Гость студии НТН - Петр Порошенко, бывший секретарь СНБО.
Ваш протокол в БЮТ был расценен, как нежелание подписывать их меморандум с СПУ, и во-вторых, как шаг назад от коалиции. Ваш комментарий по этому поводу?
Мне жаль, что те, кто заявляли это от БЮТ, даже не удосужились прочитать. На самом деле 26 марта завершились полномочия избирательного штаба, когда совет, съезд делегировали от лица партии постановлять любые решения тем или другим должностным лицам. Начиная со дня выборов, практически впервые руководящий орган партии, который состоялся вчера, начался он в семь и завершился после 11 часов ночи, имели возможность выступить все без исключения представители областей Украины, и было принято абсолютно консолидированное решение. Так в чем же не дочитали представители, которые пошли комментировать принятые вчера решения? Кроме протокола, который удостоверял на самом деле лишь две вещи: вещь первая, что переговорщики в составе Романа Бессмертного и Юрия Еханурова уполномочены проводить переговоры исключительно с двумя политическими силами, это - Социалистическая партия и блок Юлии Тимошенко. Это первое. И ни каких других полномочий совет партии не предоставил. И второе, что была предоставлена возможность формировать рабочие группы для подготовки соглашения о создании коалиции. Огромного соглашения, которое должно содержать программные основы, организационные основы, процедуру входа в коалицию, выход из коалиции, и, в том числе, кадровые основы. Было принято решение и утверждены программные положения, где желающие найдут ответы на вопрос реприватизации, на вопрос административных мероприятий регулирования экономики. На вопрос противопоставления, ну, например, когда в политике у нас есть и властвует демократия, а в экономике есть попытка предостеречь авторитаризм. И я уверен, что на сегодняшний день для этого существуют все возможности.
Чем вам не нравится тот меморандум, который они между собой уже согласовали? Претензия лишь в том, что этот текст уже был до выборов?
Нет. Тот меморандум и его историческая необходимость отпала. Тот меморандум разрабатывался за месяц до выборов с одной целью: довести избирателям, какие политические партии берут на себя обязательства быть вместе. Для того, чтобы убрать ту сокрушительную критику, которой силы, которые вместе были на Майдане, подвергли друг друга. В том числе прежде всего этой критике подверглась наша политическая сила со стороны БЮТ. И это безусловно вызвало разочарование, и голоса пошли в том числе и к Партии Регионов. Чтобы остановить этот процесс, чтобы коалиция набрала как можно больше голосов, было предложено подписать меморандум. В то время целый месяц блок Тимошенко категорически отказывался от его подписания. Меморандум - это есть короткий документ, который составляется и подписывается в условиях цейтнота, дефицита времени. После выборов, месяц после выборов, а мы еще имеем не подведенные и непровозглашенные результаты, и в этих условиях нужно разрабатывать не меморандум, который переводится на украинский язык, как памятная записка, а детальное соглашение.
Претензии в Вашу сторону были относительно вашего вчерашнего документа, в котором нет конкретики
Побойтесь Бога! По протоколу вчера приняты программные основы. И я советую тем, кто бросает в нашу сторону, читать не только протокол, который просто предусматривает факт создания рабочей группы и полномочия представителей вести переговоры в составе помаранчевой команды, а и программные основы. Это большой документ, где позиции, с которыми мы выходим, начиная с европейской интеграции и заканчивая политреформой...
Как вы тогда оцениваете то, что две эти политические силы написали открытое письмо к президенту со своими точками зрения?
Я это приветствую, во-первых, потому, что само обращение к президенту говорит о том, что эти две политические силы считают президента лидером помаранчевой коалиции. Это означает и является поручительством того, что под программой президента состоится объединение, которое является чрезвычайно обнадеживающим. Это означает, что лично президенту предоставляют право решать ключевые позиции, и предоставляют ему верховенство. В том числе и кадровые.
Можете назвать две или три известные фамилии из тех людей, которые на собрании голосовали за сотрудничество с Регионами. 74 человека
Категоричное вранье. Вчера не было голосования за сотрудничество с Регионами.
Я вам по-другому скажу: о коалиции формирования с другими политическими силами. Была такая фраза?
Вчера было предложение прибавить к документу, который был предложен и был взят за основу, следующую фразу: «После формирования коалиции задекларировать, что она открыта для присоединения других политических сил. Т.е. другие политические силы входят в коалицию. И декларируют, что те, кто разделяет принципы, программные основы коалиции, могут к ней присоединиться. И именно этот пункт: все политические силы без исключения, включая ПНП, ПРП, включая коалицию, которая идет по всей вертикали власти, все без исключения, которые разделяют идеалы Майдана. Они были оставлены на голосование. Но именно потому, что это может иметь двойное толкование, окончательный документ при последнем голосовании был принят без этого. Ни одного голосования относительно присоединения Партии Регионов, или другой какой-то партии к расширению формата помаранчевой коалиции, не было.
Давайте сосредоточимся. Вот вы вспомнили ПРП, ПНП, другие силы, которые были в свое время силой народа, давайте сосредоточимся сначала на формате парламентском. Какая политическая сила в случае такой трактовки могла бы присоединиться к коалиции помаранчевой, если кроме вас в парламенте оставались бы Регионы и коммунисты?
