Очень часто, слушая сначала «майданные» речи оранжевых ораторов, а потом все то же самое, но только уже в виде глубокомысленных воззрений официальной власти на дальнейшие перспективы Украины, я ловил себя на довольно странной мысли. Суть ее заключалась в том, что если безоглядно верить всему, что говорится с высоких трибун, вполне можно прийти к выводу, что наша страна до «победы оранжевой революции» была не более чем «банановой республикой». И вот только теперь, получив шанс войти в братскую семью европейских народов, она получит и реальный доступ к достижениям мировой цивилизации. Причем, не только культурно-историческим, но и лежащим в сфере экономического прогресса…
К счастью, на слово верят нынешним «глашатаям» все меньше и меньше украинцев. «Революционеры» уже «доказали» всем и вся, что состоятельны только в роли ораторов, привыкших, что каждому их слову толпа внемлет, особенно над смыслом и не задумываясь. А вот что касается реальных дел, реальной политики, реальной экономики, направленных на процветание государства, на защиту его национальных интересов – тут у «оранжевых» сразу возникают проблемы…
Вот и спрашивается, почему бы нерадивым «рулевым» не взять уроки мастерства у тех, кто умеет организовать настоящее ДЕЛО, кто не сетует на проблемы, не ищет очередных коварных злодеев, чтобы возложить на них всю ответственность за собственные промахи? Кто работает, кто находится в постоянном творческом поиске и умело использует его результаты во благо страны и ее граждан? Вы не видите в Украине таких людей? Даю подсказку – обратитесь к Герою Украины, доктору технических наук, профессору, с 1995-го года - бессменному Председателю правления и Генеральному директору ОАО «Мотор-Сич» (г. Запоье) Вячеславу Богуслаеву…
Завод, с которого, собственно, и началось отечественное авиадвигателестроение, был заложен еще около ста лет назад, на северо-восточной окраине города Александровска. Вся история предприятия, начиная с 1907 года - это путь к действительно всеобщему признанию, к занятию своего, причем весьма достойного места среди ведущих авиадвигательных фирм мира. Разумеется, так случилось не «сразу», и не «вдруг». Многие поколения конструкторов, инженеров, рабочих своими знаниями и умениями писали славную летопись «Мотор-Сичи». Ее страницы - отражение поэтапного освоения в серийном производстве новых двигателей, каждый из которых стал значительной вехой в развитии отечественного авиадвигателестроения. Шутка ли - здесь пройден путь от создания и освоения в производстве поршневых авиационных моторов водяного охлаждения до современных, вполне контоспособных на мировом рынке турбореактивных двухконтурных двигателей с тягой до 23,4 тс., турбовинтовых, турбовальных и турбовинто-вентиляторных двигателей с мощностью до 14000 л.с. для самолетов и вертолетов, а также промышленных газотурбинных установок на их базе.
На сегодняшний день предприятие является одним из крупнейших в мире по разработке, производству, сопровождению в эксплуатации и ремонту 69 типов и модификаций экономичных и надежных двигателей для 88 видов летательных аппаратов. Несколько десятков тысяч авиадвигателей, выпущенных ОАО «Мотор-Сич», эксплуатируются более чем в 100 странах мира! Авиационные двигатели, изготовленные в Запоье, установлены на летательных аппаратах, разрабатываемых лучшими самолето- и вертолетостроительными ОКБ – Бериева, Ильюшина, Туполева, Камова, Миля, Антонова и другими.
В настоящее время на предприятии ведется интенсивная подготовка к серийному производству авиационных двигателей АИ-22, АИ-222-25, Д-36 сер. 4А, Д-436-148, АИ-25ТЛШ, ВК-1500, АИ-450, ВК-1500ВК, ВК-1500ВМ для самолетов Ту-324, Як-48, Як-130, Ан-74ТК-300, Ан-148, Ан-3, Ан-38, Бе-132МК и вертолетов Ка-226, Ка-60, Ми-8Т, а также для переоснащения находящихся в эксплуатации Як-42, Ан-2, Ми-2, L-39…
Кстати, наряду с производством авиационной техники и гражданской продукции, предприятие изготавливает около 150 наименований потребительских товаров, постоянно увеличивая номенклатуру и объем их производства. Вся эта продукция разрабатывается и производится на основе высоких технологий, что подразумевает современный подход к изделиям и высокую их надежность. Высокопрофессиональные кадры, уникальная производственная база в сочетании с передовыми технологиями, культура производства позволили достичь и удерживать на достойном уровне высокое качество и надежность выпускаемой продукции.
