Народным депутатам явно не придется встречать новогоднюю ночь в сессионном зале, корпя на бюджетными цифрами. Вчера вечером с третьей попытки был принят во втором чтении бюджет-2006. Правда, практически без запаса голосов: с трудом удалось выйти на цифру 226. Она явно свидетельствует о минимальном запасе прочности правительства, которое подало проект в ВР, и о сложности переговоров, которые велись в поддержку правительственного варианта. Торги были долгими и упорными: ведь еще утром 20 декабря за бюджетный вариант проголосовали всего 214 законодателей. Через несколько часов удалось "уломать" еще 12 человек…
Разумеется, надо признать, что бюджет принимался в чрезвычайно сложных условиях: на пике газовых торгов с Россией. Еще одна бюджетная интрига: возможность снятия "под это дело" премьер-министра Юрия Еханурова. Собственно говоря, никогда бюджетные торги не проходили без осложнений. Принятие бюджета – это как битва за уай: все время ведется, все время проывается… И, кстати, бюджетную битву-2006 тоже пока нельзя считать законченной. Например, депутат Виктор Кирилов уже отозвал свой голос в поддержку бюджета: мотивировал тем, что в момент голосования отсутствовал в зале. Более того, вообще находился в своем избирательном округе. Выступая с трибуны парламента, Кирилов заявил, что во вторник "преступной процедурой был принят преступный бюджет". Он подчеркнул, что данный закон не нужен ни народным депутатам, ни избирателям. Еще Кирилов отметил, что принятый госбюджет-2006 не решает никаких проблем, а только обостряет их. Он также обратился к президенту не подписывать бюджет-2006. "Потому что весь следующий год я потрачу на работу в судах, я все равно его (бюджет) засужу, все равно его отменю как нелегитимный", – сказал Кирилов. По его словам, еще несколько депутатов голосовали за бюджет ьно, так что он полноценным законом не считается…
В свою очередь, спикер Литвин обратил внимание "отзывников" на регламентные нюансы: регламент не предусматривает право отзыва голоса. Что сделано, то сделано. Однако "махание кулаками после драки" говорит о том, насколько глубок драматизм бюджетной ситуации. Похоже, эпопея с принятием главного финансового плана страны еще пощекочет нервы основным политическим окам. А в том, что принятие бюджета непосредственно связано с политикой, никто и не сомневался: впереди выборы. Поэтому поводы для противостояния были соответствующими – цена на газ (как можно рассчитывать основные финансовые показатели, не зная, сколько Украина будет платить за голубое топливо, сколько получать от его транзита через свою территорию) и социальные вопросы. Это больная тема, потому что накануне выборов избиратели привыкли получать социальные "пряники": льготы, преференции, повышенные зарплаты, пенсии и стипендии. Только тогда они согласны голосовать в поддержку власти. Так что Еханурову позарез нужен был позитивный итог бюджетного голосования.
А вот соперникам политической силы, которую возглавляет премьер, наоборот, выгодно было завалить финансовый документ, обвинив правительство в профнепригодности и добиваясь его отставки. В этом вопросе особо усердствовала фракция Юлии Тимошенко: Юля радостно ухватилась за бюджетную возможность врезать по правительству вообще и своему сменщику Еханурову в частности. С не меньшим удовольствием занимались бюджетным террором Кабмина Партия регионов и эсдеки. Коммунисты традиционно против "антинародного бюджета". На каком-то этапе и партия Литвина "тормозила" бюджетный процес,- пока не стало ясно, что отставка Еханурова в преддверии политреформы и перспектива занять его место еще туманней, чем основные макропоказатели финансового плана-2006.
