Переломав лес копий и отправив в отставку команду первого номера в избирательном списке блока Виктора Ющенко "Наша Украина" (вместе с первым же номером), Верховная Рада ушла на каникулы. Политические баталии, соответственно, перешли в латентную фазу, хотя вырывающиеся на публике отдельные фразы политиков высшего эшелона позволяют делать вполне конкретные выводы и не менее реалистичные прогнозы.
Спикер как соломинка для утопающего. В январе Верховная Рада крайне эффектно, хотя и с экстремальными нюансами, продемонстрировала, что помнит о последствиях политической реформы и командовать политическим парадом теперь будет именно высший законодательный орган. Парламент показал наличие пороха в пороховницах, а исполнительная власть вполне прогнозированно "обиделась". До полноценного политического кризиса дело не дошло, но разборки в верхах грозили его представить во всей красе как раз в разгар избирательной кампании.
Вывести политический бомонд из клинча взялся, согласно традиции, спикер Верховной Рады Владимир Литвин. Записной миротворец и третейский судья со стажем изобретать велосипед не стал, предложив простейший алгоритм выхода из ситуации. Семь пунктов "доной карты", инициированной Литвином, призваны были помирить законодательную и исполнительную ветви власти и сводились к следующему.
Во-первых, приведение к присяге судей Конституционного суда Украины, которые были назначены Президентом и избраны на съезде судей. Во-вторых, избрание судей КС по парламентской квоте Рады. Третий пункт, наверное, наиболее слож%1оциологические исследования в оценках шансов Народного блока колеблются от 5% до почти 9%. То есть заявления Рыбачука и Еханурова становятся вполне понятными.
Педагогическая поэма Литвина. Слова представителей исполнительной власти были услышаны спикером, и ответ Литвина был вполне адекватным. Сначала прозвучала рекомендация самому Президенту в стиле "делай, как я" — по словам Литвина, Ющенко должен "стать над политическими силами, особенно в период избирательной кампании", "стать над политической схваткой, п0офессионалов и скандалистов, Президент и премьер заручаются поддержкой парламента практически в любых своих начинаниях — на что-то подобное намекает исполнительной власти Владимир Литвин. Пункт пятый "доной карты" — министры, губернаторы и вообще представители исполнительной власти, которые включены в списки политических сил и намерены баллотироваться в Верховную Раду, должны уйти в отпуск на период избирательной кампании. Эту позицию можно назвать еще более сложной, чем пункт об отставках. Современная исполнительная вертикаль власти мобилизована на выборы "вплоть до отпечатков пальцев", и поиск компромисса будет крайне непростым. Впрочем, вполне вероятно, что предложил сию инициативу Литвин как катализатор для реализации инициативы об отставке вышеупомянутых чиновников. Остальные позиции "доной карты" носят технический характер, и останавливаться на них не будем.
Свой среди чужих или свой среди своих? Для того чтобы понять выгодность "доной карты" для всех ветвей власти, Президенту понадобилось два дня и разговор со спикером, как признался сам Виктор Ющенко, "до ночи". Во время празднования Дня соборности глава государства, говоря об отношениях с Верховной Радой, акцентировал, что "никто никому ультиматумов не выставляет, и как Президент Украины хочу сказать только одно — в парламент я могу прийти только тогда, когда в парламенте будет достигнут результат от нашего политического диалога". При этом Ющенко отметил крайне лестно компромиссную концепцию Литвина.
Получив "отмашку" от шефа и поняв, что иметь дело с "доной картой" от спикера лучше, чем с желтыми карточками от парламента, в процесс примирения подключились другие представители пропрезидентских сил. Сначала Секретариат Президента заявил, что верит в возможность разрешения проблем, возникших после отставки Кабинета министров, еще до выборов нового состава Верховной Рады. Глава Секретариата Олег Рыбачук обнаружил, что в парламенте "есть силы, которые могут дать большинство, достаточное для выхода из ситуации", и обратил внимание на возможность поиска компромисса с фракциями, которые поддерживают спикера Литвина. Консультации продолжаются, и "сейчас вопрос требований был снят для того, чтобы был выход из той ситуации. Должно быть решение, которое дает возможность работать. Если мы говорим о выборах, то на момент выборов у нас должна быть власть", — сказал Рыбачук, тем самым дав вполне однозначный сигнал, что исполнительная власть понемногу пошла на попятную. Чтобы окончательно не потерять лицо, руководитель СП добавил, что "если изменится позиция Литвина и его фракции, шансы есть реальные", но и так стало понятно, что окружение Виктора Андреевича цепко ухватилось за спасательный круг в виде компромисса, выброшенный за пределы здания под куполом председателем Верховной Рады.