А еще стоит упомянуть о том, что система качества ОАО «Мотор-Сич» сертифицирована транснациональной фирмой BUREAU VERITAS QUALITY INTERNATIONAL (BVQI) на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2000 применительно к производству, ремонту и техническому обслуживанию авиадвигателей, газотурбинных приводов и проектированию газотурбинных электростанций с областью аккредитации в США, Великобритании и Германии. Это – очень высокий уровень…
Впрочем, разговор о сегодняшних успехах многотысячного коллектива, равно как и о планах на ближайшую и более отдаленную перспективу – тема для отдельного материала. А вот на что хотелось бы обратить особое внимание в контексте нашего дальнейшего повествования уже сейчас, так это на такой, хорошо, впрочем, известный всем создателям отечественных авиамоторов, факт. Реальные результаты, как по созданию новых перспективных авиадвигателей, так и по совершенствованию находящихся в производстве, были достигнуты прежде всего благодаря тесному сотрудничеству с проектными, научно-исследовательскими и другими специализированными организациями России. В том числе - с всемирно известными самолето- и вертолетостроительными ОКБ и отраслевыми институтами Российской Федерации: ЦИАМ, ЦАГИ, ВИЛС, ВИАМ, НИАТ, НИИД, ЛИИ, ЦНИИ МО, ГосНИИ ГА, серийными заводами - изготовителями самолетов и вертолетов, а также нашими коллегами по производству авиационных ГТД - ФГУП ММПП «Салют», УМПО (УФА), ОАО КМПО (Казань).
К чему, спросите, я именно на этом заостряю ваше внимание? 7 декабря, принимая Председателя Верховной Рады Украины В. Литвина, Президент России В. Путин сделал весьма симптоматичное заявление. Он, в частности, сказал, что «к сожалению, украинские политики в последнее время не часто появляются в Москве, и мы вынуждены об этом сожалеть… В прежние годы политические отношения развивались энергично, и это отражалось на экономике… Поэтому последние 12 месяцев можно охарактеризовать не иначе, как годом упущенных возможностей».
Мне кажется, не стоит долго объяснять, чем мы занимались все это время… Мы с настойчивостью, достойной лучшего применения, стучались в двери ЕС, ВТО, НАТО, не обращая ровным счетом никакого внимания на то, что нам дипломатично поясняли – в ближайшие годы (а в некоторых случаях – и десятилетия) вам туда вход заказан... А еще мы сквозь пальцы смотрели на то, как практически «на нет» сходит динамика наших отношений с Россией.
Что будет через год, а то и раньше, при нынешнем отношении к развитию добрососедских отношений с РФ, с промышленным гигантом «Мотор-Сич», пока не берется объяснить никто. Даже на таком пещерном уровне, как это делает глава «Нафтогаза Украины» А. Ивченко, то шантажирующий россиян, то вновь и вновь обещающий всем нам «хэппи энд». .
В то же время именно с вхождением Украины в ЕЭП создатели авиадвигателей в первую очередь связывают свое будущее. Генеральный директор ОАО «Мотор-Сич» Вячеслав Богуслаев говорил об этом так: «Интеграции альтернативы нет. Тот, кто этого не понимает, будет выбит с рынка. Пока в замкнутой национальной экономике мы будем пытаться создать продукт мирового класса, весь мир уйдет вперед. Например, сегодня Airbus Industries ежедневно выпускает один самолет. В его производстве участвуют 11 стран, которые 25 лет назад договорились о производстве конкретных частей этих самолетов - кто делает крыло, кто капот, кто носок и т. д.
То есть они пришли к тому, что всегда существовало в СССР, - глубокой специализации предприятий. У нас же после того, как наши замечательные политики разрезали страну на лоскуты, осколки стали пытаться создать пещерную экономику, наподобие того, как в маоистском Китае плавили чугун в каждом дворе. Вот и вновь созданные государства пытаются создать замкнутые экономики. Это полная чушь, которая ведет к появлению неконтоспособной продукции…».
Отмечал он и тот момент, что во время выборов все политики кричат, что они будут не щадя живота своего защищать национального товаропроизводителя. Но на практике потом мы видим нечто обратное, то, как непродуманными мерами по сути блокируется выход на рынок дешевой и качественной продукции, в результате чего страдает конечный потребитель.
