Нынешние выборы по своему значению для дальнейшего развития страны мало чем уступают президентским выборам 2004 года. Ведь вопрос стоит так: сумеет ли страна соединить разнородные силы в один поступательный вектор развития, или же их направленность в разные стороны приведет к тому, что общество будет обречено топтаться на месте долгие годы, политика превратится в череду кризисов, а экономика станет ее беззащитной заложницей. Однако на сей раз упрощение выбора до альтернативы "мы — они" становится невозможным — и слава Богу, потому что кажущаяся простота выбора поставила страну на грань раскола. Теперь же тем, кто раньше был просто за "помаранчевых", нужно учиться различать оттенки и не позволять водить себя за нос. Для тех, кто был просто против, тоже не будет лишним посмотреть и подумать. Последнее, впрочем, не помешает никому.
Для того, чтобы помочь избирателю разобраться, все партии создали штабы, а в них посадили политтехнологов. Предвыборная борьба даже в таком ом, с точки зрения демократии, лесу, как постсоветское пространство, давно осуществляется не на голом энтузиазме по озарению свыше. Времена, когда Анатолий Собчак за несколько месяцев стояния с мегафоном возле станции ленинградского метро "Василеостровская" "выговорил" себе достаточно сторонников для получения мандата народного депутата СССР, ушли в прошлое вместе с самим СССР. Теперь все происходит в соответствии с наработанными в более продвинутых странах законами и принципами. Справедливость требует отметить, что большинство этих законов не являются всеобщими типа закона всемирного тяготения или хотя бы "закона бутерброда". В каждом конкретном случае они реализуются с поправкой на местную специфику, время, обстоятельства и, наконец, те личности, которым приходится эти законы на практике применять.
Политтехнологи из всех штабов денно и нощно — коротка политическая страда! — пытаются открыть кратчайший путь к сердцу избирателя. На первый взгляд, проще всего достичь сердца через ухо или глаз. Поэтому страна покрылась биг-мордами с добрыми и овыми глазами, радио- и телерекламные блоки наполнились энергичными голосами лидеров и профессиональных артистов. Направлений главного удара немного. Избирателя можно попытаться попросту обмануть — и это, увы, достаточно распространенная в нынешней кампании манипуляция общественным сознанием. Американская народная мудрость гласит: сегодняшние политические обещания — это завтрашние налоги. Что еще ждать от прагматичных американцев, все меряющих деньгами! Наш избиратель недоверчив, скрытен, готов отца родного заподозрить в самых страшных кознях — но под этой грубой шкурой циника скрывается чуткая и доверчивая душа. Он обожает сказки для ых (сиречь сериалы), овые автоматы и всяческую "шару" — будь то два тюбика зубной пасты по цене одного или "шестьсот гривен пенсии — уже в этом году!". А уж если подобное произносит общепризнанный эксперт по политэкономии социализма Наталья Михайловна, то значит, так оно и будет. Невдомек избирателю, что бюджет сверстан, исходя совсем из других, увы, гораздо более низких показателей, что даже если случится "чудо" и Наталья Михайловна не просто попадет в парламент, но сколотит там коалицию большинства, способную проголосовать за ТАКОЕ, то Президент все равно наложит на этот вздор вето. Оставьте, это все проза, а душе хочется чуда. Поэтому партия Виктора Федоровича почти два месяца зомбирует население фразой, звучащей по всем телеканалам по нескольку десятков раз в день — что-то про "улучшение вашей жизни уже сегодня!" Неспроста подданный одной из величайших мировых демократий — британской — Джордж Бернард Шоу саркастически заметил: "Демократия — это воздушный шар, который висит у вас над головой и заставляет глазеть вверх, пока другие люди шарят у вас по карманам".
Но обманывать избирателя — это все-таки моветон, демонстрирующий низкую политическую культуру тех, кто его практикует. Большинство более цивилизованных участников гонки используют менее предосудительные манипулятивные технологии, стремясь для начала подать себя в выгодном свете, а оппонента — в плохом. В украинской ситуации латентного раскола страны сторонникам Януковича к тому же, по убеждению их оппонентов, бесполезно говорить о преимуществах альтернативного "бело-голубому" пути развития страны. Тем более что отпущенный для этого год был потрачен на более важные дела, а именно, подготовку к парламентской кампании, вхождение в парламентскую кампанию и собственно ведение парламентской кампании. Поэтому две основные помаранчевые силы — "Наша Украина" и БЮТ — работают в основном друг против друга, а главное в выборах для них — перетянуть на себя большую часть помаранчевого электого одеяла. Обе силы тратят значительную часть своего времени и сил на то, чтобы убедить своего избирателя в том, что из всех помаранчевых они — самые распомаранчевые. Что "верность" (!) "идеалам Майдана" (?) "хранят" (??!) только они. Весь этот до ой демонстрации "поясов целомудрия" пока не довел, но впереди еще полтора месяца, и кто знает?! Кроме того, обе силы значительную часть усилий тратят на то, чтобы доказать, чье правительство было более эффективным. Не забывая при этом пнуть предшествующее правительство Януковича. Короче говоря, все происходит в соответствии с метким определением остроумного американского журналиста Генри Менкена: "При демократии одна партия все свои силы тратит на то, чтобы доказать, что другая неспособна управлять страной — и обычно им обеим это удается".
