Когда закончатся выборы, будет весна. Будет тепло, и все будут отдыхать. Будут отдыхать полафические фирмы и предприниматели-перевозчики, студенты и преподаватели, журналисты и директора школ, будут подсчитывать доходы и утомлённо будут сетовать, что выборы так редко.
Если бы они были каждый год, доходы бизнеса в Украине возрастали бы значительно быстрее, ведь, как показывает опыт, средств на такие дела в нашем государстве более чем достаточно.
Будут отдыхать и будут ждать на амортизацию печатные станки, камеры, объективы и микрофоны, автобусы и автомобили, офисные помещения, радио- и телеэфиры, газетные площади, тумбы для объявления, будут трепетать на ветре подранные и почерневшие от выхлопных газов ленты на деревьях на проспекте Шевченко и еще на разных проспектах (как-то пришлось увидеть даже обвешанные лентами кусты и деревья на пустой харьковской трассе - это же сколько народа надо было вывести, чтобы их туда привязать!).
Будет тепло, так как кто-то пообещал тепло в наших жилье. Будет меньше убитых, так как кто-то пообещал расстрелять всех убийц. Украина останется одна, с лучшей жизнью уже сегодня, приведенными мостами с соседями на Востоке и Западе, и особенно соседи на Западе просто заують от нашего второго официального языка и некогда не предадут Площадь.
Когда я еще была студенткой, из любопытства «залезла» в гущу пропорциональной системы, да еще и из возможности этого написала «курсак», которого, конечно, никто не читал. Мой шедевр быстро куда-то исчез - учитывая постоянный недостаток бумаги в университете, очевидно, на оборотной стороне какой-либо доцент или ассистент (профессоров в то время на кафедре не наблюдали) наскреб другую гениальную статью.
А недавно пришлось ненароком пообщаться с одним кандидатом в городской совет, который был участником одного тренинга одной далеко не декоративной партии, которому далеко не ограниченные коллеги-партийцы объясняли, как готовить кандидатов в местные советы. Так вот, он не знал, как на самом деле выглядит избирательная система в любой другой стране, и расспрашивал об очевидных еще из времен том моем «курсака» вещи, как о чуде, о котором - и это в самом деле - некогда не слышал.
Проведя небольшое расследование, я пришла в изумление, которое о механизмах функционирования партийной системы в нормальном государстве в нас мало кто знает, как и несколько лет тому, когда я еще тем довольно серьезно интересовалась. Когда объясняла о нашей то ли смешанную, то ли пропорциональную систему, во многих моих знакомых из других стран Европы выхватывались слова на манер «О Господи!» или «Дурдом!»
Итак, когда в Украине ввели смешанную избирательную систему, я подумала, что это так должно быть - общеукраинский округ, мандаты 50:50, абсолютная оторванность «мажоритарщиков» и «пропорционщиков». После того, как «Наша Украина» получила более всего процентов, но ее «обскакала» так называемая «партия власти», казалось, начнут формировать более сложную систему, а не общенациональный округ с непонятно низким процентом прохождения. Ведь должны быть хотя какое-то представительство регионов и пусть какой-либо влияние электората на политику партий. Когда переход на пропорциональную систему состоялся очень просто - схему 50:50 лишень перевели «на все 100», у меня прочь все запуталось. Ну, так, я убеждена, что должны быть несколько региональных округов, лишь бы люди избирали тех, кого знают. Ну, может быть еще и общенациональный, чтобы видеть целостную картину. А еще лучше, чтобы избиратели влияли на порядок избирательных списков, проставляя свои преференции. И вообще, есть много механизмов, лишь бы за пропорциональной системы сделать партии максимально близкими к электорату.
И здесь мою фантазию понесло - еще следует развести выборы в разные уровни власти во времени, повысить проходной процент пусть до пяти, запретить вершить партийную деятельность лидерам, которые не знают собственной предвыборной программы и не умеют правильно писать. А дальше запретить партии-клони, и еще тех, кто разжигает межнациональную вражду, ведет неэтичную кампанию, применяет эффекты «двадцать пятого кадра» или, если не может выть ничего лучшего, просто говорит какие-то странные вещи, будто кому-то там смертное наказание, кому-то - три тысячи из бюджета, кому-то так, а кому-то не так, и при тому всем всем в наших жилье будет тепло, а весьма титульной нациям, которая имеет дружно вступить в МАУП и подписать журнал «Персонал».
Но же так - это будто не мой приход, и от изучения партийных систем будто давно отошла, и, сталкиваясь время от времени с теми, кто считает себя «профи», приходишь в ужас: неужели тяжело прочитать какую-то примитивную книжечку, после чего станет понятно, что не все так просто в пропорциональности, партийности и вообще в государстве, особенно такой большой как Украина. А продолжение будет - совсем даже вероятно, что в последний месяц богатейшие партии и кандидаты на городских глав одарят нас кампанией «от дверей до дверей». Лишь следует помнить - если ее необдуманно провести, то результат будет целиком противоположным. Так как, кроме политтехнологии, есть еще много целиком теоретических вещей, над которыми классики партийной демократии столетиями-десятилетиями ломали себе главы.
Ярина Бодренко, Львовская газета
agrinews.com.ua