Сейчас стало модно угадывать в действиях власти знаки, указывающие на некий план. Секретарь "Газпрома" так и заявил: "Украина, очевидно, имеет какой-то план".
А оппозиция и аналитики, глядя на вялую деятельность "Нашей Украины" и высокие рейтинги их контов, становятся чрезмерно подозрительными, потому что никому не верится, что власть не собирается прибегать к админресурсу.
На специальном заседании парламента, который собрался рассмотреть вопрос об утверждении президентского указа о чрезвычайном положении в Крыму, фракции "Регионы Украины" Тарас Черновил поинтересовался, не является ли это попыткой сорвать мартовские выборы.
Чрезвычайное положение, конечно, было бы выгодно для действующей власти, ведь на этот период запрещаются выборы в парламент, проведение референдума (в том числе и невыгодный для "западников" плебисцит относительно ства в НАТО).
Хотя, положа руку на сердце, признаемся, что пока президент не давал повода подозревать его в этом.
Поэтому спишем все на желание Черновила в очередной раз подтвердить свое оппозиционное реноме. Во-первых, "чрезвычаловка" может вводится на 60 дней в отдельных регионах и на месяц по всей Украине. Продлить ее можно еще на 30 дней. То есть, максимально она продлится в Крыму до февраля и не затронет выборы.
Кроме того, парламент не только наделен правом контролировать выполнение законов в это время, но и инициировать отмену указа, когда посчитает нужным.
Более того, в среду министр юстиции Головатый наконец внятно объяснил своим коллегам, для чего это самое положение необходимо. Оказывается, оно является основанием для изъятия инфицированной домашней птицы у населения и выплаты компенсаций за них. То есть, без него государство не может ограничить право собственности граждан.
Еще об одном плане, который якобы рассматривают политтехнологи самых известных политических сил со ссылкой на проинформированные источники поведал еженедельник "Столичные новости". По их данным, предполагается, что через месяц после выборов парламент... распустят. Якобы существует договоренность между крупнейшими силами, что они будут блокировать процесс формирования большинства и правительства, а потому президент будет вынужден распустить его. Мол, партии понимают, что никто из них не получит большинства, а история с роспуском позволит им проверить силы, избавиться от ненужных лиц и побороться летом за более внушительные результаты.
В этой версии имеется два нюанса, которые делают ее маловероятной. Первый назвали в самой газете - нежелание расставаться с мандатом тех депутатов, которые серьезно потратились на предвыборную кампанию. Вряд ли руководителям фракций удастся объяснить, почему через месяц после избрания необходимо уйти из Верховной Рады.
Второй нюанс состоит в том, что роспуск парламента - это право президента, а не обязанность. То есть, он может распустить его, если захочет.
Более того, если "Наша Украина" получит незначительное количество мест в Верховной Раде, а в оппозиции окажутся "регионы" и БЮТ, то президенту будет даже выгодно, чтобы в парламенте большинство отсутствовало. Ведь именно оно предлагает президенту кандидатуру главы правительства. Если же этого не произойдет, то правительством будет руководить и.о.премьера, как руководил в 1993-1994 годах Ефим Звягильский. Для президента в таком случае возникает ряд позитивных моментов: и.о. премьера не должны утверждать депутаты, а также они не могут отправить его в отставку. При ином стечении обстоятельств президент сможет использовать бойкот и право роспуска для шантажа. Угая распустить парламент (по сути, лишить депутатов полномочий) и обещая посты в правительстве, глава государства может переманить на свою сторону немало депутатов и изменить ситуацию в свою пользу.
Скорее всего, что выборы состоятся намеченные сроки и к роспуску Ющенко прибегнет лишь в крайнем случае. Каким этот случай должен быть сказать сложно, но не забываем, что Кучма не вводил чрезвычайное положение даже в условиях реальной угрозы штурма его администрации и правительственных зданий.
Власти действительно важно продемонстрировать честность и отказ от использования в процессе волеизъявления административного ресурса. А сбить ажиотаж вокруг выборов "канцлера", "по сути главы государства", как окрестила парламентские выборы Юлия Тимошенко, можно очень простым и легитимным способом - восстановив прежний, дореформенный баланс сил с помощью референдума. И чем больше депутаты будут "ставить палки в колеса" президенту, тем больше людей проголосуют за отмену политреформы. Или даже за новую Конституцию.
Артем Коваленко , Газета
agrinews.com.ua