Страшилка об "интеграции Украины в Донецкую область" настолько часто использовалась на недавних президентских выборах, что набила оскомину и всерьез к ней уже никто не относится. А зря — тема реванша-то актуальна, как приобретение подарков к неизбежно надвигающемуся Новому. Вот и всем нам тоже грозит — подарочек…
Анализ результатов различных социсследований и — главное — динамики партийных рейтингов показывает, что Партия регионов наберет на парламентских выборах не менее 30% (это можно считать свершившимся фактом), Блок Юлии Тимошенко — 20-25% (все зависит от эффективности противодействия со стороны власти), НСНУ поборется за 10-12% (это оптимистический сценарий!), народники В.Литвина — 10%, СПУ — 8% (отсутствие в списке Ю.Луценко социология пока не учитывает), КПУ — 7%, блок Н.Витренко — 4%. Остальные для формирования парламентского большинства принципиального значения не имеют. У кого-то приведенные цифры могут вызвать недоумение или негодование, но речь идет не о рейтингах, публикуемых в прессе, а о "чистых" результатах, не корректированных "под заказчика".
Получается, что "регионы" будут способны самостоятельно, без "оранжевых" оппонентов сформировать правительство во главе с Б.Колесниковым или Р.Ахметовым, если, он, конечно, подобно Ю.Тимошенко, не побрезгует (вариант коалиции — "ПР + НПУ + КПУ + Блок Н.Витренко"). Имеется и другой подход, более приятный для В.Ющенко по форме, но более унизительный по сути: возможно, Ахметов решит "уважить" Президента как носителя почетной должности, а также партнера без особых претензий на позиции в Кабмине. Тогда коалиция сформируется по варианту "ПР + НСНУ + НПУ", и Президент получит, кроме гарантированных Конституцией глав СБУ и МИДа, еще и одного-двух министров — "культуризма" и по "делам спортивной молодежи" предположительно. Но премьер необсуждаемо будет "донецкий", хотя и не В.Янукович (скорее всего, Н.Азаров).
Соответственно, не мешало бы предметно разобраться, каким образом функционирует "ЗАО "Донецкая область", добиваясь, между прочим, заметных производственно-социальных успехов (не все приемлют методы их достижения, но это уже совсем другая история), и что, соответственно, сулит всем и каждому распространение этого передового опыта на всю страну.
Здесь важно усвоить, что "теневой губернатор Донбасса" Ринат Леонидович Ахметов — действительно выдающийся бизнесмен и руководитель. И при расширении масштаба своей деятельности до общенационального он, как человек системный, будет руководствоваться именно теми принципами, которые принесли ему успех в прошлом.
Замкнутость
"Чужие здесь не ходят" — фраза идеально подходит для определения донецкой политико-экономической элиты. И действительно, а кому же еще доверять, как не проверенным своим — товарищам по детским ам и ым разборкам? И для того, чтобы получить назначение на топ-менеджерскую должность в этом регионе, вовсе не обязательно закончить Гарвард. В донецком мироздании не боги не только успешно обжигают всякие горшки, но и возглавляют компании с миллиардными оборотами. Человека, что-либо собой представляющего, здесь знают все, им гордятся и возводят на пьедестал. Но, чтобы стать здесь кем-то, надо знать всех, от кого хоть что-то зависит, стать элементом системы, добровольной шестеренкой в некоем безжалостном механизме (напоминает времена развитого социализма, не правда ли?). Поэтому человек со стороны, не покрутившийся годами этой самой шестеренкой, не притершийся в системе, не будет принят Донбассом. С другой стороны, выходец из этого шахтерского края навсегда останется близким, понятным и заслуживающим доверия. Именно поэтому Янукович-премьер прибыл в Киев с собственной командой (точнее, бригадой) и по-настоящему опирался только на нее.
И даже после его фиаско подход не изменился.
Исходный донецкий скепсис существует не только по отношению к посторонним людям, но и к чужим представлениям, нормам, мировоззрению в целом. Очень многим дончанам всерьез представляется, что им ведом некий сокровенный смысл бытия, который остальным никогда не откроется. Чужое не обязательно плохое, например, футболистов и тренеров можно приглашать в "Шахтер" из-за границы, но жестко их контролировать. Однако свое все-таки лучше, надежнее. А раз так, то чужое — бизнес, руководителей, жизненные и мые ценности — по возможности, надо заменять на "донецкое". Для блага всех окружающих, между прочим, которые счастья своего не понимают. И после прихода "донецких" к настоящей власти этот процесс пойдет стремительными темпами. При безусловном подавлении инакомыслия, а, тем более, сопротивления. Очень по-советски.