Собственно, в фарватере вышесказанного пошел и исполняющий обязанности премьера Ехануров. Правда, в своем интервью еженедельнику "Профиль" Юрий Иванович тему "расширил и углубил". "Идеальным был бы альянс с центристскими силами, которые могут пройти в парламент. Но среди представленных в нынешнем парламенте я вижу, что это, конечно же, блок Литвина и Соцпартия. Это наиболее приемлемые, я считаю, союзники", — сказал Ехануров, чем многих удивил. А удивляться, собственно, нечему. Окружение Президента должно понимать — мосты дружбы с Юлией Тимошенко сожжены, контактов с коммунистами искать могут лишь политические камикадзе, для того чтобы найти общий язык с "регионалами", потребуется время, и то нет гарантии, что переговоры дадут положительный результат. Тогда, согласно исследованиям Центра Разумкова, в парламенте опять появится "золотая акция" в виде "народников" Литвина. В практике умения находить общий язык Владимир Михайлович может дать фору любому отечественному политику, и лучше иметь спикера в своем лагере, нежели ать с ним в "холодную войну". Последние социологические исследования в оценках шансов Народного блока колеблются от 5% до почти 9%. То есть заявления Рыбачука и Еханурова становятся вполне понятными.
Педагогическая поэма Литвина. Слова представителей исполнительной власти были услышаны спикером, и ответ Литвина был вполне адекватным. Сначала прозвучала рекомендация самому Президенту в стиле "делай, как я" — по словам Литвина, Ющенко должен "стать над политическими силами, особенно в период избирательной кампании", "стать над политической схваткой, политическими ями, стать над ветвями власти", и "это будет гарантией прозрачности и демократичности выборов". Чтобы гарант Конституции не расслаблялся, спикер констатировал — Президент сегодня прямо ассоциируется лишь с одной из политических сил, а ы его команды пытаются "использовать это по максимуму". Затем — тонкий, но понятный намек: спикер понимает, что в такой ситуации непросто откреститься от сторонников, политически неправильно и чисто по-человечески это было бы непонятно, "но время требует несколько других подходов".
Несколько позже Литвин становится почти Мартином Лютером Кингом с его проповедью "У меня есть мечта". Спикер признался, что в обращении Ющенко к народу он мечтает услышать, что отечественная политика в дальнейшем будет "прогнозированной и предсказуемой", что "у нас никакого экстрима в стране нет, и что не нужно нагнетать и". Литвин дал понять, что хочет услышать то же, что и любой другой украинец, — "что дальше будет сделано, чтобы люди ощущали безопасность для себя и для своих детей". И главное — "хотел бы услышать то, что мы в конце концов в нашем украинском доме наведем порядок, не будем искать врагов, а будем искать только общие решения, которые будут идти на пользу украинскому обществу, каждой семье".
А Баба Яга против. Увидев, что ситуация развивается в таком направлении, на сцене появилась еще одна сила — "нашеукраинские" бонзы. Роман Зварыч 24 января внезапно сообщает, что председатель политсовета блока Роман Безсмертный направил лидерам СПУ, блока "ПРП—Пора", Блока Костенко и Плюща и Блока Юлии Тимошенко предложение начать переговоры о создании коалиции в будущей Верховной Раде. Планов у Романа Петровича громадье — потенциальным союзникам предлагается определить приоритеты по их представительству в Кабмине, руководстве Верховной Рады, парламентских комитетах и в руководстве областных государственных администраций. Типичный процесс деления шкуры неубитого медведя, но есть в данном контексте одно "но".
Кстати, именно Безсмертный не так давно доказывал, что в новый парламент "народники" не пройдут. Именно он выступал противником поиска контактов с силами, поддерживающими спикера. Теперь развивать свою деятельность он решил несколько тоньше. Вот только создается впечатление, что таким образом Безсмертный и Зварыч подставляют самого Виктора Ющенко. Ведь заявление экс-министра юстиции о том, что будущим сателлитам следует видеть в Президенте лидера коалиции, признать за ним право обеспечить свою команду и отменить решение Верховной Рады, которой Кабмин Юрия Еханурова был отправлен в отставку, вообще в комментариях не нуждается. В то время как Президент и его ближайший пул говорят о поиске компромисса, первые лица "Нашей Украины" своими заявлениями еще больше накаляют обстановку и провоцируют депутатский корпус.
Напомним, что с антилитвиновскими заявлениями выступают и другие "нашеукраинцы" рангом пониже (Оробец или, например, Ключковский), но теперь позиция стала почти полностью ясна — верхушка "Нашей Украины" настроена против сотрудничества со спикером и его командой. Ближайшие соратники Ющенко, такие как, например, Рыбачук и Ехануров, похоже, начали вдохновляться идеей нахождения контактов с Литвином. Собственно, это и есть очередной парадокс, которых в "оранжевом" лагере и без того хватает.
Таким образом, до конца парламентских каникул внимание к теме отношений Литвина и исполнительной власти будет пристальным. Ведь сегодня только ленивый не отмечает, что сила, приведшая Ющенко на пост президента, не понимает или отказывается понимать — Литвин и его политическая платформа могут быть той соломинкой, которая либо спасет "утопающего", либо сломает хребет "верблюду". Причем как в довыборный период, так и начиная с апреля, когда предвыборные разборки политических сил перетекут в фазу разборок коалиционных. Ну а ситуации, когда до необходимого минимума тем или иным политическим лагерям в стенах парламента не хватало двух-трех голосов, для Украины типичны.
Виктор Разумовский, Киевский телеграфЪ
agrinews.com.ua