На условиях анонимности один из опытнейших политтехнологов, которого пригласили работать на выборах-2006, сообщил нашему корреспонденту поистине сенсационную новость. Среди тех, кто реально проходит в будущий парламент, зреет заговор — их задача парадоксальна: сорвать формирование большинства и правительства в новом парламенте и пойти на новые выборы парламента в 2006 году!
О роли политтехнологов в избирательном процессе много говорили на прошлых выборах, не меньше говорят и сейчас. Если на прошлых выборах роль удачливых и неудачливых посланцев судьбы по политической линии описана достаточно тщательно, то о том, какой вклад они могут внести в победу одних и поражение других на этих выборах, мнения расходятся. Некоторые пишут, что те-то и те-то пригласили американских спецов, те-то — российских, а те — французских или местных политтехнологов. Причем, приписывают это практически всем партиям. Скорее всего, присутствие и отсутствие этих политтехнологов — и есть пиар и антипиар. Но действительность такова, что со всеми партийными группами работают сегодня серьезные профессиональные бригады, которые отрабатывают, может быть, не общую стратегию на выборах, но весьма сходную в некоторых направлениях.
С одним из таких известных людей, который 25 лет занимается выборами, встретился наш корреспондент — и на условиях анонимности тот сообщил ему сенсационную информацию. Когда наш корреспондент задал ему вопрос, будут ли применяться какие-то сверхтехнологии во время выборов-2006, тот сказал: «Сами предстоящие выборы-2006 являются уникальной и фантастической технологией!». Дело в том, что, по утверждению нашего собеседника, основные политические силы страны сошлись в одном: сегодняшняя ситуация не позволяет формировать твердое большинство какой-то одной из сил, да и не одна из них не готова к этому. Некоторые уже не могут, некоторые еще не могут по объективным причинам, некоторые могут и хотят, но вот-вот уже не смогут, а некоторые и не могут, и не хотят... В то же время желающих пройти в парламент (тех, кому «должны» лидеры), собралось огромное количество. На высшем уровне существует договоренность, согласно которой силы, прошедшие в парламент, будут не в состоянии в течение месяца сформировать действующее правительство. Технология основана на том, что в нашей стране никто не любит читать Конституцию. Все всё обо всем знают, но фактически, например, что такое новая система выборов, что такое императивный мандат и т. д., думаем, в состоянии объяснить лишь каждый десятый из депутатов Верховной Рады, а из простого населения — тысячный. В Основном Законе сказано, что если избранный парламент будет не в состоянии в течение одного месяца сформировать действующее правительство (а мы все знаем, что такое «капелька» в 30 дней при конкретных амбициях каждого), то парламент будет распущен и назначены новые выборы. Технология, как уже было сказано, предполагает, что в течение месяца парламенту не удастся сформировать правительство. В результате парламент будет распущен, а в новые блоки и партии претерпят серьезные изменения в своей конфигурации.
Есть большая вероятность того, что пострадают, прежде всего, те, кто оплачивает тот или иной блок. Вы представляете, какие деньги и какие средства были и будут потрачены на предвыборную кампанию! (В некоторых партиях уже недешево попасть и на 300-е место.) И тут — на тебе, гуляй! Новое политическое лицо Украины сформируют совершенно другие, новые люди. Все «старые», кроме лидеров, уйдут благодаря такой вот комбинации. Зададимся вопросом, а выдержит ли это государственный бюджет, поскольку выборы обходятся в миллионы и даже в миллиарды гривен? Смешной вопрос. Выборы обходятся в настолько мизерную с точки зрения государственного бюджета сумму, что не о чем и говорить! Депутаты всех уровней способны на гораздо большие вливания: сразу начнут все везде асфальтировать, подключать газ и т. д. Но, еще раз говорю, нет другого пути найти консенсус и избавиться от балласта. И этот путь абсолютно гениальный. Сначала мы отнеслись к этому со скепсисом, а потом начали анализировать, не этим ли объясняется, например, то, что достаточно крупные партийные блоки практически не пиарятся; что лидеры, размашисто составляя списки (когда в список включаются уж очень одиозные фигуры), не боятся, что подобный шаг отразится на результатах самих выборов. Мы посчитали, что именно это произойдет в парламенте.