Впрочем, вполне реальная угроза сворачивания тесных экономических связей с РФ (это при том, что сейчас 390 российских предприятий поставляют ОАО «Мотор-Сич» комплектующие и потребляют его продукцию. Более тесных кооперационных связей с восточным соседом не имеет ни одно отечественное предприятие…) – увы, не единственная угроза для этого уникального машиностроительного гиганта, являющегося единственным в Украине, чей годовой оборот превысил миллиард гривен.
Катастрофой, начисто перечеркивающей будущее коллектива, станет и вхождение нашей страны в ЕС и НАТО. Почему? Это очень доходчиво может пояснить всем желающим опять-таки В. Богуслаев. А он говорит о том, что наш труд, наши технологии, наши мозги не нужны сегодняшней Европе. Там давно уже все занято. Мы должны меньше говорить об интеграции туда, где все есть, а больше защищать свои традиционные рынки и активно осваивать новые, на Ближнем и Среднем Востоке, в Юго-Восточной Азии…
«Что, наши двигатели возьмут туда, в объединенную Европу? Отвечаю: не возьмут ни одного, - говорит Вячеслав Александрович. - Потому что все программы у них на 20 лет вперед просчитаны. Европейский авиастроительный концерн «Air Bus Industries» четко сказал, что Италия будет делать 11 % единой авиационной тематики, Дания 6 %, Франция 28 %, Германия 18 %. Где же наши, украинские квоты? Такова политика внутри ЕС. Теперь всем, кто туда вступил – Венгрия, прибалтийские республики, и прочая, и прочая – им уже говорят: вы должны получить квоты на свой внешний рынок. То есть, если и мы вступим, нам тут же предпишут: в Китай, допустим, уменьшить поставки самолетов, вертолетов и двигателей в два раза, потому что этот сегмент займет Air Bus или Aerospecial.
Они говорят: подождите, вы Союза? Мы с вами поделились в Европе, мы вам дали полпроцента? Отдайте 50% вашего внешнего рынка! Только так. Там единые правила и единый устав. Поэтому я хочу услышать от евроенных украинских политиков ораздельный и честный ответ на единственный вопрос: что нам дает это вступление? Конкретно: в промышленности, в сельском хозяйстве и т.д…».
Учитывая все вышеизложенное, Вячеславу Богуслаеву, а вместе с ним, я уверен, и всем «маленьким украинцам», несколько десятков тысяч которых работают на «Мотор-Сичи», очень хотелось бы надеяться, что весомое слово одного из капитанов украинской индустрии, знающих точную цену евроатлантическим потугам нынешней политэлиты, дойдет до сознания и совести тех, кто усиленно толкает Украину на гибельный путь.
Ничего хорошего не сулит легендарному предприятию и вхождение страны в НАТО. Ведь для сведущего специалиста, и уж тем более для профессионала такого масштаба, как Вячеслав Богуслаев, отнюдь не является какой-то «тайной за семью печатями», что технические стандарты НАТО несовместимы с ГОСТами стран СНГ, прежде всего Украины и России. И если нашу страну не мытьем, так катаньем все же втянут в Североатлантический альянс, то такие высокотехнологичные предприятия, как «Мотор-Сич» и Запоское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс» неминуемо обречены на угасание. А ведь они были созданы ценой колоссального труда нескольких поколений нашего народа! Здесь убеждены, что угробить такие заводы и ОКБ – это преступление против прошлого, настоящего и будущего украинской нации, против всего восточнославянского мира.
Есть у этой проблемы и еще один немаловажный аспект. Суть его в том, что «Мотор-Сич» участвует в выполнении российских программ по вертолетам, беспилотным средствам, транспортному самолету Ан-70, учебно-боевому самолету Як-130… Все это - военные программы, в которых хватает и ноу-хау, и прочих тайн из разряда «не для чужого глаза», и посему вряд ли партнеры-россияне будут продолжать с нами сотрудничать, если нас примут в натовские объятия…
Впрочем, давайте все же надеяться на лучшее, на торжество разума, и на то, что в конечном итоге будет выполнено одно из майданных обещаний нынешнего Президента. То самое, где речь идет о честной, прозрачной, последовательной и экономически выгодной внешней политике Украины, и о таком критерии ее успешности, как объемы привлеченных в страну инвестиций, продвижении отечественных товаров на международных рынках. А еще - о взаимовыгодных, дружественных и стабильных отношениях с Россией, и, наконец, об Украине как государстве, которое придерживается своих обязательств и в то же время способно защитить свои национальные интересы…
Верят в торжество здравого смысла и на «Мотор-Сичи», коллектив которой работает (пока?) в прежнем режиме. Хотя, конечно, последствия «оранжевой революции» уже сказались. Да, действительно, в 2004-м году объем реализации продукции предприятия достиг 1,83 миллиарда гривен. При этом 80% составляли контракты по внешнеэкономической деятельности. Всего в минувшем году было выпущено 312 и отремонтировано еще 469 авиационных двигателей. Однако, хотя эти показатели и превышали данные за 2003-й год, «Мотор-Сич» не достигла ожидаемого увеличения объемов производства на уровне 15-17%. Реальный рост объемов составил всего 3%...
