Сегодня в парламентских гонках 2006 года принимает участие рекордное количество политических течений (партий и блоков) - 45. Сейчас в Министерстве юстиции Украины зарегистрировано вообще 126 политических партий (правда, далеко не все они одинаково известные избирателям). Для сравнения: в парламентских выборах 2002 года субъектов избирательного процесса всего насчитывалось 33 (собственно, тогда в гонках по многомандатному избирательному округу вообще приняло участие 61 политическая сила, которые шли самостоятельно или в составе политических блоков). Ныне их почти на треть больше: в состав разнообразных избирательных списков, которые собираются направляться в ВР, входят представители 79 политических партий, а беспартийных насчитывается 878 лиц.
Итак, сравнивая данные относительно количества партийных течений, которые принимают участие в "момент истины", можно констатировать, что настоящей политической структуризации общества еще не состоялось. Ее можно будет ожидать лишь после выборов сугубо пропорциональных, по результатам которых будут определены партийные силы-лидеры.
Партийность и баллотирование
Самоочевидно, из года в год количество партийцев, которые принимают участие в выборах, неуклонно возрастает, равно как и количество политических течений, которые в силу разных причин выступают в избирательном процессе как его субъекты. Так вот за количеством маргинальных течений, которые выступают субъектами выборов, сегодняшние гонки являются шире и мощнее за все предыдущие и количественно и, сказать бы, качественно.
Напомним, что у парламентских выборов 1998 года - первых украинских выборах, когда с чрезвычайной сложностью были введены элементы пропорциональной системы, - принимали участие 30 избирательных субъектов, которые были зарегистрированы ЦИК в общегосударственном избирательном округе. 21 партия шла на выборы самостоятельно, 19 партий объединились в 9 избирательных блоков. В зарегистрированных избирательных списках этих сил начислялось 3539 кандидатов в народные депутаты. В результате этого политические партии развернули активную деятельность и на мажоритарной ниве. Не будет лишним отметить, что из 3962 зарегистрированных кандидатов в народные депутаты Украины в 225 одномандатных избирательных округах 2242 (56,6%) были, за данными ЦИК, выдвинуты политическими партиями и избирательными блоками партий, а 2080 из них были ами политических партий.
На парламентских выборах 2006 года за места в парламенте начали соревнование 17 избирательных блоков и 28 политических партий. Если подытожить количество фамилий во всех избирательных списках, то окажется, что мандаты добывают в борьбе в совокупности 7709 лиц. По большому счету, это все же количественно больше, чем на парламентских выборах 2002 года. Тогда участие в баллотировании взяли вообще 6846 лиц, из них мандаты в мажоритарных округах добывали в борьбе 3084 кандидата. Если же говорить о партийности тогдашних претендентов на депутатство, то вообще участие в выборах взяли 1641 беспартийных, остальные были ами 83 политических партий, причем лидером по количеству партийцев, которые баллотировались, была КПУ.
Так вот, если вообразить себе количество избирательных бюллетеней в руках избирателей (ведь одновременно с парламентскими будут происходить и выбори в органы местного самоуправления), а также их размеры, то задача избирать (или пусть прочитать те бумаги) для избирателей окажется не такой уже и легкой.
Бизнес в выборах: статистика
Официальные данные ЦИК о поле, роде занятий и образовании тех, кто сегодня собирается добывать в борьбе депутатские мандаты, тоже дают немало информации к размышлению. Итак, почти треть (29%) тех, кто баллотируется в парламент в списках политических сил, представляют представители бизнеса. Это намного большая цифра (по крайней мере официально зафиксированная), чем во время предыдущих избирательных кампаний. Предпринимателей в сегодняшних списках, за официальными данными ЦИК, насчитывается 2303 лица, руководителей и работников государственных предприятий - 482, руководителей и сотрудников финансовых учреждений (читай - банков) - 82. И это лишь официальные данные. Но можно предположить, что среди того количества безработных (588), которые тоже принимают участие в гонках, есть и временно (или официально) неработающие представители бизнеса... Этого в статистике ЦИК не отмечается, представителями какого же бизнеса есть те или другие предприниматели - малого, среднего или большого. Однако ретроспективно можно припомнить, что впервые представители бизнеса зримо и массово пошли в "большую политику" именно во время первых смешанных ( мажоритарно-пропорциональных) выборов в 1998 году. За данными ЦИК, бизнесмены составляли тогда около 14% кандидатов в народные депутаты.
