Итак, предвыборная гонка в Белоруссии выходит на финишную прямую. Уже началось досрочное голосование. Самое время подумать о том, какие существенные перемены может привнести в жизнь Белоруссии и всего постсоветского пространства последний день голосования на президентских выборах — 19 марта.
Начать следует с того, что результат выборов известен заранее — это победа Александра Лукашенко. И, несмотря на активное использование действующей властью административного ресурса и почти полную монополизацию ею ресурса информационного, такой результат будет адекватен общей картине электых настроений в белорусском обществе. Как в Белоруссии, так и за рубежом, мало кто сомневается именно в таком исходе голосования. Даже независимые социальные исследования свидетельствуют о том, что рейтинг действующего президента составляет порядка 56%.
Следовательно, интрига разворачивающихся событий — не в том, кто победит, а в том, как победит Лукашенко и как проает оппозиция. Ведь невозможность победы оппозиционного кандидата была очевидна еще в декабре 2005 года, сразу по объявлении даты выборов. К этому времени рейтинги основных оппозиционных кандидатов (Козулина и Милинкевича) были близки к нулю, и вряд ли они рассчитывали за три месяца «раскрутиться» в достаточной степени для того, чтобы бросить вызов Лукашенко. У оппозиционных кандидатов на предстоящих выборах — другие цели.
Александр Козулин, бывший ректор Белгосуниверситета, по некоторым данным, пользуется поддержкой компаний «Газпром» и «Славнефть». Следовательно, можно предположить, что его основная цель — обеспечение приватизации газотранспортной и, возможно, нефтеперерабатывающей инфраструктуры Белоруссии в интересах российского крупного бизнеса. Для достижения этой цели Козулин стремится использовать единственное доступное ему средство — расшатывание социально-политической ситуации в стране путем организации провокаций, скандалов и т.п. Если президент Лукашенко начнет чувствовать себя неуверенно, то российской стороне будет легче навязать ему свои условия приватизации.
Александр Милинкевич, бывший мэр города Гродно, спонсируются западными структурами. Наибольшее значение для финансирования его деятельности имеет помощь Госдепа США и соответствующих неправительственных организаций. Основные европейские силы (среди которых для Белоруссии центральное значение имеет Германия) отказались от прямой финансовой поддержки белорусской оппозиции. Только Польша, Литва и Латвия проявляют активность на этом направлении, но их собственные возможности ничтожны.
Американские стратеги, как известно, народ прагматичный и умеющий делать выводы из собственных неудач. В Белоруссии была предпринята попытка реализовать традиционную схему «цветного» переворота. Однако усилиями белорусского КГБ попытка эта провалилась. В таких условиях, трезво оценивая ситуацию в Белоруссии, Вашингтон, скорее всего, делает ставку на предвыборную кампанию 2008 года, когда Россия будет занята выборами президента и не сможет поддержать своего союзника, а Белоруссия будет готовиться к выборам парламентским.
Из этого вытекает и программа действий прозападных сил в Белоруссии в 2006 году: создать все предпосылки для реализации сценария переворота в 2008 году. К таким предпосылкам относятся: дестабилизация социально-политической обстановки в стране, установление связей с представителями госаппарата, усиление роли оппозиции в политической жизни страны.
В этих условиях решающую роль начинают ать именно действия президента Лукашенко и его окружения. В соответствии с тем, какими могут быть эти действия, можно предположить два основных сценария развития событий.
Реальный рейтинг Александра Лукашенко — в районе 60-65%. Это именно та цифра, которую готово принять белорусское общество, в том числе и оппозиционно настроенные граждане. Однако проблема состоит в том, что на референдуме 2004 года, где Лукашенко получал разрешение белорусского народа баллотироваться на третий и последующий сроки, по официальным данным, поддержку инициативе президента выразили 75% избирателей при 90%-ной явке. Даже сами работники органов госуправления признают, что многие представители президентской вертикали тогда откровенно перестарались в стремлении обеспечить высокий результат, и споры об этом референдуме не утихают в Белоруссии до сих пор.
Это ставит белорусский государственный аппарат перед дилеммой. С одной стороны, если в 2004 году было 75%, то сейчас надо бы показать 78% или даже 80%, ведь в предвыборную кампанию вложено много денег, да и социально-экономическая ситуация, по сообщениям официальных СМИ, с тех пор улучшилась. Но если на это пойти, то можно получить справедливое возмущение народа, потому что 78-80% — это, откровенно говоря, не очень похоже на правду.
События, в этом случае, могут разворачиваться следующим образом. Вечером 19 марта оппозиция собирается на митинг в центре Минска. Люди ждут объявления результатов голосования. После обнародования информации о победе Лукашенко с 80% голосов можно будет ожидать не только возмущения многолюдной толпы (а оппозиция в Минске, вероятно, сможет собрать до 10 тысяч человек), но и стремительного увеличения этой толпы и даже массовых беспорядков. К смене власти они, безусловно, не приведут, поскольку для этого нужны предпосылки организационного плана, которых в стране на сегодня нет. Но внести раскол в белорусское общество они, безусловно, смогут. И тогда, возможно, события 19-20 марта 2006 года станут началом заката независимой Белоруссии.
Очевидно, что массовые беспорядки вызовут реакцию руководства страны в виде дальнейшего «закручивания гаек» в политике, экономике и на информационном поле. С учетом заоблачных нормативов роста, заложенных в программу социально-экономического развития страны на 2006-2010 гг. (рост на 50% по основным показателям), всё это будет означать консервацию существующего курса, концентрацию усилий на выполнении текущих задач, отказ от серьезных инноваций, стагнацию и, в конце концов, вполне закономерную смену руководства страны путем «цветной революции», переворота, за которым последует крах белорусской государственности.
С другой стороны, могут быть обнародованы реальные 60-65% за действующего президента. В этом случае поводов для волнений не будет, и собравшиеся вечером 19 марта оппозиционно настроенные белорусы уныло разойдутся по домам. А если оппозиция все-таки решит прибегнуть к уличным провокациям, то это лишь укрепит авторитет действующей власти.
Безусловно, признание более низкого уровня поддержки Лукашенко на президентских выборах позволит оппозиции спекулировать на том, что «режим слабеет», что за оппозицией теперь — поддержка значительной части населения. Но если будут оставаться перекрытыми основные каналы зарубежного финансирования, подобная ситуация так или иначе заставит оппозицию начать действовать по другому — строить конструктивный диалог и быть готовой нести полную ответственность за будущее и суверенитет Белоруссии.
Кроме того, такая «неудача» Лукашенко на выборах (в сравнении с результатами референдума 2004 года), очевидно, вызовет чистку госаппарата и пересмотр методологии идеологической и молодежной политики белорусского государства, а далее, возможно, и ревизию всей философии государственного управления. Здесь как раз открываются перспективы и для инноваций (не только технических, но и, что более важно, управленческих), и для организации стремительного развития, и, в конце концов, для укрепления белорусской государственности.
В этом случае к 2008 году Белоруссия сможет подойти не нуждающимся в защите союзником России, а самостоятельным субъектом региональной политики и фактором стабильности на постсоветском пространстве.
Юрий Царик, Росбалт
agrinews.com.ua