Причины? Они, что называется, лежат на поверхности. Достичь намеченных рубежей помешала политическая ситуация в стране в ноябре-декабре прошлого года. «Аплодируя «оранжевой революции» и «победе демократии», - сказал В. Богуслаев, - деловые иностранцы тем не менее приостановили платежи. Так, на всякий случай…». В результате заказчики из 20 стран «воздержались» от перечисления 23 миллионов долларов, что существенно сказалось на показателях работы предприятия. Учитывая, что объем экспорта в массе выпускаемой продукции «Мотор-Сичи» составляет сейчас свыше 82%, то, разумеется, стабильность отношений иностранных партнеров становится для завода определяющей. В этой связи Вячеслав Александрович убежден в назревшей необходимости развития внутреннего рынка. Иначе, говорит он, наша зависимость от зарубежных партнеров и политических обстоятельств будет «угающе велика».
Но пока, повторюсь, создатели отечественных авиадвигателей оптимизма не теряют. Берут пример со своего Гендиректора. Ему здесь верят безоговорочно. Если сказал, что благодаря новым разработкам коллектив обеспечен стабильной работой на 20-25 лет вперед, значит, так оно и есть.
Кстати, а как на одном из самых известных в стране предприятий, заслуженно считающемся национальной гордостью Украины, решаются кадровые вопросы? Наверное, достаточно эффективно, если здесь как было 27 тысяч персонала, так и осталось… Что делается, чтобы не было «текучести»? Многое. Как обязательный элемент – достаточно высокая и стабильная заработная плата. А еще, к примеру, созданы два дневных факультета - филиалы соответственно Харьковского авиационного и Запоского инженерно-технического институтов, куда приглашаются преимущественно дети работников предприятия. Здесь, как и в советское время, приветствуются семейные династии… Студентам платятся стипендии, с ними заключаются договоры… Это, кстати, резко улучшило показатели предприятия по возрастной структуре персонала. А ПТУ в Украине никогда и не закрывались… Кроме того, здесь традиционно проводится активная социальная политика. ОАО «Мотор-Сич» располагает целым комплексом комфортабельных оздоровительных учреждений. Среди них – пансионат «Горизонт» в городе Алушта (Крым) с отдыхом и лечением круглый год, с целевыми заездами «Мать и дитя» на зимние и весенние каникулы; санаторий-профилакторий «Андреевка» на реке Днепр в Запоской области; санаторий-профилакторий «Радуга» на реке Збруч (Хмельницкая область) с уникальной минеральной водой «Товтры»; оздоровительные комплексы «Мотор» и «Прибой» на Азовском море в городе Приморске и так далее.
В. Богуслаев в своих интервью неизменно подчеркивает, что такой подход к делу – это отнюдь не самоцель. Забота о кадрах здесь всецело подчинена интересам бизнеса. «Если собственник предприятия настроен на долгий стратегический бизнес, он должен вкладывать ресурсы в персонал, - убежден Вячеслав Александрович, - ибо это не только к постиндустриальной экономике относится, но и к традиционному промышленному сектору».
Не оставляет без своего внимания Генеральный директор «Мотор-Сичи» и проблемы родного города. Красноречивым тому подтверждением – присвоение ему звания «Почетный гражданин Запоья». Это – признание высоких организаторских заслуг Вячеслава Александровича в отстаивании рынков сбыта продукции ОАО – авиадвигателей и товаров народного потребления, а еще - в работе по созданию новых рабочих мест на предприятии (в том числе и на двух предприятиях в Гуляйпольском районе), в сохранении социальной и научной базы, в поддержке казачества, в строительстве Собора Андрея Первозванного, и конечно же, в достижении высоких спортивных успехов. Если кто-то еще не знает, то информируем, что женская гандбольная команда «Мотор» является многократным чемпионом Украины, а еще – обладателем европейского Кубка Кубков.