Иерархичность
Донецкая элита выстроена в виде четкой пирамиды (или террикона, если угодно). Казалось бы, ничего удивительного — клановостью Украину не озадачишь. Но применительно к Донецку сложно говорить о сращивании власти и бизнеса, здесь это неразрывные ипостаси одного явления. Причем, существует негласная, но чрезвычайно четкая регламентация того, на что ты имеешь право в зависимости от занимаемого положения. И работает она не хуже, чем устав караульной службы.
Зашел правильный (то есть, свой) человек, например, на должность замглавы обладминистрации — ему автоматически выделяется определенный бизнес-сектор, чтобы он не думал о хлебе насущном, а целиком, значит, сосредоточился на делах державных… С другой стороны, бизнесмен, входящий в систему и занимающий в ней определенное положение, может спокойно обращаться к чиновнику соответствующего уровня в полной уверенности, что его вопрос будет решен в рамках того самого негласного регламента.
Иерархичность порой доходит до смешного. У многих людей в Донецке хватает средств на приобретение престижного автомобиля, но крутых иномарок в городе явно меньше, чем могло бы быть. Потому что мало иметь много денег — машина, на которой ты "рассекаешь" по донецким проспектам, должна соответствовать твоему месту в пирамиде. Иначе не поймут. И даже объяснят доступно: "Ты чего, брат, слишком много про себя думаешь? Нехорошо, брат, неграмотно…". И автомобиль, статусу не соответствующий, при упрямстве его владельца какие-то злые отморозки могут и побить железными прутьями. То же самое с квартирами или особняками. И даже с местом культурного досуга: на ресторан определенного уровня надо не только иметь деньги, но и неофициальное право там "оттянуться".
При распространении этой пирамидальности на всю страну людей начнут жесточайшим образом вгонять в эти устоявшиеся в донецком представлении рамки. А несогласных — нет, не отстреливать, это метод экстраординарный и уже в прошлом. Их просто будут выкидывать из бизнеса. "Неправильный" бизнесмен не получит от "донецкой" власти ни одного разрешительного документа, его поставщики и покупатели конечной продукции или услуг довольно быстро откажутся иметь с ним дело, даже СМИ не станут размещать его рекламу. И человек окажется в вакууме, единственный способ избежать полного краха — продать все по дешевке и эмировать куда подальше. Этот путь уже прошли многие бизнесмены из Донецка, не сумевшие вписаться в систему Ахметова и соответствовать его представлениям об эффективном менеджменте.
А "соответствующие" получат железобетонную "крышу": живешь по понятиям, "отстегиваешь" долю и спишь спокойно. Никакой глупой конции. Но и никакого стимула к развитию. А перспектива — только в медленном подъеме по иерархической лестнице. Но на самом верху всегда будут "донецкие". Самое печальное, что очень многие украинские бизнесмены с готовностью примут эти правила ы…
Иерархичность и замкнутость имеют и еще одно следствие. При "новом порядке" руководители областей, городов, районов будут назначаться премьер-министром. И никакие фокусы прежних времен вроде того, что виза премьера появляется уже на подписанном указе Президента, не пройдут. Но при каждом местном руководителе окажется "смотрящий донецкий". Именно он будет спрашивать с назначенца и за экономические, и за социальные показатели региона. И следить, чтобы представитель власти "не баловался и не самовольничал", чтобы куры неслись, коровы доились, а народ не роптал. Опять-таки, это та же знакомая до слез компартийная система, когда секретарь партячейки местного разлива контролировал всю власть в регионе, неся ответственность лишь по своей партийной линии. А многие до сих пор недоумевают, почему Донбасс являлся базовым для КПУ, но Партия регионов смогла удивительно легко отвоевать место в душах избирателей? Все дело в том, что новые вожди предлагают все ту же испытанную, привычную дончанам структуру власти, только идеологические клише они заменили на осязаемые материальные стимулы (подачки, если называть вещи своими именами).
