• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Две плоскости борьбы за политические симпатии
    Опубликовано: 2005-10-25 15:06:00
    На сегодняшний день существует две медиаплоскости, в которых происходит передел сфер влияния между политическими силами. Одна из них - телевизионный рынок. Другая - печатные и электронные СМИ.
    Наиболее влиятельный ТВ-ресурс практически поделен на сферы влияния, чего не скажешь о рынке печатных медиа. На нем идет активное создание новых изданий и медиагрупп. Именно они обещают стать яркими выразителями мнений и позиций различных политических сил. Интернет, учитывая бреши в законодательном поле, обещает стать наиболее эффективным инструментом в борьбе "грязных технологий" и "черного пиара".
    Главной тенденцией на медиарынке, которая будет превалировать на будущих выборах, эксперты называют повышенный интерес политических сил к региональным СМИ и перенос центров информационного влияния в регионы
    ТВ-ресурс
    Если говорить о ТВ-рынке, основная борьба развернулась за студию "1+1" и телеканал "Интер". Как известно, при старой власти контроль над традиционным лидером зрительских симпатий - "Интером" - осуществляла партия СДПУ(о), а фактическим владельцем канала являлся руководства партии Игорь Плужников. После его смерти акции перешли в собственность его семьи, а именно вдовы Светланы Плужниковой. Впоследствии стало известно из ряда СМИ о покупке контроля над телеканалом Валерием Хорошковским, который до недавнего времени работал в России, являясь одним из собственников российской компании "Евразхолдинг". По информации "Ведомостей", в которой издание ссылается на слова самого Валерия Хорошковского, покупка "Интера" - его собственный бизнес, а не "Евразхолдинг". Издание пишет о том, что Хорошковский приобрел 61% акций телеканала, тогда как у Светланы Плужниковой осталось около 10%. Большое желание купить "Интер" было у Петра Порошенко, однако приобрести контроль над каналом ему не удалось. На сегодняшний день до конца так и не ясно, какой политики будет придерживаться телеканал и какова будет его роль в формировании электых предпочтений во время парламентских выборов. По мнению главного редактора "Телекритики" Натальи Лигачевой, информационная политика "Интера" на предстоящих выборах будет, скорее всего, очень взвешенной, а главной задачей этого телеканала станет - "как можно тише пройти выборы".
    Не менее серьезная борьба велась и за студию "1+1". По информации Института массовой информации, сразу после президентских выборов фактическим владельцем студии стал американский бизнесмен Роналд Лаудер, вследствие реструктуризации получивший 60% акций телеканала. Остальные 40% оставались в собственности Александра Роднянского и Бориса Фуксмана. Переговоры о покупке у них акций активно вел Игорь Коломойский, официально представляющий интересы группы "Приват", а не Юлии Тимошенко. Однако сделка не состоялась, к чему, говорят, приложили руку люди президента. В итоге сменилось только руководство канала.
    По мнению, экс-вице-премьер-министра Николая Томенко, сегодня студия "1+1" и телеканал "Интер" не являются рупором какой-то конкретной политической силы. "У них есть понимание того, что рейтинг популярности канала, его репутация важнее трех месяцев предвыборной гонки", - замечает он.
    Иная ситуация с телеканалами второго и третьего эшелонов, собственниками которых являются реальные политические оки. Например, крупнейшим медиавладельцем на сегодняшний день остается Виктор Пинчук, контролирующий ICTV, Новый канал и СТБ. В то же время, пока эксперты отмечают, что новостная политика IСTV остается достаточно сбалансированной.
    Довольно жесткая конция уже началась между двумя информационными каналами - НТН и "5 каналом". С одной стороны, это вынуждает "5 канал" не забывать, что кроме собственника Петра Порошенко есть еще и зритель, а НТН - постоянно совершенствовать подачу новостей, чтобы во время выборов занять нишу "5 канала", как "Канала чесних новин". По мнению Николая Томенко, шансы занять эту нишу имел УТ-1 (Первый национальный канал). Но поскольку до сих пор не назначен его руководитель, нет четкой стратегии, плана подготовки к избирательной кампании, говорить о высоком рейтинге этого медиаресурса пока не приходится. Хотя в любом случае, его политика будет лояльной к власти.
    Впрочем, и судьба телеканала НТН на сегодняшний день пока неясна. НТН судится с Нацсоветом по телерадиовещанию относительно получения новой лицензии на радиочастоты и может лишиться возможности вещать на значительной территории Украины. Канал начал работу 1 ноября прошлого года и относится к сфере контроля представителя донецкой бизнес-элиты Эдуарда Прутника, бывшего советника премьера Виктора Януковича.
    Не ясна пока позиция и "ТРК-Украина". Контролируемый Ринатом Ахметовым, этот медиаресурс по определению (как и НТН, симпатизирующий Януковичу), должен был стать отражением мнения "новой оппозиции". Однако, считают эксперты, после последнего собрания бизнесменов у президента Виктора Ющенко, на котором присутствовал и г-н Ахметов, информационная политика канала ТРК-Украина может оказаться вполне лояльной к новой власти.
    Если говорить о телеканалах третьего эшелона, к ним можно отнести новые каналы К1 и К2. По некоторым данным, к этим каналам имеет отношение экс-глава "Нафтогаза" Юрий Бойко. Пока эти медиаресурсы демонстрируют политическую нейтральность, освещая социальные аспекты, хотя не исключено, что со стартом избирательной кампании будут использованы как мощный инструмент формирования общественного мнения.
    Мода на провинцию
    Процессы структурирования в прессе происходят более активно. Многие партии занимаются созданием целых медиахолдингов на рынке печатных СМИ. В особенности это касается новых политических сил, за которыми стоит серьезный админресурс. Серьезной тенденцией остается формирование центром влияния в регионах. "Прослеживается выраженная тенденция к покупке областных радиокомпаний, газет, журналов", - говорит народный депутат, секретарь Комитета ВР по вопросам свободы слова и радиовещания Николай Баграев.
    Именно в регионах, по мнению экспертов, могут развернуться "бои без правил". Возможно, более известные бренды будут вести себя объективно, чего нельзя будет ждать от новых оков медиарынка.
    С финансовой точки зрения - именно местная пресса получит значительную подпитку во время выборов. Все основные оки - НСНУ "Наша Украина", БЮТ, Народная партия Владимира Литвина, СПУ, СДПУ(о) и другие не оставят без внимания регионы. Например, СДПУ(о) уже запустила ряд региональных проектов. В Закарпатской области выходит газета обкома партии "Социал-демократ", к сфере влияния которой относятся также издания "Вести недели плюс", "Вестник" и "Свитогляд". По киевскому региону "эсдеки" распространяют "Нашу газету +", в Донецке недавно вышел "Донецкий социал-демократ".
    Не отстают и новые партии. Например, Республиканская партия Юрия Бойко финансирует несколько медиапроектов в Луганской, Львовской и Харьковской областях.
    Анализ региональной прессы показывает, что конция и наличие нескольких точек зрения будут нормой для работы средств массовой информации. По мнению Николая Томенко, парламентская компания хороша для медиа тем, что субъектов избирательного процесса намного больше, поэтому какой-то поливариантный образ того, что происходит на выборах, однозначно будет присутствовать.
    ЛІГАБізнесІнформ
    agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.