И если после выборов 1994 года непосредственной власти в Украине частный бизнес не получил, то выборы–98 стали началом его уверенного и стремительного взлета на верховье высшей политической власти. Причина одна: власть в Украине и до сих пор конвертируется в бизнес. Например, в далекому 1998 году во время встречи с депутатами-предпринимателями Л. Кучма отметил, что они представляют треть нового парламента, т.е. им принадлежит столько же мандатов, сколько и всем тем партиям, которые преодолели 4-процентный барьер (“Украина молодая”, 23 марта 1998 г.). Учитывая это необходимо вести речь и о еще одной своеобразной партии среди обычных политических партий - незарегистрированную партию представителей бизнесовых кругов, значительная прослойка которых попала к высочайшему законодательному органу власти в 1998 году.
На выборах 1998 года бизнес действовал и прямо (лично принимая участие в гонках), и опосредованно (финансируя кампании тех или других политических сил).
Участие бизнес-кругов в выборах-98 имела свою специфику. Она заключалась не только в активном участии в избирательных соревнованиях “красного директората” (это явление наблюдалось еще во время выборов 1994). Новой чертой постоянное участие в них “новых” бизнесменов, которые имели свои большие предприятия, не связанные с государственной собственностью. Также можно было услышать упреки о вмешательстве в ход выборов представителей теневой экономики. Заинтересованное участие теневого бизнеса спровоцировало волну физического насилия, которая прокатилась Украиной в период избирательных гонок. Ее девятый вал приходился на последние недели предвыборной кампании 1998 года.
Участие в выборах представителей бизнеса реализовалась и через финансирование избирательных кампаний определенных кандидатов в депутаты и отдельных партий. Например, “блестящий и молниеносный” проект ПЗУ было частично профинансировано президентом холдинга “Река” В. Рабиновичем, и это в своих многочисленных интервью не отрицал лидер партии В. Кононов.
Специфической особенностью избирательного процесса–98 стало также инвестирование в них средств, которые к тому оборачивались лишь в теневом поле экономики. Те выборы стали важным этапом возвращения “теневых” денег в Украину. О. Турчинов (тогда еще партии “Община”) утверждал, что “побудительным мотивом участия в политической деятельности для многих предпринимателей была попытка использовать политические организации как форму защиты от государства своей теневой экономической деятельности, переведя спор с государством из уголовно-экономической к политической сфере” (Турчинов О. Теневая экономика в бывшему СССР и в Украине. К., 1997).
Во время выборов 2002 года предприниматели тоже составляли зримое большинство. Например, за официальными данными ЦИК, работники предприятий и учреждений составляли 21,41% от всех претендентов на депутатские мандаты, а сотрудники ЧП, ООО и акционерных обществ - 12,49%. В партийных списках эти группы также были количественно значительными: работники предприятий и учреждений составляли 19,48% от общего состава тех, кто баллотировался, а представители ЧП, ООО и акционерных обществ - 11,83%.
Народные избранники
Среди тех, кто старается сегодня снова стать парламентарием, можно увидеть всего 385 представителей действующего парламента. В 2002 году их количество было почти таким же - 383 народных депутата Украины. Из них в списки политических сил входило 208 лиц, другие же искали избирательного счастья в мажоритарных округах. Итак, пусть повезет желающим второй (и третий) раз вступить в парламентскую реку.