После этого в числе бюджетной оппозиции остались: КПУ, БЮТ, ПР, СДПУ(о) и "Единая Украина" Богдана Губского, которая на последнем этапе "сломалась" и сдала три голоса в поддержку бюджета. Среди сторонников: "Наша Украина", партия Кинаха, УНП (говорят, Юрию Костенко традиционно пообещали место вице-спикера), ПРП (ясное дело, Пинзеник – министр финансов), "Доверие народа", Рух и, наконец, социалисты. Фракция Мороза снова использовала свою "золотую карточку": лишь благодаря социалистическим голосам удалось не провалить бюджетную эпопею. Что ж, Сан Саныч "подписался" в свое время на участие собственных креатур в исполнительной власти, поэтому СПУ была обязана договариваться с правительством. Говорят, переговоры прошли успешно: по крайней мере, и министр АПК Баранивский, и глава Министерства образования отхватили солидный бюджетный "куш" для решения проблем аграриев, учителей, студентов – то есть основной массы тех, кто дисциплинированно ходит на выборы, и от чьих голосов зависит результат избирательной кампании.
К слову, только на бюджетную поддержку производства мяса и растительной продукции в следующем году предусматривается выделить 2 млрд. грн., тогда как в бюджете 2005 года эта цифра была почти в четыре раза меньше (600 млн. грн.). И это, заметим, несмотря на рост цен. Еще 1 млрд. грн. пойдет на кредитование интенсивного ведения хозяйства в АПК. В целом же на развитие села направлено почти 11% всех расходов государственного бюджета – цифра в истории принятия бюджетов беспрецедентная. Так что 2006 бюджетный год – это год села. Неудивительно, что бюджетную версию одобрила и партия Литвина: как известно, блок спикера делает ставку на центральные регионы Украины, рассчитывая именно там собрать самый богатый электый уай. Потому и поддержка селян для политической силы, выросшей из шинели СелПУ, является естественной: в противном случае Литвина не поняли бы ни соратники, ни избиратели.
В общем, для спикера ВР принятие бюджета – это своего рода позитив. Кроме того, Владимиру Михайловичу снова удалось выступить в роли миротворца, сумевшего сделать почти невероятное: убедить разные политические силы поддержать правительственный вариант госбюджета. Наверняка, эту "фишку" спикер не оставит без внимания в своей агитационной кампании – роль примирителя-консолидатора Владимиру Литвину по душе. Тем не менее, Литвин вольно или невольно помог Еханурову, являющемуся его прямым политическим контом. И сейчас Владимир Михайлович пытается поправить положение и вывести парламент в число лидеров народного доверия. "Сейчас звучит критика в адрес Верховной Рады. Можно сделать логический вывод, что вначале критиковали предыдущий так называемый преступный режим, сейчас ресурс такой критики исчерпался – переходит на уровень недопустимых высказываний в адрес Верховной Рады", – сказал Владимир Михайлович на пленарном заседании в среду. "Я считаю, что мы должны сделать соответствующее замечание институтам власти", – подчеркнул украинский спикер. По его словам, в адрес парламента звучат высказывания о том, что Верховная Рада Украины "наиболее нестабильный институт". В то же время спикер напомнил, что когда в ноябре-декабре 2004 года ВР приняла решение, "которое считалось стабильным", в частности, решение о внесении изменений в Конституцию Украины, а также об особенностях применения закона о выборах президента Украины, то сегодня, "когда это считается невыгодным", парламент называют нестабильным органом.
Что ж, единственный, кто по-настоящему выал от принятия бюджета-2006, – это Юрий Ехануров. Премьеру было необычайно важно добиться положительного решения по этому вопросу: на карту поставлено политическое будущее первого номера списка блока "Наша Украина". Это получилось. Но одновременно премьер узнал много "нового". Например, о том, что в парламенте не существует стойкой проправительственной базы, о том, что без посторонней помощи ему невозможно провести через ВР ни одного стратегического решения. В общем, парламент и Кабмин сегодня скорей антагонисты, чем союзники, и это обязательно отразится в ходе избирательной кампании-2006. И, наверное, будет проблематично подписать инициируемое Ющенко соглашение между демократическими силами в парламенте – на период выборов.