И разумеется, этим перечнем заслуги «Мотор-Сичи», лично Вячеслава Богуслаева – Героя Украины, кавалера многих государственных наград СССР, Украины, России и перед городом Запоье, и перед страной в целом не ограничиваются…
К счастью, на слово верят нынешним «глашатаям» все меньше и меньше украинцев. «Революционеры» уже «доказали» всем и вся, что состоятельны только в роли ораторов, привыкших, что каждому их слову толпа внемлет, особенно над смыслом и не задумываясь. А вот что касается реальных дел, реальной политики, реальной экономики, направленных на процветание государства, на защиту его национальных интересов – тут у «оранжевых» сразу возникают проблемы…
Вот и спрашивается, почему бы нерадивым «рулевым» не взять уроки мастерства у тех, кто умеет организовать настоящее ДЕЛО, кто не сетует на проблемы, не ищет очередных коварных злодеев, чтобы возложить на них всю ответственность за собственные промахи? Кто работает, кто находится в постоянном творческом поиске и умело использует его результаты во благо страны и ее граждан? Вы не видите в Украине таких людей? Даю подсказку – обратитесь к Герою Украины, доктору технических наук, профессору, с 1995-го года - бессменному Председателю правления и Генеральному директору ОАО «Мотор-Сич» (г. Запоье) Вячеславу Богуслаеву…
Завод, с которого, собственно, и началось отечественное авиадвигателестроение, был заложен еще около ста лет назад, на северо-восточной окраине города Александровска. Вся история предприятия, начиная с 1907 года - это путь к действительно всеобщему признанию, к занятию своего, причем весьма достойного места среди ведущих авиадвигательных фирм мира. Разумеется, так случилось не «сразу», и не «вдруг». Многие поколения конструкторов, инженеров, рабочих своими знаниями и умениями писали славную летопись «Мотор-Сичи». Ее страницы - отражение поэтапного освоения в серийном производстве новых двигателей, каждый из которых стал значительной вехой в развитии отечественного авиадвигателестроения. Шутка ли - здесь пройден путь от создания и освоения в производстве поршневых авиационных моторов водяного охлаждения до современных, вполне контоспособных на мировом рынке турбореактивных двухконтурных двигателей с тягой до 23,4 тс., турбовинтовых, турбовальных и турбовинто-вентиляторных двигателей с мощностью до 14000 л.с. для самолетов и вертолетов, а также промышленных газотурбинных установок на их базе.
На сегодняшний день предприятие является одним из крупнейших в мире по разработке, производству, сопровождению в эксплуатации и ремонту 69 типов и модификаций экономичных и надежных двигателей для 88 видов летательных аппаратов. Несколько десятков тысяч авиадвигателей, выпущенных ОАО «Мотор-Сич», эксплуатируются более чем в 100 странах мира! Авиационные двигатели, изготовленные в Запоье, установлены на летательных аппаратах, разрабатываемых лучшими самолето- и вертолетостроительными ОКБ – Бериева, Ильюшина, Туполева, Камова, Миля, Антонова и другими.
В настоящее время на предприятии ведется интенсивная подготовка к серийному производству авиационных двигателей АИ-22, АИ-222-25, Д-36 сер. 4А, Д-436-148, АИ-25ТЛШ, ВК-1500, АИ-450, ВК-1500ВК, ВК-1500ВМ для самолетов Ту-324, Як-48, Як-130, Ан-74ТК-300, Ан-148, Ан-3, Ан-38, Бе-132МК и вертолетов Ка-226, Ка-60, Ми-8Т, а также для переоснащения находящихся в эксплуатации Як-42, Ан-2, Ми-2, L-39…
Кстати, наряду с производством авиационной техники и гражданской продукции, предприятие изготавливает около 150 наименований потребительских товаров, постоянно увеличивая номенклатуру и объем их производства. Вся эта продукция разрабатывается и производится на основе высоких технологий, что подразумевает современный подход к изделиям и высокую их надежность. Высокопрофессиональные кадры, уникальная производственная база в сочетании с передовыми технологиями, культура производства позволили достичь и удерживать на достойном уровне высокое качество и надежность выпускаемой продукции.
