетворены этим исходом.

    Теперь второй итог. «Премьериада» включает в себя подписание некоего документа между Ющенко, Ехануровым, с одной стороны, и Януковичем, с другой. Не смотря на все злобные, иронические и издевательские комментарии, которые сейчас массовым тиражом присутствуют в информационном пространстве по этому поводу, в сухом остатке от всего этого остается позитивная линия Президента на то, что война оканчивается. Как бы там ни говорили – революция, «идеалы Майдана» и все такое - но, в конечном итоге, судьба страны дое. Если ради этого надо подписывать, может быть заслуживающие некую иронию, документы, то это того стоит. Подвести черту под безответственным маханием саблей, вместо того, чтобы кропотливо работать над будущим страны, я думаю, что это стоит того. Это второй, на мой взгляд, позитивный итог.

    Сама процедура «премьериады» напоминает, не может не напоминать, времена прошлой власти (со всякими способами работы с депутатами). Но надо быть совершенно наивным Рахманиным (Сер Рахманин «Зеркало недели» - ред.), чтобы представлять себе, что после победы, как он считает, «революции» поменяется элита и народ. Всем здравомыслящим людям было понятно, что ничего не поменяется. То есть люди пришли к власти, немножко другие люди, не приехавшие к нам из Гарвардов, а шие здесь достаточно уютно свою жизнь. Теперь они получили шанс многократно увеличить свои возможности. Как это можно не понимать? Бабка Параска наверное этого не понимает, но то, что этого не понимают серьезные люди, то это меня не то, чтобы смешит, а наоборот очень сильно огорчает. Это уже деградация аналитических способностей у нашей мыслящей среды.

    – Меморандум между «регионалами» и властью подписан, но будут ли следовать этим «заповедям» обе стороны?

    – Это не важно. Важно только то, насколько устойчиво внутреннее решение Президента, который остается (и еще значительное время будет) главным политическим оком в нашей стране, насколько устойчива его внутренняя перестройка на кропотливую работу, вместо войны. То есть если подписание документа является результатом устойчивого пересмотра, то этого достаточно. Тогда не имеет значение, что он что-то выполнит, что-то там по мелочам не выполнит. Ясно, что все не возможно выполнить. Я не хочу вдаваться в детали, но важно внутреннее решение, что - «я так дальше жить не хочу». Это был период, под которым нужно подвести черту. Возможно, он был необходим, люди посмотрели на своих героев в креслах вице-премьеров и т.д. Теперь пора работать, потому что все плохо может закончиться.

    Причем, я не хотел бы, чтобы подумали, что я так критически настроен по отношению к е номер два Майдана. Дело не в этом. Майданная атмосфера была частью Ющенко. Тимошенко просто сохранила в себе все это, а Ющенко сказал – хватит. Если бы и она сказала «хватит», то было бы продолжение в новой ипостаси жизни страны. Я с глубокой симпатией отношусь к абсолютному дару Юлии Владимировны убеждать людей, но под этим этапом должна быть подведена черта; как мне кажется, теперь это понял и Ющенко.

    Я, на этот раз верю Ющенко, верю в то, что он, наконец, осознал реальную опасность движения в русле продолжения революции.

    – Можно ли говорить о прекращении репрессий, или же просто поменяется адресат?

    – Я не верю в репрессии против Тимошенко, Турчинова, Томенко и т.д. и надеюсь, что этого не будет. В отношении того, что прекратятся вообще репрессии, ну, я не знаю. Для этого надо было бы уволить ину губернаторов, потому что не может же Президент сверху это все контролировать. Общее ощущение того, что злоупотреблять властью для того, чтобы сводить счеты со своими политическими противниками… я думаю, этот тренд будет приостановлен. Это понятно, потому что есть сигнал: «Ребята, уймитесь!». Мы не перешли в режим правового государства, и еще не скоро перейдем. Просто вот этого освещения сверху, я думаю, не будет. Я надеюсь не в последнюю очередь потому, что не будет ребят, которые рядом стояли с Президентом и постоянно его подзуживали в этом направлении.

    – Виктор Янукович, подписав Меморандум, вернулся в большую политику?

    - Не обязательно. Я думаю, что это поспешное мнение. Это зависит не от того, подписал он какую-то бумагу или нет. Это будет зависеть от того, как он будет действовать. Если лидеры регионалов, благодаря этой бумаге, решат ряд вопросов, и на этом все кончится, то тогда Янукович ни в какую большую политику не вернулся. Если они будут заниматься системной оппозиционной деятельностью, которая будет иметь признаки защиты интересов региона, то тогда, может быть, он сделал шаг к тому, чтобы вернуться. Но у меня, честно говоря, есть сомнения в их готовности заниматься интересами части общества.

    – Как будет себя вести Юлия Тимошенко в оппозиции? Насколько глубоко она в нее погрузится?

    – Я считаю, что Юлия Тимошенко переживает сейчас некий экзистенциональный выбор. Но, похоже, что сама она еще не ощущает этой экзистенциальности. Судя по тому, как она себя ведет, нет ощущения, что у нее этот выбор состоялся – выбор на войну до победного конца. Вот я буду премьером, вот у меня будут полномочия и т.д. Я не исключаю, что она может быть премьером.

    Но для того, чтобы мы жили в нормальной стране нужно, чтобы и у нее, как, я надеюсь, и у Ющенко внутри произошел некий переворот. Чтобы она поняла, что мы все живем именно в этой стране, с такими людьми, с такой элитой, и надо перестать перегружать голову идеалами Майдана. А надо делать черновую работу, чтобы то, что они называют идеалами Майдана, каждый день приближалось к реальности. Если этот переворот и у нее произойдет, то у нее есть хорошая перспектива, в том числе стать премьером.

