Комичность и бессилие оранжевой власти
Политика для оранжевых оказалась вещью непосильной. На международной арене они слили все возможные украинские позиции и интересы, а внутри страны с редким усердием и эффективностью закопали свой рейтинг. Об экономике и говорить нечего – экономический спад уже начался. Оранжевые управленческие кадры – это не кадры, это – слёзы. Но вот уж чего никто не ожидал, так это того, что оранжевые не смогут разобраться даже с противостоящей им олигархической командой. Причём, если «донецких» взять за жабры действительно было непросто, то беспомощность в деле изъятия украденной собственности у семейства Пинчука-Кучмы наводит на воспоминания о цирке. Президент и Премьер выступают в роли белого и рыжего клоунов, пытающихся «сделать хорошо». Они всё время требуют вернуть государству его имущество, а их злые министры, ведомые Валентиной Семенюк (что твоя Баба Яга) на деньги, украденные у народа вторым президентом и его зятем, издеваются над наивными и доверчивыми героями манежа.
Складывается впечатление, что оранжевая власть, в своей нашеукраиснкой части страдает хизмом. Мороз и Семенюк подсчитывают доход и посмеиваются, а Ющенко и Ехануров сотрясают воздух очередными требованиями, обращёнными непонятно к кому и по непонятной причине берегут свой союз с СПУ, закрепляя за полумаргинальной партией, которая на этих выборах последний раз попадёт в Верховную Раду, лакомые министерские посты. И ладно была бы от министров-социалистов польза, но ни один из морозовских министров не выполнил возлагавшихся на него обязанностей. О Николаенко никто уже давно не вспоминает, равно как и курируемом им образовании. Баранивский не смог обеспечить продовольственную безопасность страны.
Это при нём раз за разом наступали сахарный, мясной, сейчас вот молочный кризис, ответственность за которые, по словам министра, несут премьер и президент. Сам же Баранивский изображает оскорблённую невинность. Ждём кризиса хлебного: уже даже в столице не везде и не во всякое время хлеб можно купить, а что будет весной с заранее запланированным неуаем? Уйте с одного раза, кого Мороз обвинит в случае нехватки хлеба в Киеве.
Луценко только пиарится, рассказывая о сотнях тысяч уголовных дел, заведённых под его чутким руководством. В это время милиция разваливается, коррупция процветает, а министр-социалист так и не смог ни посадить, ни запугать политических контов Виктора Андреевича. Только разозлил их, а теперь пытается спрятаться за депутатской неприкосновенностью регионального (ровенского) разлива. Ну и вышеупомянутая Валентина Семенюк тоже не решила главной из поставленных перед ней задач – она не смогла подорвать материальную базу олигархов из синего лагеря и сейчас их финансово-экономический ресурс активно работает против оранжевых на выборах.
Фактически Семенюк за небольшую взятку обеспечивает финансирование оппозиции из государственных доходов. Ведь НЗФ, который она сохраняет за Пинчуком ради пополнения партийной казны, своих и А.Мороза карманов, фактически принадлежит государству, а деньги идут Пинчуку.
Нет, конечно, понятно, что руководитель ФГИ В.Семенюк социалистка и для неё партийные директивы и мнение Сан Саныча Мороза значат куда больше, чем распоряжения президента и премьера, решения судов, законы, Конституция и абстрактная справедливость. Она откровенно в лицо смеётся над своими начальниками, заявляя, что ничего не может поделать с заводом, в то время, как пинчуковский менеджмент во главе с Неустроевым продолжает вымывать из НЗФ деньги десятками миллионов долларов. Завод фактически уничтожается, чтобы после Пинчука новому хозяину осталось только название и толпы недовольных рабочих.
Особенно мило результаты работы спайки Пинчук/Семенюк смотрятся с учётом того, что социалистка всем уши пужжала, похваляясь сколько сил она положила на возвращение завода в госсобственность и как она хочет его не продавать, а оставить народу. Это очень мило, очень по социалистически, по семенючьему: помочь олигарху разорить завод, а потом повесить его на шею государству – пусть, мол, Виктор Андреевич проводит свою «социальную политику» и создаёт пять миллионов рабочих мест, а мы ему для этих рабочих мест как раз и наплодим безработных.
