На фоне тотальной партизанщины избирательного процесса совсем другие тенденции можно наблюдать на гонках за должности в местную власть. Так в поход за креслом городского главы Житомира и депутатские мандаты в местные советы ряд претендентов отправились не под флагами и не в цветах партий, ами которых они являются, а под брендами общественных организаций и коалиций. При чем активная «раскрутка» этих брендов началась задолго до официального начала выборов.
Например, в качестве лидера общественной организации «За Житомир! За Житомирщину!» ведет борьбу за должность мэра экс-губернатор Сер Рыжук, который был возле руля облгосадминистрации последние годы президентства Леонида Кучмы. Хотя, оставив ряды Народной партии, он стал ом Партии регионов и ныне возглавляет ее областной избирательный штаб. Его агитационные пикеты и флаги - цвета морской волны, а не бледно-синих тонов, и размещаются отдельно от агитпалаток «регионалов». Как руководитель общественной коалиции «К порядку!» соревнуется за эту же должность директор совместного предприятия «Полисакс» Вера Шелудченко, Народного Союза «Наша Украина», награжденная за участие в помаранчевой революции отличием «Гвардеец революции». Но все ее агитационные атрибуты выполнены в нежно-зелено-белых цветах (их очень тяжело отличить от цветов Народного блока Литвина), а не помаранчевых. В открытках еще одного кандидата в мэры, заведующего кафедрой Житомирского института Межрегиональной академии управления персоналом и коммуниста Валерия Федоренко отмечается, что его поддерживает общественное движение «За воздение Житомира!», хотя он зарегистрирован как кандидат от КПУ.
Сходство предвыборных методов невольно приводит к мнению, что эти кандидаты пользовались услугами одних и тех же политтехнологов, которые посоветовали им не афишировать свою партийную принадлежность, а пойти под флагами третьего сектора. Тем не менее когда «День» начал интересоваться у самих претендентов или представителей их штабов причинами подобных метаморфоз, то услышал единодушные уверения, что маскировать свою партийность никто не собирался. С.Рыжук сказал также, что, на его убеждение, должность городского главы не должна быть заполитизированной, а потому он заявил лидеру Партии регионов Виктору Януковичу, что в случае избрания приостановит деятельность в партии. Мирослав Симайло, руководитель штаба В. Шелудченко, признал, что идя под флагом общественной организации, она рассчитывает получить более широкую поддержку, чем ту, которую имеет сейчас среди жителей города НСНУ. В. Федоренко также усматривал логическим закрепиться за общественные организации, а не только за парторганизацию. Верить или не верить подобным утверждениям - дело вкуса. Заметим только, что по ряду признаков все названные кандидаты пользуются мой и материальной поддержкой своих партий со всеми следствиями, которые из этого вытекают. Ведь за помощь принято благодарить.
Название «Житомиряны» широко разрекламированное как бренд общественной организации, а на местных выборах под этим названием зарегистрирован избирательный блок Партии правозащиты и Либерально-демократической партии. Но без тени укоров совести его представители, среди которых действующие депутаты горсовета, позиционируют себя в качестве независимых от любой политической силы кандидатов.
С.Рыжука, В.Шелудченко и В.Федоренко местные наблюдатели считают серьезными претендентами, но более весомые, как кажется им, шансы действующего городского главы Житомира Георгия Буравкова, который проходит как самовыдвиженец и внепартийный кандидат, и народного депутата Украины Виктора Развадовского, выдвинутого Народным блоком Литвина. Впрочем и с их партийностью не все так просто. Первого за время его каденции считали ом Партии регионов, потом он успел побывать на лавах СДПУ(ОБ), а во время помаранчевой революции умудрился постоять в помаранчевом свитере на Майдане Независимости рядом с Виктором Ющенко и попасть в таком виде в его рекламные видеоролики, которые крутили перед третьим туром президентских выборов. Второй, пока не пристал к партии спикера, побывал или нет в десятке фракций парламента, а сейчас широко использует отработанную за время пребывания в Верховной Раде методику раздачи подарков. Правда, Г.Буравков старается не отставать в этом от народного депутата. В Житомире распространена информация, что действующего мэра, вопреки неоднозначности репутации и множеству компромата, который распространяется городом относительно тех или других аспектов его деятельности, негласно поддерживает Блок Юлии Тимошенко, который не выставил своего кандидата. Однако глава областной организации ВО «Родина» Олег Антипов в комментарии для «Дня» категорически отрицает подобные предположения, хотя и заметил, что Бютовцы могут перед самыми выборами заявить о поддержке наиболее «проходного» кандидата. О каких-то мых или идеологических требованиях к претенденту он не заявил, из чего можно сделать вывод, что эти качества для БЮТ не главные.
В то же время отказ от партийных флагов в борьбе за должности городских глав не является исключительно житомирским изобретением. Во Львове, где недавно пришлось побывать автору, из наиболее серьезных претендентов в борьбе за ратушу лишь Алексей Гудима откровенно позиционирует себя как представитель Украинского Народного Блока Костенко-Плюща. Василий Куйбида, Андрей Садовый, Петр Писарчук свою партийную принадлежность в массовой агитации не афишируют, хотя за каждым из них стоит определенная влиятельная политическая сила. А Любомир Буняк, не всту в борьбу за новую каденцию, продолжает попытки возвратиться к ратуше с помощью юридических процедур.
Собственно, испытывать удивление по этому поводу нужно или нет - под брендами общественных организаций те или другие кандидаты или политические силы на местных гонках получают, как минимум, два преимущества: возможность более раннего начала «раскрутки» и дополнительные каналы для финансирования. Идеологические признаки при этом, очевидно, считаются второстепенными и даже лишними. Но важный вопрос, будут ли продолжать эти организации активную деятельность после выборов? Или так и останутся предвыборными проектами? Итак, скорее всего, нам придется подождать еще пять лет, чтобы за право возглавить город, поселок, село претенденты соревновались так, как принято в большинстве европейских стран - откровенно декларируя свою партийную, так сказать, идентичность.
Комментарий
Николай Козловец, заведующий кафедрой философии Житомирского государственного университета имени Ивана Франко:
- Использование имиджа общественных организаций на местных выборах есть, несомненно, определенная политическая технология. Те, кто ее применяет, большей частью не уверенны в победе под маркой своей партии. Частично это объясняется тем, что даже ы наиболее рейтинговых партий не всегда отождествляют себя с ней, и также могут на выборах голосовать за другие политические силы. И даже такие партии иногда, по сути своей, есть минипартиями, небольшое руководящее ядро которых использует их для обеспечения собственных интересов. Практически все политические партии не имеют стабильного электората. Поэтому, например, на выборах городского главы их представителям, если они будут ориентироваться исключительно на имидж своей партии, может не хватить голосов для победы. Использование флагов общественных организаций политиками, возможно, является проявлением маскировки, но, скорее всего, в данном случае важную роль ает то, что подобные структуры считаются менее заполитизированными, ориентированными на конкретные дела, имеют репутацию благотворительных. Все это дает дополнительные шансы на победу в избирательных соревнованиях.
Валерий Костюкевич, «День»
agrinews.com.ua