Причем результаты гонок свидетельствуют, что большую часть политической рекламы макулатурой можно было считать уже с самого начала. Печатные миллионами экземпляров призывы и обещания не превратились в голоса, но по крайней мере дали людям дважды заработать - сначала на изготовлении, потом на вторичном сырье. Те, кто вкладывал в агитацию миллионы долларов - не заработали ничего из-за банкротства десятков политических проектов. Вспомнят ли украинцы, которым обещали, предлагали, чем манили и с чем боролись кандидаты на депутатство, после того как дворники сорвут со стен и столбов последние агитки.
Неделя после выборов - Украина в который раз получила шанс на четыре года относительно спокойной жизни. С улиц исчезли дармовые календарики, ручки, наклейки и шарфики, как вскоре исчезнет и немало партий. Типографиям меньше работы, меньше возможностей заработать и студентам, таксистам уже не будут платить за политнаклейки на машинах. Пройдет еще пару недель - коммунальщики проведут первые субботники, дождь смоет остатки агитации и на улицах уже ничто не будет напоминать о выборах.
Впрочем, Александру Глобенко об этих выборах будут напоминать два едва заметные шрамы - на спине и и - и один совсем не заметный - на легком. Его история в последние дни агитации шокировала страну - в мальчика, который расклеивал агитки, выстрелил милиционер. Было это фатальное стечение обстоятельств или злой умысел - пусть выясняет прокуратура - говорит Саша. Ему теперь главное – здоровье и обучение. Среди мыслей о будущем иногда появляется обида, что его кандидат и кумир - Кличко - выборы проал. Да и в дальнейшем родители вряд или уже разрешат работать агитатором.
В день, когда Саша попал в больницу, работать вышла бри Леши Слободянюка. На шестерых - две девятиметровые стремянки, двести плакатов и тридцать килограммов “ПВА”. Несколько часов - и будет заклеен весь квартал. Нынешние выборы для Алексея третьи, на которых он зарабатывает расклеиванием агиток. Работа, говорит, не трудная - но на этот раз существенное препятствие - жители домов, переутомленные избирательной агитацией. Для ребят признак качественной работы - хорошо и высоко приклеенный плакат.
Снимать агитацию ЖЭКи мобилизовали не только дворников. Драть плакаты отправили слесарей, столяров и сантехников. Большей частью они неудовлетворены - по закону, убирать агитацию должен тот, кто ее наклеил. Впрочем ослушаться начальства не рискуют. Столяр Василий Сергеевич подсчитал, чтобы отодрать один плакат, нужно сорок минут. Но утешается - конец близко, и вскоре вместо уборки за политиками снова будет ремонтировать двери и окна.
Вместе с лоскутьями бумаги коммунальщики обрывают и сладкие обещания и политические лозунги, которые разделяли страну - менее острыми вскоре станут вопросы ядерных могильников, языка или политического вектора.
Две сапки, две пары рук - бри из Борисполя едет "очищать от политики" соседнее село Нестеровку. Местные большей частью жалеют инструмент - от снятия агитации сапки затупляются. К Сеньковке бри не доехала, это село - не зона ответственности коммунальщиков. Но и рассудительные крестьяне обдирать агитки не спешат, столичных штучек здесь не понимают.
Благодаря выборам на полторы тонны больше макулатуры заготовит этого месяца пункт приемщицы Анны Федоровой. Политагитацию из почтовых ящиков несут преимущественно пенсионеры, дворники и консьержи. В среднем каждый за раз приносят по десять килограммов агиток - за них можно взять деньги или же товар.
Станет ли лучшим после выборов жизнь пенсионерки Полины Лашко, не известно, впрочем макулатуры удалось собрать вдвое больше, чем по обыкновению. За последние недели благодаря политагитации накопилось пятнадцать килограммов. Из двести тридцати миллионов долларов, которые партии израсходовали на пердвыборную агитацию, пенсионерке перепало две гривны двадцать пять копеек - именно столько заплатили за агитационную макулатуру.
В сортировочном цеху производственно-заготовительного предприятия "Киевгорвторресурсы" уже неделю, как большей частью предвыборная макулатура. На конвейере ее тщательно сортируют - не за политическими симпатиями, а по плотности бумаги.
Каждый день перерабатывать сюда привозят по двадцать тонн агитпродукции. Немало этих открыток так и не увидел электорат - так как пачки даже не распакованы. Напечатать агитку всереднем стоило двадцать гривен за килограмм, но превратившись в макулатуру, их цена упала до пятнадцати копеек. Чужое расточительство сортировщицам портит расположение духа.
Предвыборные лозунги и обещания на заготовительном предприятии прессуют в брикеты. Вскоре на перерабатывающих комбинатах они получат вторую жизнь и станут туалетной бумагой или салфетками. И кому-то таки принесут пользу.
Надежда Оненко, канал 1+1
agrinews.com.ua