Экс-вице-премьер по гуманитарным и социальным вопросам Николай Томенко по-прежнему ездит каждую субботу на метро - привычка, которая осталась от субботних заседаний Кабмина. После такой поездки мы и встретились с бывшим чиновником, а ныне активистом БЮТ, чтобы поговорить о ситуации в стране, о партиях и блоках, которые будут бороться на этих выборах не только за депутатские мандаты, но и за кресло премьер-министра, и о многом другом.
- Николай Владимирович, интригой вашего недавнего партийного съезда была возможная смена рулевого партии "Реформы и порядок". Однако данный вопрос даже не рассматривался. Будет ли эта тема подниматься на следующем съезде партии?
- Эта история должна закончиться тем, что ПРП в конечном счете войдет в Блок Тимошенко. И одним из условий этого станет уход Виктора Пинзеника из правительства Еханурова. Поэтому Виктор Михайлович в скором будущем должен будет решить данный вопрос сам для себя. На мой взгляд, он не должен был идти в это правительство, поскольку теперь и враги, и друзья будут делать его виноватым во всех грехах и ошибках власти - как нынешней, так и прошлой.
- Вы говорите о том, что ПРП войдет в БЮТ, однако не так давно Роман Безсмертный заявил о том, что со стороны вашей партии исходит инициатива о блокировании именно с НСНУ. В чем правда?
- Съезд ПРП принял решение работать над избирательной программой, созданием команды, формировать списки - как в ВР, так и в местные советы - с Блоком Юлии Тимошенко. Хотя до этого был один момент, который вызвал горячие дебаты: мы исключили из переговорного процесса партию "Народный союз "Наша Украина".
Логика такого решения проста: когда встал вопрос, с кем сотрудничать уже после парламентских выборов, мы остановились на тех политических силах, которые входили в коалицию "Сила народа". Такой партии, как "Народный союз "Наша Украина", там не было. С НСНУ нужно вести переговоры, прежде всего, на предмет совместной работы во время избирательной кампании, поскольку пока шли дискуссии в большой команде Виктора Ющенко, все забыли о Януковиче, Ахметове и других участниках будущих выборов.
Ни для кого не секрет, что Партия регионов является одним из лидеров избирательной гонки и вероятность возвращения Януковича на должность премьера достаточно высока. На сегодня лишь БЮТ может конкурировать с ПР на выборах. Думаю, что если Юрий Ехануров возглавит избирательный список НСНУ, то эта сила также сможет включиться в борьбу за премьерство, но его рейтинга пока для этого недостаточно. Я сторонник того, чтобы мы заключили с НСНУ ый договор о принципах ведения избирательной кампании, формировании списков, о сотрудничестве, поддержке общих важных ценностей.
Неправильно и абсурдно представлять избирательную кампанию как борьбу между НСНУ и БЮТ, поскольку это борьба в середине 52-процентного электората, который на президентских выборах поддержал Виктора Ющенко. С другой же частью избирателей, которые голосовали за Януковича, работа не ведется. А я убежден, что нашим главным оппонентом на предстоящих выборах будут именно блок Януковича и те силы, которые идут рядом с ним.
- Последние соцопросы показывают, что падает рейтинг не только НСНУ, но и БЮТ, в то время как поднимаются "Регионы"... Не разумнее ли было бы в такой ситуации все же объединиться НСНУ и БЮТ ради победы на парламентских выборах?
- Вы же знаете, я последовательно отстаивал идею единого блока. Когда начали говорить о союзе на выборах Ющенко, Тимошенко и Литвина, я был против участия Народной партии в едином провластном блоке. Также выступал против участия Президента в избирательной кампании, поскольку таким образом он бы утратил свой статус. А исходя из рейтинговых показателей, этот единый блок должна была возглавить Юлия Тимошенко. Такую концепцию в последнее время сильно критиковали, а сегодня уже 40 процентов украинцев выступают за то, чтобы Тимошенко и Ющенко на выборы шли отдельно.
Идеальным, конечно, был бы вариант единой команды, которая бы победила на выборах, сформировала правительство и дальше работала. Однако после известного конфликта, связанного с коррупцией в окружении Президента, логика параллельного курса БЮТ правильная, хоть и очень рискованная, поскольку при таком раскладе Янукович может занять первое место. А я нахожусь в достаточно сложной ситуации, поскольку если БЮТ не побеждает на выборах, не формирует правительство и большинство в ВР, то я уйду из парламента.
- А как вы относитесь к заявлениям некоторых политиков, в частности Симоненко, о том, что "развод" Ющенко и Тимошенко - это спектакль?
- У нас нет программных или ценностных противоречий с партией Президента. И Юлия Владимировна неоднократно подчеркивала то, что у нее конфликт не с Президентом, а с его окружением. Поэтому если убрать некоторые резонансные фигуры, отдельные моменты, когда решения вместо Президента принимают, скажем, его советники или еще кто-то, то сотрудничество Ющенко-Тимошенко вполне возможно.
- Вы воспринимаете критику нынешнего правительства в свой адрес?