    Если же речь пойдет о войне, о том, что «я знаю, как правильно реализовать идеалы Майдана, и больше никто не знает, и мне Томенко поможет, и вообще все будет ок», то тогда, я считаю, ее ожидают тяжелые времена.

    – «Окружение» Президента частично дискредитировано и потеряло властные посты. Как Вы считаете, могут ли теперь все так же сильно влиять на Виктора Ющенко?

    - Я снова возвращаюсь к тому моменту… произошел перелом в сознании президента реально, или же это просто минутное настроение. Мол, плохо, загнали в угол, я пойду на какие-то шаги, а потом вернусь к своей старой позиции.

    Если этот перелом реально произошел, то те, кого называют «близким окружением Ющенко» могут вполне быть на днях дениях, остаться ами семьи, в широком смысле слова, но они не будут влиять на государственную политику. Если этого перелома нет, то тогда мы просто вернемся к модели, когда есть один начальник, и опять будет манипулирование, и опять будет использование и к телу для решения своих проблем и т.д.

    – Михаил Борисович, как вы прокомментируете раскол «Трудовой Украины». Кому он выгоден?

    Во-первых, это неплохо, с точки зрения того, что всем напомнили о существовании этой партии. В плане PR это сработало позитивно для тех, кто сохранит лейбл. Правда, сейчас окончательно непонятно, кто же его сохранил. Я понимаю, что Коновалюк пошел в сторону сближения с властью, в сторону, так называемой, конструктивной оппозиции. Это произошло пару месяцев назад, когда со стороны власти была линия войны. Если ты переходишь во время войны, даешь сигналы, что ты хочешь дружить, а это было очевидно (все эти разговоры о конструктивной оппозиции являются предложением себя), то перспективы с таким подходом быть не может. Сейчас команда Сивковича настроена оппозиционно и это даёт им шанс. Возникает вопрос, что же означает эта оппозиционность? Одно дело оппозиционное состояние войны, а другое дело оппозиционное состояние некоего выбора пути. Пока не ясно.

    Возле Коновалюка нет сильных фигур, возле Сивковича – есть. В этом смысле, на ом поле они могли бы переать Коновалюка, если бы была конция между этими двумя группами. В конечном счете, сам по себе бренд «Трудовая Украина» кое-чего стоит.

    – Какую стратегию выберет СДПУ(о) в походе на парламентские выборы, учитывая то, что партия потеряла не только возможность использования властных рычагов, но и влияние на телеканал «Интер» и «Студию 1+1»?

    - В отношении влияния на телеканалы, то я думаю, что это небольшая потеря, поскольку они многого и не давали, а наоборот расслабили партию, и давали представление о том, что телевизионное манипулирование может заменить реальную партийную работу. Я думаю, что это полезно для партии.

    Как СДПУ(о) пойдет на выборы? Ну, понятно только, что они не пойдут с «регионами» в блоке. А будут ли они в другом блоке или пойдут самостоятельно, то, насколько я знаю, пока окончательного решения нет. Тут возможны варианты. Я не сомневаюсь, что трехпроцентный барьер они преодолеют, при любом варианте. Им необходимо решить - они входят в блок, где есть еще другие более-менее засвеченные фигуры, или же они пытаются преодолеть тот негативный имидж, который сформирован у партии, и в сложившейся ситуации находят свою линию. Потенциал для этого есть. Так или иначе, понятно, что это «синее» электое поле не заполнено агентами, способными взять все эти голоса. Тем более, что поведение Партии регионов оставляет СДПУ(о) много места для работы. Так что, время есть, силы есть, ресурсы, в принципе, тоже есть. Вопрос в том, сумеют или не сумеют. Это серьезная интрига. Посмотрим.

    – А каково будущее гражданского а "Объединим Украину"?

    - Тоже пока не ясно. Задумывалось это как площадка, где могут себя проявить активные люди, не обязательно включенные в политику. Если и будут там политики, то они будут выступать в роли не чисто политической, а в роли гражданского актива, который способен предложить какую-то новую форму взаимодействия между экспертным сообществом, политическими силами, властью и, в конечном счете, обществом через СМИ. Нужно наладить нормальную дискуссию. У нас, на самом деле, ее нет. Очень слабые неправительственные организации, которые привыкли работать исключительно в грантовском режиме критики прошлой власти.

    А вот форма гражданского а "Объединим Украину" позволяет создать в крупных городах площадки для обсуждения ключевых проблем страны с работой с экспертным сообществом и последующим выходом на СМИ для того, чтобы людям было понятно, о чем идет спор. Власть сможет получать итог некоего апробированного экспертного и общественного мнения.

    Вы тысячу раз можете поставить вопрос обществу, что оно думает о политреформе? Люди реально ничего не понимают. Да что люди?! Три четверти депутатского корпуса не понимают. Они не читали и не знают. Поэтому нужно, чтобы важные для страны вопросы проходили некую процедуру, где будет участвовать экспертное сообщество, и будут вырабатываться внятные «мессиджи» по поводу разных концептов решения проблем. После этого они будут появляться в СМИ и на телевидении. Когда люди это поймут, тогда и можно проводить опросы, и власть будет знать реальные результаты. Потому что сегодня манипуляция результатами опросов общественного мнения просто вводит власть в заблуждение. В результате они не понимают - они действуют против интересов общества или за. Вот такая идея.

    – Как полагаете, будет ли уволен Генпрокурор Святослав Пискун, если да – то когда?

    - Если бы я и знал, то не сказал бы. Но я, конечно же, этого не знаю.
     
    Александр Даниленко, «Фраза»
    agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.