А еще стоит упомянуть о том, что система качества ОАО «Мотор-Сич» сертифицирована транснациональной фирмой BUREAU VERITAS QUALITY INTERNATIONAL (BVQI) на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2000 применительно к производству, ремонту и техническому обслуживанию авиадвигателей, газотурбинных приводов и проектированию газотурбинных электростанций с областью аккредитации в США, Великобритании и Германии. Это – очень высокий уровень…
Впрочем, разговор о сегодняшних успехах многотысячного коллектива, равно как и о планах на ближайшую и более отдаленную перспективу – тема для отдельного материала. А вот на что хотелось бы обратить особое внимание в контексте нашего дальнейшего повествования уже сейчас, так это на такой, хорошо, впрочем, известный всем создателям отечественных авиамоторов, факт. Реальные результаты, как по созданию новых перспективных авиадвигателей, так и по совершенствованию находящихся в производстве, были достигнуты прежде всего благодаря тесному сотрудничеству с проектными, научно-исследовательскими и другими специализированными организациями России. В том числе - с всемирно известными самолето- и вертолетостроительными ОКБ и отраслевыми институтами Российской Федерации: ЦИАМ, ЦАГИ, ВИЛС, ВИАМ, НИАТ, НИИД, ЛИИ, ЦНИИ МО, ГосНИИ ГА, серийными заводами - изготовителями самолетов и вертолетов, а также нашими коллегами по производству авиационных ГТД - ФГУП ММПП «Салют», УМПО (УФА), ОАО КМПО (Казань).
К чему, спросите, я именно на этом заостряю ваше внимание? 7 декабря, принимая Председателя Верховной Рады Украины В. Литвина, Президент России В. Путин сделал весьма симптоматичное заявление. Он, в частности, сказал, что «к сожалению, украинские политики в последнее время не часто появляются в Москве, и мы вынуждены об этом сожалеть… В прежние годы политические отношения развивались энергично, и это отражалось на экономике… Поэтому последние 12 месяцев можно охарактеризовать не иначе, как годом упущенных возможностей».
Мне кажется, не стоит долго объяснять, чем мы занимались все это время… Мы с настойчивостью, достойной лучшего применения, стучались в двери ЕС, ВТО, НАТО, не обращая ровным счетом никакого внимания на то, что нам дипломатично поясняли – в ближайшие годы (а в некоторых случаях – и десятилетия) вам туда вход заказан... А еще мы сквозь пальцы смотрели на то, как практически «на нет» сходит динамика наших отношений с Россией.
Что будет через год, а то и раньше, при нынешнем отношении к развитию добрососедских отношений с РФ, с промышленным гигантом «Мотор-Сич», пока не берется объяснить никто. Даже на таком пещерном уровне, как это делает глава «Нафтогаза Украины» А. Ивченко, то шантажирующий россиян, то вновь и вновь обещающий всем нам «хэппи энд». .
В то же время именно с вхождением Украины в ЕЭП создатели авиадвигателей в первую очередь связывают свое будущее. Генеральный директор ОАО «Мотор-Сич» Вячеслав Богуслаев говорил об этом так: «Интеграции альтернативы нет. Тот, кто этого не понимает, будет выбит с рынка. Пока в замкнутой национальной экономике мы будем пытаться создать продукт мирового класса, весь мир уйдет вперед. Например, сегодня Airbus Industries ежедневно выпускает один самолет. В его производстве участвуют 11 стран, которые 25 лет назад договорились о производстве конкретных частей этих самолетов - кто делает крыло, кто капот, кто носок и т. д.
То есть они пришли к тому, что всегда существовало в СССР, - глубокой специализации предприятий. У нас же после того, как наши замечательные политики разрезали страну на лоскуты, осколки стали пытаться создать пещерную экономику, наподобие того, как в маоистском Китае плавили чугун в каждом дворе. Вот и вновь созданные государства пытаются создать замкнутые экономики. Это полная чушь, которая ведет к появлению неконтоспособной продукции…».
Отмечал он и тот момент, что во время выборов все политики кричат, что они будут не щадя живота своего защищать национального товаропроизводителя. Но на практике потом мы видим нечто обратное, то, как непродуманными мерами по сути блокируется выход на рынок дешевой и качественной продукции, в результате чего страдает конечный потребитель.
Впрочем, вполне реальная угроза сворачивания тесных экономических связей с РФ (это при том, что сейчас 390 российских предприятий поставляют ОАО «Мотор-Сич» комплектующие и потребляют его продукцию. Более тесных кооперационных связей с восточным соседом не имеет ни одно отечественное предприятие…) – увы, не единственная угроза для этого уникального машиностроительного гиганта, являющегося единственным в Украине, чей годовой оборот превысил миллиард гривен.