А теперь давайте сделаем это вместе и убедимся, что такая версия не только имеет право на существование, но и очень возможна. Для начала приведем еще раз табличку.
Партия регионов — 20-25%
КПУ — 5-7%
СПУ — 7-9%
Литвин — 5-7%
БЮТ — 8-10%
НСНУ — 16-18%
Витренко — 3%
Зеленые — 3%
Все остальные — 24-33%
Мы берем простую формулу, примерно, соответствующую действительности. Один процент голосов, набранный партией, пришедшей в парламент, дает ей 5 депутатских мандатов. Мы не будем бороться за чистоту эксперимента — для нашего с вами рассуждения, наберет ли какая-то партия то количество голосов, которое отвечает «вилке», которую мы показали, это не имеет принципиального значения. И даже плюс-минус 7 проц. не влияют на наши подсчеты.
Мы берем семь блоков и отдаем проценты: 25 — Януковичу, 15 — Ющенко, 10 — Тимошенко, 10 — коммунистам, 10 — социалистам, 10 — Литвину. (Пусть никто не обижается: даже если один из них получит 5, а второй 15 — огромной роли это сейчас не ает.) Мы даем еще 5 проц. тому, кого назвали «удачливым». Даже если никто не пройдет, а только 6 останутся, для наших подсчетов это тоже не имеет значения. Почти...
Итак, отгремели фанфары, закончились праздничные банкеты и депутаты пришли в парламент. Им надо избрать 50 проц. плюс один голос (т. е. 226 голосами) премьер-министра. Теперь подсчитаем. Получается пропорция: для избрания премьера должны объединиться, как минимум, две или три политические силы.
Смотрим первый вариант, самый простой: Янукович объединяется с Ющенко. Для того чтобы сформировать правительство, им нужен еще один союзник, которым всегда очень четко называют Литвина. Может ли кто-нибудь в этом формате быть предложен премьером кроме Януковича? Нет. Только Янукович. В любом союзе, в который он войдет, будь то с Ющенко, с Тимошенко, с Литвиным или коммунистами. Все, безусловно, это знают.
Итак, Янукович — премьер-министр. Что получает Литвин? Место спикера. Что получает блок Ющенко в премьерской республике? Ничего. Блоку Ющенко могут сказать: «У вас есть Президент, вы получите кресло в том сегменте правительства, который формирует Президент, плюс вам дадут какие-то комитеты»... Но то, что формирует Президент, нашеукраинцы имеют сегодня без победы или поражения на выборах. Следовательно, им нужен какой-то бонус, которым они объяснят себе и избирателю само существование блока. Соответственно, нашеукраинцы будут предлагать своего премьера в обмен на все остальные жизненные блага. Но у Януковича это не пройдет. Поэтому понятно, что в любом случае в этом варианте мы имеем премьера Януковича и почти невозможное сочетание, которое одному из стратегических партнеров блока не дает преимущества.
Следующий — второй вариант: Янукович объединяется с Ющенко и Тимошенко. Этого также хватает для формирования большинства. Но кто-то верит, что Юлия Тимошенко уступит Януковичу премьерство? Нет. Значит в этом блоке премьер — Янукович, Тимошенко — предположим, глава парламента. И в этом случае кто-то не получает ничего, в данном случае — «Наша Украина». Следовательно, этот блок тоже практически невозможен.
Третий вариант: Янукович объединяется с коммунистами и социалистами. Скептики скажут, что и такой вариант невозможен. Но история показывает, что Януковичу в нужные моменты всегда удавалось (повторим, не иногда, а всегда удавалось!) договориться с коммунистами. А с социалистами вполне можно договорится в обмен на Мороза в роли спикера парламента. Этому блоку, скорее всего, будет не хватать нескольких золотых голосов, и если появится «удачливый», он может стать такой силой. Если нет, то, скорее всего, им придется искать эти голоса на стороне. Хотя могу найти и доводы, по которым ряд депутатов, ставя под угрозу свой императивный мандат, проголосуют за такую схему.