Юлия Владимировна активно использует еще одну манипуляцию: дескать, мы избираем народного премьера, поэтому-де вся надежда на вас, не облажайтесь! Нет, мы не избираем народного премьера, мы вообще не избираем никакого премьера, а для того, чтобы самой Юлии Владимировне им стать, ей нужно иметь не меньше пяти процентов отрыва от ближайшего партнера по коалиции. Это для того, чтобы перебить цифрой нескрываемое Президентом нежелание видеть ее во главе правительства еще хоть пять минут — а ведь именно Президент должен подать на утверждение парламента кандидатуру премьера! Кстати, еще надо, чтобы коалиция эта: а) сформировалась и б) убедительно победила. И первое, и второе пока что вызывает большие сомнения.
Не следует забывать и традиционные уже для родных черноземов манипулятивные технологии, именуемые в просторечьи "черным пиаром". Речь идет об анонимных "поганках" в виде листовок или плакатиков, точечно разбрасываемых по почтовым ящикам "проплаченных" регионов. В данную кампанию основной мишенью для "чернушников" стал БЮТ. Листовки изображают "полевого командира" Майдана Богдана Губского, снисходительно приобнимающего за плечи Ющенко и Тимошенко, приглашают отметить день дения Юли за счет БЮТ в ближайшем Макдональдсе, обещают еще какие-то бонусы. Леди Ю стойко сносила булавочные уколы интриганов и завистников, но в один прекрасный момент и ей изменило самообладание. Когда очередная "поганка" сообщила, что Тимошенко стала "лицом" фирмы, производящей дамские гигиенические принадлежности, представители блока назвали это "преступлением". Понятно, что ЮВТ вышла из себя не из-за того, что тема листовки находится "ниже пояса". Гнев вызвала сама попытка разрушения образа "железной леди", напоминание киевским сторонникам Тимошенко, что она с физиологической точки зрения, выражаясь поделикатнее — обыкновенная женщина, а говоря точнее, просто баба… Как снова ни вспомнить великих: "Теперь ничто не пользуется таким признанием у народа, как ненависть к народным вождям", — почти две тысячи лет назад с горечью отметил Марк Туллий Цицерон…
Еще об одной манипулятивной технологии не очень хочется вспоминать, чтобы не накаркать, но, увы, новейшая история страны знает и такие примеры. Речь идет об инсценировках покушений на популярных лидеров с переводом стрелок на их оппонентов. В памяти достаточно свежо воспоминание о кривоском взрыве 1999 года, направленном якобы против Натальи Витренко. Тогда для самой прогрессивной социалистки все обошлось, пострадала случайная участница митинга, но несколько лет в заключении пришлось провести руководителям местной организации Соцпартии, которых режим сделал ответственными за инцидент. Кто не помнит, Леонид Кучма тогда всерьез опасался выхода Александра Мороза во второй тур, что было бы для Президента равносильно поражению. В результате отчаянных усилий, к которым, по нашему глубокому убеждению, следует отнести и кривоский взрыв, пропрезидентским силам удалось "растащить" электорат Мороза по разным нишам. Нынешняя ситуация, на первый взгляд, не провоцирует подобных решений, но идея "маленькой победоносной войны" всегда казалась нетерпеливым людям хорошим выходом из заной ситуации. К тому же, настораживает как бы превентивная публикация одним из сайтов, контролируемым БЮТ, псевдодетективной истории, крутящейся как раз вокруг злодейского покушения на ее лидера. Ясно одно: мужества Юлии Владимировне не занимать, и если ее окружение сумеет убедить ее в целесобразности подобного шага, она может согласиться, несмотря на явный риск. В конце концов, ведь "демократия есть не что иное, как припугивание толпы толпою в интересах толпы". Эту весьма здравую мысль высказал еще один британец — то есть, человек, знакомый с демократией не понаслышке — Оскар Уайльд.
Владимир Шишенко, Грани плюс
agrinews.com.ua