В нашей стране издавна большой популярностью пользуется технология использования в ходе предвыборных кампаний брендовых имен звезд отечественного шоу-бизнеса, спорта и других отраслей, напрямую не связанных с политикой. На нынешних выборах стало модным привлекать к участию в кампании еще и представителей "четвертой власти".
Присутствие в первых рядах списков "Нашей Украины" и БЮТ таких брендовых имен как Ольга Герасимюк и Андрей Шевченко как бы говорит рядовому избирателю: "Они были с нами, и мы о них не забыли". Кроме того, генеральный продюсер канала "1+1", ведущая программы "Без Табу" Ольга Герасимьюк пользуется достаточно большой популярностью в широких народных массах и ее четвертый номер в списках "Нашей Украины" вполне объясним с точки зрения политического пиара. В принципе, Ольга Герасимьюк является единственным журналистом, который, судя по всему, будет представлять "Нашу Украину в Раде следующего созыва. Конечно, в списке блока есть еще и главный редактор газеты "Шкільна орбіта" Лидия Евтушенко, но ее 274 номер не дает ей никаких шансов проявить свой законотворческий потенциал. Естественно, в списке также присутствует экс-глава Запоской ОГА Юрий Артеменко, который, как известно, начинал свою политическую карьеру в СМИ, однако, на сегодняшний день, его вряд ли можно назвать представителем "четвертой власти".
Сложнее обстоит дело с пятым номером Блока Юлии Тимошенко 'экс-шеф-редактором новостей 5-го канала, а ныне экспертом Международной общественной организации "Интерньюз-Украина" Андреем Шевченко. Его стремительный карьерный взлет взбудоражил общественность после оглашения первой десятки блока и вызвал целую дискуссию по поводу причин такого феерического вхождения журналиста в высшие партийные эшелоны БЮТ. В принципе, при всей престижности пятого номера в стопроцентно проходной политической команде, Андрей Шевченко попал в достаточно неоднозначную ситуацию. При всем уважении к талантам молодого политобозревателя, невозможно избавиться от ощущения, что его высокое место - ни что иное как а на политической неосведомленности избирателя, который может с легкостью спутать его с кумиром миллионов - футболистом Андреем Шевченко. Кроме Андрея Шевченко в относительно проходной части списков БЮТ из журналистов присутствует только 112-й номер - главный редактор газеты "Самостійна Україна" Любовь Стасив. Еще два работника средств массовой информации имеются на "гиблых" 238-м и 318-м местах - это зам главного редактора газеты "Чернівці" Василий Семчук и редактор Кременецкого радиовещания Светлана Федишина.
Блок Пора-ПРП тоже решил не отставать от моды, включив в свой список сразу двух журналистов - Вахтанга Кипиани и Александра Богуцкого. Вахтанг Кипиани, получивший 27 номер, довольно широко известен как автор многочисленных статей в ведущих украинских изданиях, а также как экс-ведущий и редактор программы "Подвійний доказ" на телеканале "1+1". В отличие от Кипиани, идущего по спискам "Поры", генпродюссер канала ICTV Александр Богуцкий попал в список блока по квоте Партии "Реформы и порядок". Его появление в команде Поры-ПРП - довольно неожиданный поворот событий. Как известно, канал ICTV контролирует Виктор Пинчук, а сам Богуцкий во время оранжевой революции не был симпатиком Поры. Однако, времена меняются, и его появление в партийных списках экс-оппонетов является очередным знаком того, насколько серьезные изменения произошли за последний год в политической конфигурации власти. Видимо Виктор Михайлович Пинчук возлагает определенные надежды на блок "Поры и ПРП" и решил на всякий случай зарезервировать место своему протеже в списке данной политической силы. А вот "пчелам", по чьим спискам идет господин Богуцкий такая "всеядность", надо сказать, особой чести не делает.