В принципе, морозовские министры в ющенковском правительстве – явный анахронизм. СПУ давно уже оказывает правительству в ВР весьма условную поддержку. Да и голосов этой фракции явно недостаточно, чтобы обеспечить Кабмину парламентское большинство. Наконец, скоро всё равно выборы и от союза с СПУ у Ющенко больше проблем, чем достижений, ведь приходится считаться с социалистами и ограничивать работу партийных пропагандистов, чтобы не обидеть ранимого Сан Саныча. Получается, что весь оранжевый госаппарат, работает не на повышение рейтинга НСНУ и даже не на повышение рейтинга СПУ, а на личный карман Мороза и Семенюк.
И ладно бы ещё они за добро платили добром, но, воруя почти год деньги НЗФ, социалисты клеймят позором и нехорошими словами Ющенко, Еханурова и их газовика Ивченко за газовые соглашения с Россией. Мороз считает, что они не соответствуют интересам Украины, а его товарищ по партии Рудьковский, до сих пор ворующий вместе с Шуфричем полтавские нефть и газ, прямо заявляет, что у Ивченко и президентской семьи рыльце в пушку. Более циничного издевательства современная история Украины ещё не знала.
Но ведь Валентину Петровну можно и попросить из руководящего кресла.
Тем более, что поводов достаточно. Даже, если оставить в стороне ситуацию с НЗФ, в которой вся страна и особенно её высшие руководители, выступают в роли клоунов, потешающих Валентину Петровну и Александра Мороза, то ведь Семенюк подавала заявление об отставке, заявляя о несогласии с курсом президента и Кабмина на повторную приватизацию отнимаемых у олигархов предприятий. Ну и скатертью дорога, если не согласна. Опять же Валентина Петровна к тому времени уже неоднократно расписалась в собственном непрофессионализме на всю страну заявляя, что она не знает, как выполнять решение суда о возвращении контрольного пакета акций НЗФ государству (не говоря уже о том, что её в персе и с парламентской трибуны обвинили в коррумпированности).
Кстати, суд, приняв всерьёз требование президента вернуть НЗФ и снисходя к юридической безграмотности Семенюк, разъяснил госпоже министерше то, что знает любой третьекурсник юрфака: если сделка признаётся судом незаконной, что и произошло с НЗФ, то она недействительна с момента заключения, то есть, акции НЗФ от государства никуда и не уходили, их не надо искать, здесь ни при чём пинчуковский «Укрсоцбанк», являющийся для Семенюк наиболее авторитетной инстанцией во всех вопросах, связанных с НЗФ, а консорциум «Приднепровье» никогда не владел упомянутыми акциями.
Наконец, президент потребовал, чтобы чиновники определились, идут они на выборы или остаются в исполнительной власти. Валентина Петровна идёт на выборы в Верховную Раду (по списку СПУ) и в Киевсовет она тоже идёт, и ФГИ без хозяйского глаза оставить не желает – чем не повод для отставки.
Очередной виток напряжённости в деле о возвращении в госсобственность НЗФ, начался со смешного заявления Романа Зварыча. 24 января экс-министр юстиции заявил, что юридический департамент «Нашей Украины» будет судиться с Фондом госимущества, требуя вернуть в государственную собственность НЗФ. Забавно здесь не благородное намерение вернуть государству украденный завод, а тот факт, что «Наша Украина» вроде как является правящей партией. В ней состоят и премьер, и президент, и большая часть министров; и эта партия не может найти иного рычага воздействия на ФГИ, кроме суда!
Теперь допустим, что Зварыч выает у Семенюк суд, а она опять скажет, что не знает как выполнять решение суда. Очевидно, экс-министр прекрасно понимал, что сопротивление Семенюк может сломить не суд, а президент, премьер или Мороз и его слова были вызваны не стремлением позабавить общественность очередной демонстрацией нашеукраинской беспомощности, а служили сигналом тому же Сан Санычу, что ы с Пинчуком пора кончать. Может быть, Морозу и всё равно, что о нём подумают избиратели, их у него, как ни крути, не меньше трёх и не больше шести процентов, но Виктору Андреевичу с Юрием Ивановичем, если они хотят что-то значить в украинской политике после марта 2006 года, надо выходить на выборах хотя бы на второе место.
Теперь вопрос в том, станет ли Мороз слушать Зварыча или даже учитывать мнение Ющенко, который для Сан Саныча – отыгранная карта. Как-то слишком резко украинскую политическую элиту понесло после заявления Зварыча, как будто прорвало шлюзы. Все вдруг вспомнили о судьбе НЗФ и озаботились заводом. Юрий Иванович Ехануров поручил ФГИ подготовить к повторной продаже изъятый у Пинчука пакет 50%+1 акция, который до сих пор не могла найти Семенюк.
