"Я опасаюсь не марта, я опасаюсь апреля", — заявил за пару недель до выборов министр внутренних дел Украины. Сказанное Юрием Луценко не следует однозначно понимать как ожидание попыток уличным силовым давлением повлиять на подведение окончательных итогов выборов. Гораздо больше эти слова относятся к желанию некоторых политиков организовать масштабные уличные акции в свою поддержку.
Просто для того, чтобы подтолкнуть Президента к единственно правильному с их точки зрения выбору. Прошла неделя, и становится ясно: время ает против всех, кто рассчитывал на взятие власти сразу лихой буденновской, точнее, если обращаться к национальным архетипическим ценностям, — махновской кавалерийской атакой, буквально в ночь после выборов.
Первая же неделя послевыборных переговоров совершенно очевидно показала: контрольный пакет для принятия решения находится, как и писали "Грани плюс" неделю назад, у Президента. Да, его полномочия сильно потеряли в весе по сравнению с теми возможностями, которыми обладал Леонид Кучма, да, его партия, можно утверждать, проала выборы, поскольку получила в полтора раза меньше голосов, чем мечталось вдохновителям и организаторам всех ее побед. Ну и что? Все эти видимые и невооруженным глазом слабые места можно было бы перекрыть только одним: если бы кому-либо из оппонентов удалось действительно вчистую выать выборы. Не занять первое место и уж, тем более, не занять второе, а получить на избирательных участках пятьдесят процентов плюс один голос всех пришедших туда. Коль скоро таковых обнаружить не удается, надо принимать во внимание весь комплекс сопутствующих обстоятельств. И, в первую очередь, позицию Президента, без согласия с которым не будет ничего.
Юлия Тимошенко прекрасно понимает, что в данной ситуации именно она больше всех рискует остаться у разбитого корыта. Тональность ее пресс-конференций последней недели, победно-пафосная вначале, изменилась до трагических нот, когда она заявила, что "к сожалению, сегодня все же преобладает концепция и стратегия о создании блоком "Наша Украина" коалиции с Партией регионов". При этом леди Ю нервничала настолько, что даже всерьез допустила, что большие мужики объединяются с целью регулярного избиения маленькой ки, то есть ее. Во всяком случае, идиомы "ка для битья" великий и могучий язык до сих пор не знал — видимо, ранее ни в Великой, ни в Белой, ни, тем более, в Малой Руси такие енцы не водились. Свои опасения Юлия Владимировна стремится внедрить в широкие массы сторонников — вчера вот Тернопольский обком БЮТ собирал митинг протеста против "большой коалиции". Это, кстати, вполне могут быть первые цветочки того процесса, о котором говорил министр Луценко.
На этом несколько издерганном фоне гораздо более спокойно чувствуют себя "регионы". Однако и они понимают, что отсидеться в окопах не удастся. Тут не надо много думать: если Юлии Владимировне таки удастся оседлать жеребца, именно "донецким" самой судьбой начертано стать основными финансовыми донорами грандиозных социальных программ нового правительства Тимошенко. Назначение переговорщиком Евгения Кушнарева, заявление о необходимости привлечения в правящую коалицию СПУ — все это свидетельствует о том, что "регионы" хотят участвовать во власти уже сейчас.
Как сказано, самой выышной можно считать в данной ситуации позицию Президента. Во-первых, ему не надо никуда спешить. Над ним не каплет, ему не надо под угрозой роспуска через тридцать дней после открытия первой сессии нового парламента создавать какие-то коалиции. Поэтому он на каждой встрече подчеркивает: гонка за портфелями — пустое! Главное — обеспечение системного и поступательного развития страны на базе повышения благосостояния всего народа. Вначале надо договориться о том, каким именно образом будут достигнуты эти благородные цели, а потом уже можно решать, под чьим именно непосредственным руководством пойдет сам процесс. Времени на подобное спокойствие Президенту отпущено более чем достаточно — день решающего голосования наступит только через полтора где-то месяца. Поэтому можно заняться весьма увлекательным зрелищем (увы, только для избранных!) под названием "аукцион на понижение".
В первые же после выборов дни премьер Юрий Ехануров встретился со всеми лидерами фракций, услышал, как они будут рулить страной, при помощи каких сил и средств. После чего прозвучало субботнее радиообращение Президента к нации, в котором Виктор Андреевич как раз и объявил на всю Украину, что народ ждет от своих избранников не гонки за портфелями, а заботы об общественном благе. На этой неделе пройдут новые встречи с претендентами на главную печать государства. И в этой ситуации только закоренелый ик может повторять то, что он говорил неделю назад. Ответственный же политик скажет что-то типа: "Передайте, пожалуйста, что мы, безусловно, выборы выали и все наши предложения недельной давности абсолютно справедливы, но для достижения согласия в обществе мы готовы отказаться в пользу Вашей, г-н Президент, политической силы от наших справедливых претензий на посты X, Y и Z". Очень хорошо, говорит собеседник, я думаю, Президент оценит вашу готовность учитывать государственные интересы. И отправится на встречу с другим претендентом: а ну-ка, что скажет купечество? И если по итогам недельных переговоров внятный для Президента результат не будет достигнут, в очередном субботнем обращении к нации он сможет и более предметно поговорить о любителях устраивать "дрязги вокруг портфелей". И пройдет новый круг "аукциона на понижение".
Его участникам, действительно, трудно позавидовать. Как в е самое главное, наверное, вовремя встать из-за стола, так и здесь — уловить ту тонкую грань, отступление за которую означает не просто пролет "мимо денег", уже как бы занесенных в графу "доходы", но и вообще пролет, в прямом смысле этого слова. Но при этом у страны сохраняется надежда, что созданная на основе таких компромиссов коалиция все-таки сможет быть более-менее стабильной.
Грани плюс