Катастрофой, начисто перечеркивающей будущее коллектива, станет и вхождение нашей страны в ЕС и НАТО. Почему? Это очень доходчиво может пояснить всем желающим опять-таки В. Богуслаев. А он говорит о том, что наш труд, наши технологии, наши мозги не нужны сегодняшней Европе. Там давно уже все занято. Мы должны меньше говорить об интеграции туда, где все есть, а больше защищать свои традиционные рынки и активно осваивать новые, на Ближнем и Среднем Востоке, в Юго-Восточной Азии…
«Что, наши двигатели возьмут туда, в объединенную Европу? Отвечаю: не возьмут ни одного, - говорит Вячеслав Александрович. - Потому что все программы у них на 20 лет вперед просчитаны. Европейский авиастроительный концерн «Air Bus Industries» четко сказал, что Италия будет делать 11 % единой авиационной тематики, Дания 6 %, Франция 28 %, Германия 18 %. Где же наши, украинские квоты? Такова политика внутри ЕС. Теперь всем, кто туда вступил – Венгрия, прибалтийские республики, и прочая, и прочая – им уже говорят: вы должны получить квоты на свой внешний рынок. То есть, если и мы вступим, нам тут же предпишут: в Китай, допустим, уменьшить поставки самолетов, вертолетов и двигателей в два раза, потому что этот сегмент займет Air Bus или Aerospecial.
Они говорят: подождите, вы Союза? Мы с вами поделились в Европе, мы вам дали полпроцента? Отдайте 50% вашего внешнего рынка! Только так. Там единые правила и единый устав. Поэтому я хочу услышать от евроенных украинских политиков ораздельный и честный ответ на единственный вопрос: что нам дает это вступление? Конкретно: в промышленности, в сельском хозяйстве и т.д…».
Учитывая все вышеизложенное, Вячеславу Богуслаеву, а вместе с ним, я уверен, и всем «маленьким украинцам», несколько десятков тысяч которых работают на «Мотор-Сичи», очень хотелось бы надеяться, что весомое слово одного из капитанов украинской индустрии, знающих точную цену евроатлантическим потугам нынешней политэлиты, дойдет до сознания и совести тех, кто усиленно толкает Украину на гибельный путь.
Ничего хорошего не сулит легендарному предприятию и вхождение страны в НАТО. Ведь для сведущего специалиста, и уж тем более для профессионала такого масштаба, как Вячеслав Богуслаев, отнюдь не является какой-то «тайной за семью печатями», что технические стандарты НАТО несовместимы с ГОСТами стран СНГ, прежде всего Украины и России. И если нашу страну не мытьем, так катаньем все же втянут в Североатлантический альянс, то такие высокотехнологичные предприятия, как «Мотор-Сич» и Запоское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс» неминуемо обречены на угасание. А ведь они были созданы ценой колоссального труда нескольких поколений нашего народа! Здесь убеждены, что угробить такие заводы и ОКБ – это преступление против прошлого, настоящего и будущего украинской нации, против всего восточнославянского мира.
Есть у этой проблемы и еще один немаловажный аспект. Суть его в том, что «Мотор-Сич» участвует в выполнении российских программ по вертолетам, беспилотным средствам, транспортному самолету Ан-70, учебно-боевому самолету Як-130… Все это - военные программы, в которых хватает и ноу-хау, и прочих тайн из разряда «не для чужого глаза», и посему вряд ли партнеры-россияне будут продолжать с нами сотрудничать, если нас примут в натовские объятия…
Впрочем, давайте все же надеяться на лучшее, на торжество разума, и на то, что в конечном итоге будет выполнено одно из майданных обещаний нынешнего Президента. То самое, где речь идет о честной, прозрачной, последовательной и экономически выгодной внешней политике Украины, и о таком критерии ее успешности, как объемы привлеченных в страну инвестиций, продвижении отечественных товаров на международных рынках. А еще - о взаимовыгодных, дружественных и стабильных отношениях с Россией, и, наконец, об Украине как государстве, которое придерживается своих обязательств и в то же время способно защитить свои национальные интересы…
Верят в торжество здравого смысла и на «Мотор-Сичи», коллектив которой работает (пока?) в прежнем режиме. Хотя, конечно, последствия «оранжевой революции» уже сказались. Да, действительно, в 2004-м году объем реализации продукции предприятия достиг 1,83 миллиарда гривен. При этом 80% составляли контракты по внешнеэкономической деятельности. Всего в минувшем году было выпущено 312 и отремонтировано еще 469 авиационных двигателей. Однако, хотя эти показатели и превышали данные за 2003-й год, «Мотор-Сич» не достигла ожидаемого увеличения объемов производства на уровне 15-17%. Реальный рост объемов составил всего 3%...