Нашего помаранчевого премьер-министра, который будет выдвинут от помаранчевых сил, если будет решение поддержать своим голосованием Партия Регионов, или партия коммунистов, я не вижу ни единого предостережения против этого. Так как я напоминаю вам – в феврале месяце 2005 года премьер-министр Юлия Тимошенко была избранная премьер-министром именно голосами Партии Регионов, Социалистической партии и другими силами. Это ни в коем случае не помешало тогда декларировать, что это есть правительство президента Виктора Ющенко.
Янукович говорил, в частности сегодня, что если коалиция будет не с ними, то в государстве будет катастрофа. Ваша оценка этих слов?
Я бы хотел, чтобы вы посмотрели, какие заявления делают представители разных политических сил. Янукович говорит, что претендует на должность премьер-министра, вице-премьер-министра и министра Топливно-энергетического комплекса. Если этого не состоится, мы никуда не пойдем, и будет катастрофа. Юлия Владимировна говорит, что наша политическая сила претендует и утверждает, что мы будем иметь премьер-министра Юлию Тимошенко со всеми витекающими последствиями. Партия «Наша Украина» говорит, что она имеет своих кандидатов на должность премьер-министра. Кандидатуру премьер-министра должен определять президент как почетный глава нашей партии, партии, которая позиционирует себя, как партия, которая поддерживает президента таким образом. Мне неизвестно, что Социалистическая или Коммунистическая партия отказались от своих амбиций. Это традиционная ситуация. Я бы хотел успокоить уважаемых зрителей. Риторика политических деятелей, которой они выхваляются перед началом переговоров для того, чтобы задекларировать жесткость своих позиций. Я думаю, что никакого отношения к поискам компромисса эти жесткие заявления не имеют. И, в конце концов, компромисс будет найден. Я хотел бы успокоить тех, кто делает такие громкие заявления. И относительно господина Януковича, и в отношении других, как правило, те, кто заявляют это первыми, не становятся премьер-министрами. Поэтому Виктор Федорович тоже может успокоиться.
Вы согласны с тем, что сила, которая набрала большинство в формате коалиции, имеет право предлагать фамилию премьера?
Это была норма одного из вариантов проекта Конституции. Он был предложен предыдущему составу парламента, и не набрал достаточного количества голосов. Если эта норма была записана Конституцией, как право предлагать премьер-министра, это была бы норма действующего законодательства. К сожалению, или к счастью эта норма была изъята, этой нормой не воспользовался в 2002 году блок Виктора Ющенко «Наша Украина». Я тогда возглавлял избирательную кампанию, и мы были первыми, мы победили. И никто тогда не говорил о нашем безусловном праве предлагать кандидатуру премьер-министра. Признайте, что мы были в жесткой оппозиции в течение двух лет. И сегодня закрепления этого положения нет. Нет сегодня ни одной политической силы, которая сегодня могла бы утверждать, или декларировать о том, что мы имеем 226 голосов, и мы имеем право предлагать премьер-министра новой ВР. Нет ни у одной политической силы достаточного количества голосов, и потому каждая политическая сила, которая стремится к тому, чтобы быть представленной в правительстве, будет и должны договариваться.
Компромиссная фамилия премьера
Не возможно. Ее сейчас не существует.
Но такое возможно, что эта фамилия будет устраивать и БЮТ и «Нашу Украину», но это не будет яркой персоной?
Единственная возможность, чтобы эта фамилия устраивала большинство избирателей, которые голосовали за эти три политических силы, и устраивали эти три политические партии. Другие варианты, ни один ультиматум, ни жесткая позиция, когда кто-то кого-то будет ставить на колени, не будет. Если вы упоминаете фамилию чтимой Юлии Владимировны Тимошенко, где мы действительно приняли вчера решение, что мы только с ней и блоком Социалистической партии в коалиции, то те, кто желали сегодня видеть Юлию Тимошенко на посту премьера, проголосовали за ее блок, и это больше четверти нашего населения. И у нас уже есть пример, когда политическая сила, которая имеет уровень лишь шесть процентов поддержки населения на выборах 2002 года, это был блок Юлии Тимошенко, она заняла пост премьера. И никто тогда не говорил о легитимном уровне представительства. Так что это и есть компромисс, компромисс, который выдвинул тогда президент. Думаю, что по этому пути нужно идти и сейчас.
Где вы себя видите?
Я себя вижу в украинской политике
Конкретнее
Ни разу Петр Порошенко, в том числе, когда ему было предложено работать секретарем Совета безопасности, никогда не ставил вопроса, что я иду в политику ради собственного вопроса. Я прошу не заниматься трудоустройством политиков. В том числе и Петра Порошенко. Давайте говорить о программных основах. Я был эффективным депутатом, эффективным главой комитета, эффективным секретарем государственной безопасности. Поверьте мне, я буду эффективным правительственным деятелем.
Не называйте должности, лишь область, где были бы полезным для коалиции
Вы абсолютно правильно делаете для зрителей канала НТН. Так как все хотят знать, кто, на какой должности будет. На самом деле, это ошибочный шаг создания коалиции, так как кадры являются последним шагом.
Березовский подал в суд на Третьякова и Жванию. Ваша реакция?
Это право демократического поведения в демократической стране. Я не комментирую личность Березовского, я не комментирую дела, где он объявлен в розыск за насильнический захват власти, за терроризм. Я не хочу дискредитировать ни субъекта, ни объекта представления. Подал в суд, давайте дождемся судебного разбирательства и решения суда. Я не вижу ни одного скандала. Борис Березовский не заявил ничего нового кроме того, что два года подряд это был элемент сценария попытки импичмента президента. Это все глупо пахнет, и он провалится.
НТН
agrinews.com.ua