Но как бы то ни было, а это, хоть и на грани, но победа пропрезидентских сил. А вот БЮТ и Партия регионов показали, что, хотя и могут действовать совместно, но мощной оппозиционной силой, влияющей на стратегические планы, не являются – все-таки "завалить" бюджет и премьера Тимошенко и Януковичу не удалось. Это дало возможность президенту заявить, что "реванша не будет", БЮТ и ПР продумать дальнейший план действий или "разойтись" для поиска более эффективных союзников. Единственный, кто на сто процентов оказался в бюджетном "шоколаде", так это министр финансов: после утверждения бюджета-2006 рейтинг его блока имеет шансы подрасти. Хотя сам Пинзеник и вынужден был признать: дефицит бюджета приблизился к критической отметке, и финансовые риски для Украины резко увеличились. Но к выборам, парламентским рокировкам и договоренностям эти проблемы пока не имеют отношения.
В свою очередь, спикер Литвин обратил внимание "отзывников" на регламентные нюансы: регламент не предусматривает право отзыва голоса. Что сделано, то сделано. Однако "махание кулаками после драки" говорит о том, насколько глубок драматизм бюджетной ситуации. Похоже, эпопея с принятием главного финансового плана страны еще пощекочет нервы основным политическим окам. А в том, что принятие бюджета непосредственно связано с политикой, никто и не сомневался: впереди выборы. Поэтому поводы для противостояния были соответствующими – цена на газ (как можно рассчитывать основные финансовые показатели, не зная, сколько Украина будет платить за голубое топливо, сколько получать от его транзита через свою территорию) и социальные вопросы. Это больная тема, потому что накануне выборов избиратели привыкли получать социальные "пряники": льготы, преференции, повышенные зарплаты, пенсии и стипендии. Только тогда они согласны голосовать в поддержку власти. Так что Еханурову позарез нужен был позитивный итог бюджетного голосования.
А вот соперникам политической силы, которую возглавляет премьер, наоборот, выгодно было завалить финансовый документ, обвинив правительство в профнепригодности и добиваясь его отставки. В этом вопросе особо усердствовала фракция Юлии Тимошенко: Юля радостно ухватилась за бюджетную возможность врезать по правительству вообще и своему сменщику Еханурову в частности. С не меньшим удовольствием занимались бюджетным террором Кабмина Партия регионов и эсдеки. Коммунисты традиционно против "антинародного бюджета". На каком-то этапе и партия Литвина "тормозила" бюджетный процес,- пока не стало ясно, что отставка Еханурова в преддверии политреформы и перспектива занять его место еще туманней, чем основные макропоказатели финансового плана-2006.
После этого в числе бюджетной оппозиции остались: КПУ, БЮТ, ПР, СДПУ(о) и "Единая Украина" Богдана Губского, которая на последнем этапе "сломалась" и сдала три голоса в поддержку бюджета. Среди сторонников: "Наша Украина", партия Кинаха, УНП (говорят, Юрию Костенко традиционно пообещали место вице-спикера), ПРП (ясное дело, Пинзеник – министр финансов), "Доверие народа", Рух и, наконец, социалисты. Фракция Мороза снова использовала свою "золотую карточку": лишь благодаря социалистическим голосам удалось не провалить бюджетную эпопею. Что ж, Сан Саныч "подписался" в свое время на участие собственных креатур в исполнительной власти, поэтому СПУ была обязана договариваться с правительством. Говорят, переговоры прошли успешно: по крайней мере, и министр АПК Баранивский, и глава Министерства образования отхватили солидный бюджетный "куш" для решения проблем аграриев, учителей, студентов – то есть основной массы тех, кто дисциплинированно ходит на выборы, и от чьих голосов зависит результат избирательной кампании.