Причины? Они, что называется, лежат на поверхности. Достичь намеченных рубежей помешала политическая ситуация в стране в ноябре-декабре прошлого года. «Аплодируя «оранжевой революции» и «победе демократии», - сказал В. Богуслаев, - деловые иностранцы тем не менее приостановили платежи. Так, на всякий случай…». В результате заказчики из 20 стран «воздержались» от перечисления 23 миллионов долларов, что существенно сказалось на показателях работы предприятия. Учитывая, что объем экспорта в массе выпускаемой продукции «Мотор-Сичи» составляет сейчас свыше 82%, то, разумеется, стабильность отношений иностранных партнеров становится для завода определяющей. В этой связи Вячеслав Александрович убежден в назревшей необходимости развития внутреннего рынка. Иначе, говорит он, наша зависимость от зарубежных партнеров и политических обстоятельств будет «угающе велика».
Но пока, повторюсь, создатели отечественных авиадвигателей оптимизма не теряют. Берут пример со своего Гендиректора. Ему здесь верят безоговорочно. Если сказал, что благодаря новым разработкам коллектив обеспечен стабильной работой на 20-25 лет вперед, значит, так оно и есть.
Кстати, а как на одном из самых известных в стране предприятий, заслуженно считающемся национальной гордостью Украины, решаются кадровые вопросы? Наверное, достаточно эффективно, если здесь как было 27 тысяч персонала, так и осталось… Что делается, чтобы не было «текучести»? Многое. Как обязательный элемент – достаточно высокая и стабильная заработная плата. А еще, к примеру, созданы два дневных факультета - филиалы соответственно Харьковского авиационного и Запоского инженерно-технического институтов, куда приглашаются преимущественно дети работников предприятия. Здесь, как и в советское время, приветствуются семейные династии… Студентам платятся стипендии, с ними заключаются договоры… Это, кстати, резко улучшило показатели предприятия по возрастной структуре персонала. А ПТУ в Украине никогда и не закрывались… Кроме того, здесь традиционно проводится активная социальная политика. ОАО «Мотор-Сич» располагает целым комплексом комфортабельных оздоровительных учреждений. Среди них – пансионат «Горизонт» в городе Алушта (Крым) с отдыхом и лечением круглый год, с целевыми заездами «Мать и дитя» на зимние и весенние каникулы; санаторий-профилакторий «Андреевка» на реке Днепр в Запоской области; санаторий-профилакторий «Радуга» на реке Збруч (Хмельницкая область) с уникальной минеральной водой «Товтры»; оздоровительные комплексы «Мотор» и «Прибой» на Азовском море в городе Приморске и так далее.
В. Богуслаев в своих интервью неизменно подчеркивает, что такой подход к делу – это отнюдь не самоцель. Забота о кадрах здесь всецело подчинена интересам бизнеса. «Если собственник предприятия настроен на долгий стратегический бизнес, он должен вкладывать ресурсы в персонал, - убежден Вячеслав Александрович, - ибо это не только к постиндустриальной экономике относится, но и к традиционному промышленному сектору».
Не оставляет без своего внимания Генеральный директор «Мотор-Сичи» и проблемы родного города. Красноречивым тому подтверждением – присвоение ему звания «Почетный гражданин Запоья». Это – признание высоких организаторских заслуг Вячеслава Александровича в отстаивании рынков сбыта продукции ОАО – авиадвигателей и товаров народного потребления, а еще - в работе по созданию новых рабочих мест на предприятии (в том числе и на двух предприятиях в Гуляйпольском районе), в сохранении социальной и научной базы, в поддержке казачества, в строительстве Собора Андрея Первозванного, и конечно же, в достижении высоких спортивных успехов. Если кто-то еще не знает, то информируем, что женская гандбольная команда «Мотор» является многократным чемпионом Украины, а еще – обладателем европейского Кубка Кубков.
И разумеется, этим перечнем заслуги «Мотор-Сичи», лично Вячеслава Богуслаева – Героя Украины, кавалера многих государственных наград СССР, Украины, России и перед городом Запоье, и перед страной в целом не ограничиваются…
Игорь Тимофеев, Прес-служба Партии регионов