Совсем немного времени прошло с того момента, когда движение "ЭКО+25%" из общественной организации превратилось в Партию экологического спасения "ЭКО+25%". За последние несколько месяцев идея введения экологического коэффициента получила большую поддержку среди населения страны. Этому способствует открытая горячая телефонная линия, на которую ежедневно звонят сотни желающих узнать побольше о проекте "ЭКО+25%". Кроме того, не оставляет сомнений в серьезности намерений и состав предвыборного списка партии, в которую вошли специалисты, знающие, как сделать экологическую надбавку реальностью. Экс-министр топлива и энергетики Сер Ермилов принадлежит именно к тем людям, без которых проект "ЭКО+25%" представлялся бы скорее предвыборной агиткой, спекуляцией, нежели серьезной идеей.
Научно-технический прогресс должен прийти в Украину
- Сер Федорович, зачем вам вообще понадобилось идти в политику?
- На протяжении последнего года я постоянно спрашивал себя: "Где мое место в политике, может, мне вообще стоит перестать ею заниматься?" Но мы дошли до понимания того, что без осознания на государственном уровне всех вопросов, которые мы хотим разрешить, невозможно дальнейшее развитие страны. Мы хотим обществу дать комплексную оценку ситуации. В списке партии "ЭКО+25%" я представляю ту часть, которая занимается технико-экономическими вопросами. Но мы не стоим в стороне и от медицины. С другой стороны, если даже потратить все деньги бюджета на медицинское обслуживание, люди от этого намного здоровее не станут. Нужно найти правильный баланс: сколько усилий общества необходимо направлять на поддержание нормальной окружающей среды, а сколько - на системные или случайные заболевания. Никакого бюджета не хватит, чтобы решить все те проблемы, которые сейчас мы пытаемся вынести на всенародное обозрение и обсуждение. Нужны усилия всего общества в целом.
- Насколько известно, вы возглавляете Институт проблем экологии и энергосбережения. Вы планируете приложить свои знания, участвуя в проекте "ЭКО+25%"?
- Последние два года я посвятил экологии и энергосбережению. И, конечно же, буду использовать все свои наработки для того, чтобы этот проект оправдал свое название и выполнил все поставленные задачи. Ведь нельзя защитить человека, жителя Украины от неблагоприятной экологической обстановки, занимаясь только выплатой ему надбавки или только улучшением медицинского обслуживания. Когда специалисты рисуют экономическую или политическую модель, то обычно изображают субъект и стрелки, которые направлены в его сторону и в противоположную. И если сегодня представить вместо субъекта здоровье человека, то стрелочек "из", то есть тех, которые идут нам на пользу, будет очень мало. Все давит на наше здоровье. Чтобы обезопасить человека от негативного влияния промышленности, мы и решили развивать проект "ЭКО+25%" в долгосрочной перспективе. Ведь чем быстрее мы будем внедрять в производство новейшие технологии, тем скорее жителям страны станет легче дышать. Научно-технический прогресс должен прийти в Украину. А вот каким образом он сюда придет и как скоро это случится, на этот вопрос мы и хотим ответить с помощью проекта "ЭКО+25%".
Киотский протокол - палочка-выручалочка для страны
- Как известно, Партия экологического спасения "ЭКО+25%" для выплаты экологической надбавки намерена использовать средства, которые поступят к нам от продаж квот на выбросы, согласно Киотскому протоколу. Вы не переоценивате значение этого документа?