Всеядность
Здесь все элементарно: деньги не пахнут. Главным и единственным критерием станет экономическая эффективность любого вида деятельности. Всяческие "интеллигентские сантименты" вроде чистоплотности, мости, духовности и так далее будут отброшены "беспрекословной рукой" донецкой власти. А какие виды бизнеса являются наиболее прибыльными? Вот именно! Вряд ли можно ожидать появления "Государственной программы по поддержке и развитию контрабанды оружия, тиков и торговли людьми" — все-таки внешние приличия соблюдаться будут. Но нет сомнений, что органы власти станут неофициально всячески участвовать в такого рода деятельности: она и сейчас процветает, а уж после реванша — и подавно! А то, что это грозит международной изоляцией, никого не волнует.
Упрощенность
К сожалению, практика показывает, что объективные экономические закономерности функционирования больших систем воспринимаются "донецкими" достаточно своеобразно. Точнее, не воспринимаются совсем (яркий пример — деятельность Азарова на всех его постах). Наиболее распространенная схема — "деньги-товар-деньги". Понятие "надо" легко перекрывает категорию "а можно ли?" — этакий управленческий волюнтаризм. Для повышения эффективности, к примеру, металлургического бизнеса надо снижать затратную часть. Значит, следует внедрять новые технологии, применять гибкую маркетинговую политику и прочие изыски постиндустриального общества? А зачем, если можно пролоббировать снижение железнодоных тарифов на перевозку сырья и продукции, не рассчитываться за потребленные энергоресурсы, уйти от налогообложения через специально создаваемые свободные экономические зоны?! Зачем кропотливо и продуманно развивать общенациональный хозяйственный комплекс, если проще поставить государственные возможности на службу собственному бизнесу? Вопросы риторические…
Самое страшное, что грядущая власть не способна понять, что Украина — это не только не Россия, но и не Донецкая область. И методы управления, давшие быстрый эффект там, в общенациональном масштабе медленно, но гарантированно приведут к краху. Хотя отдельные граждане смогут в очередной раз удивить какой-нибудь "Форбс".
Кстати, именно следствием упрощенности является и готовность "донецких" назначать своих на любую государственную должность — "наш человек не подведет". Ну взорвет по недомыслию очередной Чернобыль — но ведь он же старался, как лучше хотел…
А уж про геополитику лучше и не заикаться.
Статичность
Беда в том, что выстроенная и отлаженная властно-бизнесовая пирамида весьма быстро окостеневает (так, к слову, произошло и с СССР). Поначалу она дает эффект, прежде всего, за счет уменьшения элементарного "бардака и крысятничества" на местах. Затем оказывается, что все важнейшие решения принимаются из одного центра считанными людьми. Эти решения носят явный личностный характер, к тому же они категорически запаздывают по сравнению с быстро меняющейся рыночной ситуацией. Особенно это проявляется на международных рынках. Подавление инициативы снизу и необходимость согласовывать любой вопрос, вплоть до приобретения двух рулонов туалетной бумаги, непосредственно с премьер-министром страны, ведут к неминуемой стагнации. Спад экономики подает социальное напряжение. Погасить его в условиях зарегулированности и централизации всего и вся может только откровенная диктатура. Но в отличие от Союза эффективных карательных органов вроде КГБ в Украине уже не существует.
Следовательно, грядет хаос, а затем сдача страны на выгодных условиях. На выгодных исключительно для правящей в данный момент верхушки.
Именно эту угрозу интуитивно почувствовал мелкий и средний украинский бизнес, неожиданно горячо поддержавший "оранжевую" революцию. Но, увы, стремительно в ней разочаровывающийся. Налицо перспектива получить во власти все тех же "донецких", но куда более озлобленных и безоглядных.
Вместо выводов
Разумеется, полемический формат газетной статьи предполагает определенное сгущение красок. Никто не отрицает, что в Донбассе огромное количество эрудированных и грамотных людей, в том числе владеющих современной бизнес-методологией. И тот же Ринат Леонидович, как уже подчеркивалось, вовсе не косный ретроград или злонамеренный душитель демократических свобод.
Но я попытался проанализировать схему построения власти и бизнеса в Донецкой области и предполагаемую ее проекцию на всю страну. А здесь выводы неутешительны: властная машина и государственные ресурсы будут стопроцентно поставлены на службу весьма узкой группе лиц, и Л.Кучма на этом фоне станет восприниматься просто идиллически. По сути, на обогащение такой группы станет работать вся Украина. Вопрос в том, как долго это продлится. Нет, новой революции ожидать не приходится. Речь о том, насколько хватит ресурсов державы…
Сер Хрусталев, Грани плюс
agrinews.com.ua