- Я отношусь к этому с пониманием. Но, думаю, в последнее время в этом вопросе очень много конъюнктуры. Я убежден, что правительство Юлии Тимошенко работало в правильном направлении, особенно в социальной сфере...
- Тем не менее если выйти на улицу и спросить людей, стало ли жить лучше, большинство ответит: "Нет"...
- А результаты соцопросов показывают, что улучшение почувствовали в первую очередь пенсионеры, студенты, молодые мамы...
- Пенсионеры почувствовали улучшение перед президентскими выборами, еще когда Янукович был премьером...
- Я апеллирую категорией среднестатистического человека исходя из результатов социсследований. Да, у нас нет абсолютного большинства людей, которые считают, что произошли кардинальные изменения в лучшую сторону. Но нужно учитывать, что в категорию среднестатистического человека входят представители разных слоев населения.
Да, крупный, средний и малый бизнес недовольны положением дел в стране. Однако люди с более низкими доходами - пенсионеры, работники бюджетной сферы - почувствовали, что проводимая нами социальная политика правильная. И если бы не было отдельных моментов, которые мешали работе нашего правительства, то ситуация была бы другая...
- Где гарантия, что такие отдельные моменты не возникнут, если Юлия Тимошенко вновь станет премьером?
- Думаю, не возникнут. Это был хороший урок для Президента, о чем свидетельствуют его последующие действия: полномочия СНБОУ вернули в конституционное поле, должность первого помощника Президента ликвидировали, Кабинет Президента также остался в прошлом. А с 1 января, когда вступят в силу изменения в Конституцию, ситуация вообще изменится - усилятся полномочия парламента и правительства. Таким образом, к Президенту не будут бегать и докладывать, кто, что должен или не должен делать в Кабмине. К тому же, будет несколько другая ситуация с командой премьера. Глава правительства сможет сам предлагать министров (кроме силовиков), чего было лишена Тимошенко.
- Вы считаете, идеалы Майдана были преданы?
- Думаю, да. И это самое грустное в этой истории. От тех ценностей и подходов, о которых говорилось на Майдане, отошли процентов на 90. Это и риторика о том, что социальные программы якобы плохие, что нужно договариваться с большим бизнесом. О бандитах в тюрьмах уже никто не вспоминает...
Нельзя после Майдана обосновывать людям вещи, равно противоположные тому, что мы обещали. Или же нужно выйти к народу, извиниться и сказать, что нельзя быстро выполнить все обещанные социальные программы (хотя я считаю, что можно), что через суд нельзя возвращать украденные у государства предприятия, чтобы не ссориться с большим бизнесом и так далее.
Поэтому самая большая трагедия не в том, что Тимошенко или Томенко отправили в отставку, а в том, что изменились приоритеты. И нынешние приоритеты власти - это уже приоритеты не той команды, которая стояла на Майдане.
- Будет ли отмечаться годовщина революции? Есть надежда, что это сможет как-то вернуть провластную команду к майдановским приоритетам?
- У меня были большие надежды на годовщину революции. Я думал, что можно собраться всем вместе, рассказать людям о своих достижениях и ошибках. Но пока для меня аксиомой является другое - праздновать нечего. Я противник всякого рода празднеств по этому поводу. Если годовщина революции станет некой формулой исповеди или отчета о проделанной работе, тогда о такое отметить можно. Хотя я сомневаюсь, что на митинге будет возможен вариант исповеди... Мне сложно представить радостную встречу народом политиков, которые действуют совсем не так, как обещали на Майдане.
- Вы с Президентом виделись после своей отставки?
- Нет. Он мне только звонил перед назначением Юрия Еханурова. Одна из его логик заключалась в том, как договориться с нашей командой о работе в новом правительстве. Но поскольку моя позиция была понятной - меня это мало интересовало - мы закончили нашу беседу на необходимости найти некие подходы к объединению команды. Правда, вопрос о том, как именно ее объединить, так и остался открытым.
- С Юлией Владимировной часто общаетесь?
- Мы с ней работаем. Поэтому общаемся практически ежедневно.
- Решили ли вы для себя вопрос участия в выборах мэра Киева? Чья это была инициатива?
- Этот вопрос еще находится на стадии обсуждения. Инициатива исходила от моих коллег по блоку. Логика здесь такова: БЮТ, согласно соцопросам, как лидер избирательных симпатий в Киеве должен иметь свою концепцию управления этим городом и своего кандидата на выборах мера. Но если Александр Омельченко согласится с нашей концепцией, что городом должны управлять киевляне, а не несколько олигархических семей, то тогда можно подумать о том, как поддержать его кандидатуру на предстоящих выборах.
Для этого ему придется вступить в БЮТ и подписать ое соглашение о модели управления городом. Но для меня на сегодняшний день главным все же является победа Блока Юлии Тимошенко на выборах в ВР и формирование правительства народного доверия, в котором я готов работать.
- Чем вы занимаетесь после своей отставки?
- У меня много аналитических и экспертных проектов. Я буду работать над программой БЮТ и будущего правительства.
Ирина Каниковская, "CN-Столичные новости"
agrinews.com.ua