- Киотское соглашение вступило в силу в прошлом году, и я считаю, что это для Украины - одна из тех реальных палочек-выручалочек, которые могут сдвинуть ситуацию с места. Предприятия не вкладывают деньги в экологические программы в том объеме, в каком нужно обществу, по крайней мере - сегодня. Потому что они не видят в этом выгоды для себя. Эти программы никогда не окупаются. Нашим институтом был проведен анализ. Мы постарались найти мотивации и стимулы для инвестиций на предприятиях горно-металлургического комплекса (ГМК) в направлении улучшения экологии и энергосбережения. И нам удалось установить, что, используя средства от продажи квот на выбросы, даже такие долгосрочные программы, вместо 10-12 лет, смогут окупиться уже через 5-6. В подобных программах наши предприятия будут участвовать охотно. Ведь у нас как получается? В любой промышленный город приезжаешь - и дышать нечем. Многие люди здесь вообще не доживают до пенсионного возраста. Такие города прозвали в народе "вечно молодыми". Находишься там в командировке три-четыре дня, а в Киев приезжаешь прежде всего, чтобы подышать свежим воздухом. А люди там живут всю жизнь. Нужно сделать так, чтобы на территории местных заводов можно было и траву и деревья выращивать, как на любом западном предприятии, где трава для работника - это не только газон, но и своеобразный индикатор экологии.
- Если Киотский протокол вступил в силу еще в феврале прошлого года и его условия так выгодны нашей стране, то почему этими преимуществами никто до сих пор не воспользовался?
- Украина может ежегодно привлекать по Киотскому протоколу до двух миллиардов долларов. Однако до сегодняшнего дня ни Президент, ни правительство, несмотря на то что Верховная Рада ратифицировала это соглашение еще в 1998 году, не приняли ни одного нормативного акта. Последнее, четвертое заседание рабочей группы Украина - ЕС состоялось в декабре прошлого года. Эта группа была создана специально для того, чтобы в Украине быстрее шли все эти процессы. Но из-за незаинтересованности нынешней власти Европа уже теряет интерес к Украине и ставит под сомнение участие нашей страны в такой программе. В 2005 году началась торговля этими квотами, а Украина пока не представлена здесь ни одним килограммом, ни одной тонной. 80 процентов квот на европейском рынке - это азиатские, африканские и российские. И пока мы не можем обещать, что мы что-то сделаем и в первом полугодии нынешнего года. Потому что ни обращения к Президенту, ни письма в правительство не принесли никакого результата. Разве что был определен уполномоченный от государства - министр охраны окружающей природной среды, который пока ничего не может сделать из-за недееспособности правительства. Мы должны серьезно вмешаться в это дело. Необходимо подойти к этому вопросу по-новому. Привлечь к сотрудничеству совершенно других людей, более авторитетных и профессиональных. А самое главное - привлечь к этому общественное внимание.
Передовой опыт - залог успеха
- Почему вы пошли именно в эту политическую силу?
- В отличие от некоторых моих коллег по списку, я - партии. Вступил в нее в прошлом году, перед истечением срока подачи заявок от политических партий на участие в борьбе за места в парламенте. Передо мной стояла дилемма: или вообще не голосовать, потому что я долго нахожусь в политике и "цену" всем силам знаю очень хорошо, или нужно было принять участие в создании такой политической силы, за которую я сам бы мог проголосовать с чистой совестью. Этой силой сегодня является Партия экологического спасения "ЭКО+25%". К нашему проекту привлечены многие авторитетные люди, имеющие большой политический опыт. Кстати, не все они - в списке, им не важно быть ом парламента. Важно, чтобы это движение развивалось и имело тот позитивный эффект для общества, которого мы и хотим достичь.
- У вас хватит времени для работы над проектом или придется оставить институт на время?
- У всех, кто работает над проектом, время растянуто до 25 часов в сутки. При этом мы не занимаемся бизнесом. Мы занимаемся просветительской деятельностью. Я не вижу для себя проблемы, например, в случае необходимости передать руководство институтом тому же научному совету. А вот над проектом буду работать лично. Я бы не пошел в эту партию, если бы уже многое не было сделано. Сейчас уже реально инвестируются большие, по украинским масштабам, деньги (сотни миллионов долларов) в экологические программы на некоторых металлургических заводах. На этих предприятиях мы уже провели обследования и дали соответствующие рекомендации и предложения по усовершенствованию производственной базы. Причем мы находим оптимальную комбинацию совмещения будущего эффекта экологии и энергосбережения с экономикой и бизнесом этих предприятий, включая поиски финансирования. Например, одну из программ мы уже начинаем реализовывать на Алчевском меткомбинате. Эта рассчитанная на пять лет программа позволит сократить вредные выбросы завода в пять раз.