Причём сообщил об этом глава наблюдательного совета НЗФ С.Грищенко – бывший заместитель министра промышленной политики, чьё увольнение было инспирировано В.Семенюк именно в связи с конфликтом вокруг НЗФ. Валентина Петровна тогда обвинила Грищенко в лоббировани интересов «Привата» и рассказывала всем и каждому, что видела, как он приезжал в Никополь в одной машине с Коломойским. Только одна была неувязка – Коломойский в это время находился за пределами Украины, а Грищенко даже никогда не видел его вживую, только по телевизору. И надо же случиться такому совпадению, что незадолго до заявления Еханурова, суд признал заявления Семенюк не соответствующими действительности и обязал её извиниться перед Грищенко.
Впрочем, для Валентины Петровны решение суда – пустая бумажка, он ведь не знает, как их выполнять. Другой чиновник, позволивший себе такое откровенное издевательство над правом, уже бы давно сидел в тюрьме, но Валентина Петровна, похоже, уверена, что ФГИ выделен ей в вечное наследственное владение.
Тем не менее, перспективы привлечения команды Пинчука к уголовной ответственности ясно вырисовываются из «дела Чечетова», ждённого Генпрокуратурой по факту злоупотребления служебными обязанностями официальными лицами Фонда государственного имущества Украины, что повлекло за собой тяжкие последствия, по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст. 364 УК Украины. Полтора года назад Чечетов, как сейчас Семенюк, излучал уверенность и клялся, что у него всё законно, а теперь вместе с Пинчуком даёт показания в Генпрокуратуре. Кстати, внимание на него прокуроры обратили после депутатских запросов, связанных с делом НЗФ и с делом «Кривостали». По Семенюк также были депутатские запросы, также к Генпрокурору и также связанные с делом НЗФ, да и повторной приватизации «Кривостали» Валентина Петровна препятствовала как только могла.
А, впрочем, чего Валентине Петровне бояться? Она – второй номер в списке социалистов, то есть на крайний случай, депутатская неприкосновенность ей гарантирована. Чечетов прячется в Москве, без его показаний Пинчука не привлечёшь. К тому же он пока тоже народный депутат, а значит, неприкосновенный. Кучме гарантии безопасности выданы на самом высоком уровне.
Ющенко, Ехануров, Зварыч, пугают Валентину Семенюк, а ей не страшно. Тут ещё депутаты, которым целый год не было дела до завода, вдруг проснулись и приняли закон о моратории на приватизацию НЗФ. Семенюк тут же воспряла и затянула старую песню, что это именно она вернула завод народу и заслуживает за это поощрения. Для того, чтобы никто не сомневался в её заслугах, Валентина Петровна убеждает трудовой коллектив, что продолжает единолично в суровых условиях отстаивать его интересы. Так ещё Героя Украины выпросит.
Правда премьер пообещал, что Ющенко данный закон не подпишет. Это было бы логично, поскольку президент ещё в ноябре прошлого года назвал НЗФ, наряду с «Укртелекомом» и Одесским припортовым заводом, среди основных объектов приватизации в 2006 году. О том, что подготовка к приватизации идёт своим чередом, несмотря на решение ВР свидетельствуют и письма Минпромополитики, направленные 10 февраля 2006 г. руководству ОАО «НЗФ», а также Председателю УК Профсоюзов работников металлургической и горнодобывающей отрасли Украины В.Козаченко.
В этих письмах Министерство просит с целью «всестороннего учета интересов предприятия и его трудового коллектива, осуществления мероприятий по техническому перевооружению» подготовить предложения насчет обязательств покупателя относительно экономической, инновационно-инвестиционной и социальной деятельности в срок до 25 февраля. Кроме того, Минпромполитики предлагает учесть «опыт подготовки аналогичного документа по ООА «Кривосталь», когда была наработана цепочка контных условий, направленных на предотвращение дестабилизации в трудовом коллективе».
Вряд ли депутаты наберут достаточное количество голосов, для преодоления президентского вето, а если и наберут, то уже через два месяца новый состав парламента может спокойно пересмотреть это решение. Тем более, что социалистам, для того, чтобы сохранить свои места в правительстве и дальше лоббировать интересы Пинчука, необходимо чудо. Но характерно, что в таком случае, проблему НЗФ будет решать уже новая власть. Самым забавным будет, если вернувшись к власти «донецкие бандиты» заберут в госсобственность тот завод, который год не могли забрать оранжевые клоуны.
Павел Белослудцев, Олигарх