Гендерная специфика избирательных списков
Во время выборов 2002 года в парламент баллотировалось 1339 женщин (это с учетом статистических данных по мажоритарным округам) против 5507 мужнин. Сегодня представители мужского пола снова преобладают численно, составляя свыше 80% участников избирательных соревнований и оставляя женщинам 19,4% мест. Причем отдельно нужно сказать о тех местах, которые достаются украинским женщинам в избирательных списках. Например, в списке КПУ 2 женщины входят в первую десятку, среди первых 100 лиц списка избирательного блока "Наша Украина” можно насчитать лишь 7 женщин, так же 7 женщин насчитывается в первой сотне избирательного списка БЮТ. Этот перечень можно продолжать, но похоже, что следующий парламент может быть еще дальше от "гендерного равенства", чем нынешний. Отметим, что представительство женщин в высшем законодательном органе страны поступательно уменьшается от выборов к выборам. В результате этого наблюдается интересная ситуация, которая может объяснить невысокий уровень привлечения украинских женщин к парламентской деятельности. Дело в том, что сегодня политика и большой бизнес в Украине имеют взаимную конвертируемость. "Женщины в мире обычно довольно широко представлены и в малом, и в среднем бизнесе. В большом их практически нет. А большая политика в Украине - это тот самый бизнес", - указывала когда-то Лариса Кобелянская, руководитель Программы равных возможностей ПРООН ("День", 14 января 2004 г.).
История украинского парламентаризма в гендерной плоскости имеет свои выразительные особенности. В частности, в советских времена (в 1980-1985 годах) доля парламентеров женского пола вообще составляла 36%. Во время выборов в ВР УССР учитывалась своеобразная негласная женская квота, хотя так же официально негласно существовала и мужская квота, которая равнялась приблизительно 70%. Спикером ВР УССР была Валентина Шевченко. Гендерная ситуация изменилась на худшее в 1990 году, когда женщин в отечественном парламенте оказалось лишь 3%. Их доля в ВР выросшая по результатам парламентских выборов 1994 года до 5,7%. Прогресс наблюдался и после объявления результатов выборов-1998 - в парламент было избрано 8,1% женщин. Впрочем, последние парламентские выборы возвратили гендерную ситуацию к началу 90-х: к ВР четвертого созыва прошли лишь 5,1% депутаток. В этом контексте мы приближаемся не к практике стран Евросоюза, где приблизительно 30% парламентеров представляют женщины, а к постсоветским странам. Например, в Киргизстане депутатов-женщин приблизительно 5%, а, для сравнения, в Великобритании женщины составляют пятую часть парламента.
Итак, учитывая статистические данные, мы можем предположить, что в следующем парламенте будет вдоволь бизнесменов, будет хватать и профессиональных депутатов, но будет браковать женщин. Парламент может быть просвещенным, ведь высшее образование имеют 7012 претендентов, т.е. 90% от тех, кто баллотируется. Правда, далеко не все из них экономисты и юристы - преобладают представители инженерных профессий (22,84%). И вдобавок 1887 со всех тех лиц, которые баллотируются, уже имели опыт работы в парламенте и советах. Однако из более чем семи тысяч кандидатов будет лишь 450 тех, кто получит приз - место в парламенте. Кто будут эти люди, мы имеем решить 26 марта.
Пока что рост количества партий, которые принимают участие в выборах, ставит вопрос о качестве соответствующих образований, наличие разветвленных партийных структур в регионах (причем реальных, а не ьных), а прежде всего о качестве их предложений и наличие четко выписанных и артикульованных программ как таковых. Кстати, последний вопрос всегда становился притчей во язицах во время избирательных гонок, ведь украинские выборы традиционно являются гонками, в которых соревнуются не программы, а персоналии и бренды. Похоже, что выборы 2006 года не станут исключением из этого упроченного правила, ведь сегодня политики, которые принимают участие в гонке, говорят большей частью совсем не о политике в смысле формирования стратегий и поиска ответов на спешные вопросы, а о недостатках своих контов. Так вот, снова наблюдаются апелляции к тем или другим политическим актерам и индивидуальное противоборство и конция. В нынешнем так называемом политическом дискурсе речь идет не о программных шагах, а о лицах, их плохом или хорошем поведении, их порядочности или непорядочности и т.п.. Таким образом, избирательная борьба 2006 года пока что сводится на уровень противостояния персоналий.
"Телекритика"
agrinews.com.ua