- Вы считаете, добиться таких результатов за столь короткий срок реально?
- Главное - использовать передовой опыт в достижении целей. Оказывается, вполне реально достаточно быстро снизить техногенную нагрузку на отдельно взятый регион. Мы сможем показать это за время деятельности Верховной Рады одного созыва. То есть за три-четыре года мы покажем существенный результат в отдельных городах, регионах. Это даст стимул и мотивацию для того, чтобы этим стали заниматься везде. Не могут интересы экономики идти впереди интересов здоровья людей.
Металлургия останется без электроэнергии и газа
- Какие первоочередные задачи вы будете решать, придя в парламент?
- В течение ближайших 3-4 лет внедрим экологические и энергосберегающие технологии на пару миллиардов гривен. Зададим такие стандарты, чтобы было ясно: в Украине это возможно. Результатом станет то, что такая промышленность, как металлургия, потребляющая сегодня 11 процентов электроэнергии, перестанет использовать ее вообще! При этом выбросы не увеличатся. Мы пустим в ход вторичные ресурсы, имеющиеся на этих комбинатах, и эти энергоресурсы будут обеспечивать энергообеспечение самих заводов. А избыток - отдавать близлежащим территориям. Будем обеспечивать теплом и электроэнергией, к примеру, села и города, расположенные неподалеку.
- Но ведь об экономии природного газа уже говорил и премьер-министр Ехануров... Вы ни в чем не повторяете друг друга?
- Странно слышать слова премьер-министра о том, что уже через год мы сократим потребление газа на 10 процентов. Если, конечно, он уверен в том, что 10 процентов разворовываются, и они сократят воровство, тогда это правда. Но без серьезных инвестиций и без ущерба для потребителя это невозможно. Мы сократим потребление электроэнергии до нуля, а выбросы в пять раз, но для этого нужен высокопрофессиональный парламент и такое же правительство. Сейчас экономией почти никто не ен. НАК "Нефтегаз" на собственные нужды потребляет 7,5 миллиарда кубометров газа в год. 10 процентов на собственные нужды - это слишком.
- Как вы отнеслись к идее введения экологического коэффициента "ЭКО+25%"?
- Первое мое отношение к надбавке, когда мне стали о ней рассказывать, было примерно таким: "Это чистой воды популизм. Если вы собираетесь на этом строить предвыборную программу, то без меня". Возможно и нашлись бы те три процента людей, которые такую идею одобрили и отдадали бы свои голоса. Мы вместе изменили суть проекта и программу партии. Должен быть комплексный подход, направленный прежде всего на снижение техногенной нагрузки без ущерба для экономики региона. Экологическая надбавка тоже остается, но как часть программы помощи людям ающим в экологически небезопасных городах и поселках. И суть надбавки - это не повышение питочного уровня, не подачка, а возможность за эти деньги получить адекватное медобслуживание, т.к. государство этого сегодня обеспечить не способно.
- И каков же все-таки уровень надбавки видится вам наиболее оптимальным?
- Сегодня партия проводит огромную работу, чтобы определить, какую надбавку будут получать жители тех или иных регионов. Мы проводим опрос населения и специалистов и получили уже более 200 тысяч откликов, которые обрабатываются. Уже через месяц мы обнародуем первые результаты. Предварительно можно сказать, что анализ уровней заболеваемости в регионах с различным уровнем экологического загрязнения, в сравнении с обеспеченностью бесплатным медицинским обслуживанием и выводит нас на величину надбавки 25%. Безусловно, есть регионы, где никакая надбавка не компенсирует потери здоровья, нужны кардинальные меры либо по полному прекращению выбросов, либо отселение людей.
Евгений Муджири, Комсомольская правда
«Обсудить на е Силы Народа»
agrinews.com.ua