Четвертый вариант: Янукович объединяется с Литвиным и Тимошенко, обходя Ющенко. Почти невозможный вариант, но, тем не менее, в нашей политике все бывает. Можно подсчитать легко, что им хватит голосов только в том случае, если на помощь приходит «удачливый».
Следующий — пятый вариант: объединяются Янукович, Литвин, коммунисты и социалисты. Очень сложный, почти чисто теоретический вариант. Но если его просчитать, то именно это тот вариант, при котором Ющенко и Тимошенко остаются вообще без ничего. Как потом объяснить своим избирателям, почему они на это пошли — все четыре участника некой коалиции умеют это делать лучше всех. (Именно такой вариант эксперты считают одним из самых вероятных результатов будущих выборов.) В этом случае внутренние противоречия участников гонки отойдут на второй план перед общей ненавистью к посторанжевым революционерам. Думаю, вряд ли такой вариант рассматривается какими-нибудь технологами «Нашей Украины» и БЮТ, однако советовал бы присмотреться к ним внимательнее. Потому что именно в этом варианте им не нужны никакие голоса дополнительно, их не интересуют мелочи избирательного процесса плюс-минус 3 проц. Как разойтись с Литвиным и социалистами? Это уже вопрос технологический.
Далее — шестой вариант: Янукович объединяется с Тимошенко, Литвиным и с кем-то из представителей левого блока. Тоже интереснейший вариант, который возможен с точки зрения арифметики. Из всех разобранных вариантов мы говорили о том, что в этих блоках Янукович все равно не уйдет с поста премьера. Для того чтобы Янукович не стал премьером, должны объединиться Ющенко, Тимошенко, Литвин и социалисты или коммунисты. Но представить такой вариант очень сложно. Я бы сказал, даже почти невозможно. Тем не менее это единственный вариант, при котором Янукович не становится премьером следующего правительства.
Так с кем объединяться — с коммунистами или все-таки с социалистами? В любом варианте — или с теми, или с теми.
Таким образом, без всяких умных политтехнологий, без всяких лекций по предстоящем раскладу, мы с вами, с помощью доступного любому человеку метода арифметического сложения, ясно видим: во-первых, ни одна политическая сила до конца не пойдет на амбразуру из-за лишних 3—4 проц., они для нее в этом случае ничего не решают. Во-вторых, все участники политического процесса в результате выборов не достигают поставленных перед собой целей, потому что обязательно имеются сильные, но проывающие. В-третьих, «Нашей Украине», которая практически находится у власти, хоть пребывает в очень сложной электой ситуации, не имеет смысла ать безрезультатные для нее партии.
И мы возвращаемся мыслью к сказанному в начале статьи нашим собеседником-политтехнологом. А может быть, действительно, идеальным вариантом абсолютно для всех — и для фаворитов, и для отстающих в гонке — является проведение таких выборов, которые не дадут возможности сформировать правительство, но взамен дадут возможность лидерам сформировать под следующие выборы по-настоящему свои блоки без лишних людей, без тех, кому надо было бы отдавать долги. А заодно и списав на них все проблемы предыдущего периода.
И последнее. Очень интересной становится эта загадочная седьмая «удачливая» сила, которая в конечном итоге, если все же придется искать премьера, может оказаться дорогой «золотой фишкой», — и никто до сих пор о ней не знает. Еще одно опасение: возможно, действительно наш «секретный агент» прав, и тогда договоренность между силами существует и они действительно на этот вариант идут.
Однако, зная украинскую публику, можно сказать и следующее: может быть, они и договорились, но когда пройдут в парламент, исходить они будут не из договоренности, а из того, могут ли они быстренько урвать все, что можно урвать. А вот если они все же поймут, что результаты выборов сенсационных результатов не принесли и схватить главный кусок не удастся, тогда может сработать описанная технология, и мы с вами еще через месяц после выборов будем иметь еще одни парламентские выборы.
Пока же у власти остаются те, кто может в следующей власти ее не получить.
Дмитрий Столько, Столичные новости