К слову, только на бюджетную поддержку производства мяса и растительной продукции в следующем году предусматривается выделить 2 млрд. грн., тогда как в бюджете 2005 года эта цифра была почти в четыре раза меньше (600 млн. грн.). И это, заметим, несмотря на рост цен. Еще 1 млрд. грн. пойдет на кредитование интенсивного ведения хозяйства в АПК. В целом же на развитие села направлено почти 11% всех расходов государственного бюджета – цифра в истории принятия бюджетов беспрецедентная. Так что 2006 бюджетный год – это год села. Неудивительно, что бюджетную версию одобрила и партия Литвина: как известно, блок спикера делает ставку на центральные регионы Украины, рассчитывая именно там собрать самый богатый электый уай. Потому и поддержка селян для политической силы, выросшей из шинели СелПУ, является естественной: в противном случае Литвина не поняли бы ни соратники, ни избиратели.
В общем, для спикера ВР принятие бюджета – это своего рода позитив. Кроме того, Владимиру Михайловичу снова удалось выступить в роли миротворца, сумевшего сделать почти невероятное: убедить разные политические силы поддержать правительственный вариант госбюджета. Наверняка, эту "фишку" спикер не оставит без внимания в своей агитационной кампании – роль примирителя-консолидатора Владимиру Литвину по душе. Тем не менее, Литвин вольно или невольно помог Еханурову, являющемуся его прямым политическим контом. И сейчас Владимир Михайлович пытается поправить положение и вывести парламент в число лидеров народного доверия. "Сейчас звучит критика в адрес Верховной Рады. Можно сделать логический вывод, что вначале критиковали предыдущий так называемый преступный режим, сейчас ресурс такой критики исчерпался – переходит на уровень недопустимых высказываний в адрес Верховной Рады", – сказал Владимир Михайлович на пленарном заседании в среду. "Я считаю, что мы должны сделать соответствующее замечание институтам власти", – подчеркнул украинский спикер. По его словам, в адрес парламента звучат высказывания о том, что Верховная Рада Украины "наиболее нестабильный институт". В то же время спикер напомнил, что когда в ноябре-декабре 2004 года ВР приняла решение, "которое считалось стабильным", в частности, решение о внесении изменений в Конституцию Украины, а также об особенностях применения закона о выборах президента Украины, то сегодня, "когда это считается невыгодным", парламент называют нестабильным органом.
Что ж, единственный, кто по-настоящему выал от принятия бюджета-2006, – это Юрий Ехануров. Премьеру было необычайно важно добиться положительного решения по этому вопросу: на карту поставлено политическое будущее первого номера списка блока "Наша Украина". Это получилось. Но одновременно премьер узнал много "нового". Например, о том, что в парламенте не существует стойкой проправительственной базы, о том, что без посторонней помощи ему невозможно провести через ВР ни одного стратегического решения. В общем, парламент и Кабмин сегодня скорей антагонисты, чем союзники, и это обязательно отразится в ходе избирательной кампании-2006. И, наверное, будет проблематично подписать инициируемое Ющенко соглашение между демократическими силами в парламенте – на период выборов.
Но как бы то ни было, а это, хоть и на грани, но победа пропрезидентских сил. А вот БЮТ и Партия регионов показали, что, хотя и могут действовать совместно, но мощной оппозиционной силой, влияющей на стратегические планы, не являются – все-таки "завалить" бюджет и премьера Тимошенко и Януковичу не удалось. Это дало возможность президенту заявить, что "реванша не будет", БЮТ и ПР продумать дальнейший план действий или "разойтись" для поиска более эффективных союзников. Единственный, кто на сто процентов оказался в бюджетном "шоколаде", так это министр финансов: после утверждения бюджета-2006 рейтинг его блока имеет шансы подрасти. Хотя сам Пинзеник и вынужден был признать: дефицит бюджета приблизился к критической отметке, и финансовые риски для Украины резко увеличились. Но к выборам, парламентским рокировкам и договоренностям эти проблемы пока не имеют отношения.
Версии, Антон Осипчук
agrinews.com.ua