У остальных политических сил наблюдается гораздо меньший интерес к журналистской братии. Не видно брендовых имен у Литвина, который решил ограничить поп-часть своего списка Софией Ротару. Все фигуры, более или менее связанные с масс-медиа, в списках Литвина заняли абсолютно непроходные места. Так на почетном 130-м месте оказался главный редактор журнала "Дніпро" Николай Лукий, на 216-м - "независимый журналист" Виктор Присяжнюк, на 227-м корреспондент информагенства "Интерфакс-Украина" Владимир Грабовенко, на 274-м - главный редактор журнала "Міське господарство України" Виталий Фатько.
Единственным популярным журналистом, украсившим список Блока Натальи Витренко стал заместитель продюссера ЗАО "Украинская независимая ТВ-корпорация", ведущий, известный, в частности, своими программами на "Интере", Егор Бенкендорф, которому досталось 25-е место. Кроме него в список попало с десяток работников редакции партийной газеты прогрессивных социалистов "Досвітні огні", которые равномерно распределились с 30 по 117 место списка. Вероятно, такое внимание к сотрудникам собственного печатного органа в данном случае связано не с уважением к работникам пера, а, скорее, с необходимостью "заткнуть дыры" в партийном списке.
У оппозиционного блока "Не Так" с журналистами также не особо сложилось. На 77-м месте в списке - старший редактор гостелерадиокомпании "Крым" Светлана Копаенко, на 197-м - главный редактор "Радио Горловки" Татьяна Косова, а на 202-м - главред мариупольской газеты "Меотида" Игорь Гнатиенко.
У Костенко и Плюща на 64-м месте оказался ведущий телеканала НТКУ Борис Гривачевский, на 177-м - журналист агентства "Українські новини" Анна Низкодубова, а на 194-м - редактор районной газеты "Пирятинські вісті" Анна Синяк.
У "зеленых" на 25-м месте генпродюсер телеканала "Тонис" Евгения Батаева, на 36-м - главный редактор газеты "Мой спорт" Дмитрий Дымов, а на 92-м - корреспондент информагенства "Статус-Кво" Анна Журба, а на 98-м - собкор газеты "Урядовий кур'єр" в Харьковской области Лариса Галаур. У блока НДП несколько журналистов оказались во второй и третей сотнях списка.
Совсем равнодушны к представителям четвертой власти оказались ы СПУ и партии "Виче", в списках которых журналисты и вовсе отсутствуют, а вместо них присутствуют политологи Александр Доний и Вадим Карасев.
Среди кандидатов в депутаты от "Партии Регионов" не оказалось верного пресс-секретаря Виктора Януковича на президентской кампании Анны Герман. Однако в списке все-таки присутствует два журналиста. Оба они почему-то оказались сотрудниками ничем не примечательной телерадиокомпании "Тернопіль" и занимают непроходные 225 и 371 места.
В целом журналисты не составляют солидного процента в списках участников нынешней политической кампании. Использование брендовых журналистов носит скорее единичный характер и не является всеобщей тенденцией. Причины, по которым журналисты стали столь востребованным товаром, украсив своим присутствием избирательные списки ведущих политических партий и блоков вполне очевидны. Во-первых, особой ью к акулам пера и звездам телеэфира отличаются представители политических сил активно принимавших участие в событиях оранжевой революции. Как известно, борьба за свободу прессы была одним из основных лозунгов Майдана, так что теперь "освобожденные" журналисты стали своего рода трофеями в списках своих освободителей.
Что же касается политических сил, никак не связывающих себя с наследием оранжевой революции, то в их списках журналисты если и присутствуют, то в непроходной части списка. В основном, складывается впечатление, что политические силы всех калибров набирают журналистов в основном провинциальных СМИ. Это делается, во-первых, для того, чтобы хоть кем-то заполнить свой список, а, во-вторых, чтобы таким способом обеспечить себе бесплатных агитаторов за свою партию или блок.
Алиса Ложкина, Ukraine Daily
«Обсудить на е Силы Народа»
agrinews.com.ua