Руководство страны пред началом парламентской кампании решило вспомнить о своем обещании создать общественное телевидение. Но, телезрители смогут насладиться «правдой» только после Парламентских выборов. По крайней мере, об этом 20 октября в Запоье заявил Вице-премьер министр по гуманитарным вопросам Вячеслав Кириленко.
По его словам механизмы исторической трансформации уже готовы, но они «требуют поэтапности введения и подразумевают проведение специальных мероприятий, специальных оплат». Так что, переходный период будет «недолгим, но необходимым», как в анекдоте – пациент будет жить плохо, но мало.
И теперь самая судьбоносная часть речи: «Сразу же после выборов, когда будет стабилизирована политическая ситуация, мы должны принять окончательное решение на всех уровнях по переходу на общественное вещание».
Смею вас уверить, что окончательное решение по этому вопросу будет сложным и на самом деле неокончательным. На самом деле проводить перепрофилирование медиа монстра под названием УТ 1 именно после выборов – идея хорошая. Но, лучше всего – не проводить его в ближайшие лет пять. Почему? Об этом далее.
Говоря об общественном телевидении вообще, и острой необходимости его существования в частности, руководители всех уровней обычно ссылаются на опыт стран Европы. Причем, если вы по мотивам их рассказов попытаетесь найти в той самой Европе нечто подобное – потерпите жесточайшее поражение.
Конечно же, в Европе и даже Америке существует общественное радио и телевидение. Естественно они являются важнейшим инструментом демократического общества. Несомненно, никто не сомневается в необходимости их существования. НО!!!
У них
Во первых: Ни в Европе, ни в США не существует общенациональных каналов общественного вещания. (Корпорация «Немецкая Волна», которую чаще всего ставят в пример, на самом деле является исключительным и единственным в Германии государственным СМИ, которое к тому же вообще не вещает на территории этого государства).
Во вторых: Финансирование общественных каналов осуществляется за счет громады определенного территориального субъекта и благотворительных взносов. Государственное финансирование таких СМИ в большинстве случаев законодательно запрещено.
В третьих: Функция общественного вещания – быть альтернативой информации, которую слушатель или зритель может получить из коммерческих СМИ. Ни в одной из стран общественные каналы не являются (да и в силу многих причин не могут быть) лидерами медиа рынка.
И в четвертых - чисто бытовая деталь: везде журналисты общественных СМИ зарабатывают значительно меньше, чем их коллеги из частных каналов и кроме собственно основной деятельности, часто вынуждены заниматься сбором средств для своих теле- и радио станций.
У нас:
Возникает ряд очень серьезных вопросов. Главный, конечно, кто, как и за что сможет финансировать деятельность того же общественного национального канала. К примеру, на сегодняшний день стоимость канала «Интер» (который при этом имеет гораздо меньшую территорию покрытия чем УТ 1) оценивается в 300 миллионов долларов. Через несколько лет его владельцы обещают выйти на рынок с капитализацией более миллиарда (!) долларов. Как видим, телевидение – занятие крайне затратное. Причем общественный канал будет при этом лишен возможности получать доходы от рекламы.
Так вот, скажите пожалуйста, кто же в этой стране будет согласен отдать такие деньги не получая ничего взамен? А выходит, что опять таки только государство. А тогда каким образом такой канал сможет стать общественным?
Еще одна сложность – как быть с системой региональных телерадиокомпаний. На сегодняшний день их 25. Это в среднем по 300 рабочих мест на область и несколько миллионов гривен расходов в год. При существующем экономическом положении не более 5-7 областей Украины смогут позволить себе такие траты. Остальные можно будет в лучшем случае акционировать, и тогда об их «общественности» речи тоже идти не может.
Наш прогноз
На самом деле при ближайшем рассмотрении проблемы виден простой и малозатратный выход. Он, конечно, не позволит достичь светлой мечты общественного вещания, а сможет только формализовать благое устремление. При каждом государственном СМИ создается общественный совет представляющий интересы всех слоев населения. Совет занимается распределением финансирования и определением приоритетных тем вещания. Финансирование – государственное. На всех уровнях объявляют о создании независимых общественных каналов. Занавес.
Ромен Любченко,
ELCOMART Выборы 2006
agrinews.com.ua