Главной неожиданностью состоявшихся парламентских выборов стал результат коммунистической партии. Еще не известен окончательный итог выборов, но уже видно невооруженным глазом — некогда самая крупная политическая сила с трудом преодолела трехпроцентный барьер. И неважно, каким будет окончательный результат — 3,66% или 3,67%. Если кто помнит, на выборах-2002 компартия взяла более 20%, и по сравнению с этой цифрой нынешний показатель — свидетельство оглушительного провала.
Социологи предсказывали падение рейтинга КПУ. Назывались цифры 7-8%, самые смелые "давали" 5,4%. Но того, что случилось, не предполагал никто. Попытаемся разобраться — а что же, собственно, произошло?
Традиционно высокие показатели компартии обычно объясняются привлекательностью их идеологии для ностальгирующей по советским временам части населения. В рамках предложенного посыла электой базой коммунистов являются, в основном, пожилые люди, привыкшие к патерналистской роли государства, обеспечивающего равенство всех, пусть даже в нищете. Кроме того, ряды симпатиков КПУ пополняют также граждане Украины, не сумевшие (или не пожелавшие) выстоять в условиях жесткого рыночного отбора, но не смирившиеся со своей позицией на обочине общественного процесса. И логичным выглядело объяснение неуклонного, от выборов до выборов, падения их рейтинга. Дескать, электорат вымирает. Но партия оставалась самым крупным политическим объединением, соответствующим образом представленным в парламенте.
С фактором коммунистов вынуждены были считаться и на выборах, и в промежутках между ними. Применялись даже специальные технологии по "растаскиванию" коммунистического электората. Созданная в 1998 году партия "Трудовая Украина" "откусила" у КПУ изрядный процент на парламентских выборах. Но как раз опыт "Трудовой Украины" показал, что "красный" электорат организован не настолько примитивно и прямолинейно. И в отсутствие монополии на идеи социального равенства, повышения статуса русского языка, отрицания вступления в НАТО и т.д. коммунистическая партия отнюдь не является фаворитом электых предпочтений.
Понятно было, что коммунистический брэнд нуждается в серьезной трансформации. Но, похоже, что понятно это было кому угодно, но не самим коммунистам. Методы их работы, агитационные приемы, набор лидеров пребывали в закостеневшем состоянии. И только на прошедших выборах мы увидели агитационные "новинки", адресованные интеллигенции, знакомой с творчеством Пикассо и Неруды, и молодежной аудитории, падающей с ног, по замыслу авторов клипов, от слова "круто". Но на фоне общей косности и примитивизма, демонстрируемых компартией, эти "шедевры" смотрелись как панковская прическа на голове их лидера.
Более гибкую позицию демонстрируют социалисты, из года в год декларирующие свою ь к мировой социал-демократии и провозгласившие своим лозунгом строительство Европы непосредственно на просторах нашей Родины. Именно эта гибкость и позволяет им наращивать свой рейтинг.
Последний удар по коммунистическому электорату нанесла Партия регионов, выбравшая российский вектор развития в качестве своего главного приоритета. "Откусили" у коммунистов понемногу и "НеТаки" с Витренко, но роль "регионов" в этом процессе была решающей.
Сухая статистика итогов выборов уже сейчас позволяет говорить о том, что базой поддержки КПУ была пророссийски настроенная часть общества. И роль идеологии здесь не настолько существенна, как предполагали вожди коммунистов. Реальное число енных непосредственно идеями Маркса-Энгельса-Симоненко показали состоявшиеся выборы. Иными словами, перефразируя известного писателя, можно сказать: "Слухи о крутизне коммунистической партии оказались сильно преувеличенными".
Грани плюс