Иван Бокий о переговорах относительно формирования коалиции и роль в ней социалистов, а также об особенностях своего назначения Главой подготовительной группы по подготовке первого заседания ВРУ
- Почему так тяжело происходило назначение Вас главой рабочей группы по подготовке первой сессии Верховной Рады V созыва?
- Это является показательным отражением состояния формирования коалиции. Договоренность о моем избрании на эту не такую уже и значительную должность была достигнута 24 мая на заседании "тройки" лидеров коалиции. На заседание подготовительной группы, где должно было состояться мое избрание, я прилетел из Афин, однако этого избрания так и не произошло, так как вдруг у "Нашей Украины" появились какие-то претензии к интервью Юлии Тимошенко. Что это за интервью, я не знаю. Не известно также, какое я имею к этому отношению.
Однако я не очень переживал по той причине, что бороться за эту должность смешно - кроме хлопоты она ничего не дает, а политическое значение ее довольно скромное: я руковожу лишь аппаратом, а все другое подчиняется согласительной раде из руководителей фракций.
- Кто еще претендовал на эту роль?
Со стороны Регионов и "Нашей Украины" была предложена кандидатура Адама Мартынюка - он был руководителем аналогичной подготовительной группы в прошлом созыве. Адам Иванович опытный регламентник и, собственно, он есть одним из авторов нынешнего регламента Верховной Рады. Хотя мы и принадлежим к "враждующим" политическим силам, я признателен ему, как коллеге, за его поддержку и помощь.
- Сейчас много говорится о "помаранчевой коалиции". Насколько такая коалиция будет действенной, если ее участники не могут поделить без конфликта места в сессионном зале?
- Есть идеология, есть политика, а есть обычный утилитаризм. Поэтому я не старался бы акцентировать внимание на таких переходных вещах, когда кто-то закипает, бросает заседание, так как его не там посадили. Все это уже улажено. Это был абсолютно мелкий конфликт, который не заслуживает даже внимания.
Единственное, что я хотел бы заметить, то это то, что коалиция есть не "помаранчевой", а " помаранчево-рубиновой", так как мы, социалисты, никогда себя "помаранчевыми" не считали.
- Понятно, что СПУ претендует на должность спикера. Какие еще должности интересуют социалистов?
- Не буду я об этом говорить. А относительно должности спикера скажу: без Александра Мороза во главе парламента коалицию на пять лет не сохранить. Мороз есть именно той цементирующей фигурой, которая сможет создать коалицию. Без него коалиция непременно распадется. Конечно, она может распасться и в случае, если Мороз станет спикером, но это уже будет зависеть исключительно от "Нашей Украины", если ее бизнесовая часть начнет больше брататься с "регионалами".
Мы с самого начала говорили, что не нужно игнорировать Партию регионов, хотя и понятно, что это не партия, а бизнесовый проект. Но её поддержала значительная часть населения Украины. Очевидно, что надо использовать с умом их специалистов на определенных участках государственного строительства.
Вместе из тем мы против коалиции с Партией регионов, поскольку стиль и методы деятельности ее деятелей еще в годы кучмовского тоталитаризма много навредили Украине. И тот погром других политических сил на Донбассе свидетельствует о том, что доверять этим людям нельзя.
- Кстати, о спикере. По информации издания "Украина молодая", на должность спикера претендует Петр Порошенко. Как Вы оцениваете его шансы возглавить парламент?
- Он может договориться с "регионалами" и шансы на его избрание есть. Но Петр Порошенко не является консолидирующей фигурой. Во главе парламента не должно быть конфликтной фигуры.
Во время работы подготовительной группы, а это лицо парламента, я не заметил у Петра Алексеевича конфликтности. Он есть скорее подстрекателем определенных расположений духа и довольно умело находит контакты с бизнесовой, т.е. господствующей частью Партии регионов.
Если в парламенте состоится консолидация бизнесовых интересов, то для Украины это будет скверно, так как интересы бизнеса и остального населения - разные вещи.
Украина избрала фактически либеральный парламент, и Петр Порошенко для такого парламента, казалось бы, был идеальной фигурой. Но вместе с тем среди населения Украины преобладают левые расположения духа. Говорить о том, что Петр Порошенко будет работать на эту массу, не приходится. Итак, в отличие от Александра Мороза, он не является консолидирующей фигурой ни для общества, ни для парламента.
И вдобавок Порошенко принадлежит к той части украинских политиков, которую Европа не воспринимает. И в конце концов, несмотря на то, что Порошенко является дважды кумом президента, Мороз есть для Виктора Ющенко более надежной опорой, так как Александр Александрович не имеет президентских амбиций.
Я не возражаю наличия у Петра Порошенко организаторских или ораторских способностей, но на сегодня нужна фигура другого плана.
- Какие еще кандидатуры, кроме Александра Мороза и Петра Порошенко, рассматриваются участниками переговорного процесса на эту должность?
- Других кандидатур не было. Каждая политическая сила имеет право выдвигать свою кандидатуру. СПУ и БЮТ выдвигают Александра Мороза - Юлия Тимошенко заявила, что будет требовать должности спикера для Мороза, даже если она не станет премьером.
Реальное политическое расписание такое, что без консолидирующей фигуры в треугольнике "президент - премьер - спикер" обойтись не удастся.
Вообще мы - особая страна. Это соревнование вокруг трех должностей носит не совсем европейский характер. Например, в большинстве стран Европы вторым человеком в правительстве есть министр иностранных дел. Если бы в Украине прижились европейские традиции, то у нас на должности министров обороны или иностранных дел шли бы политики не второго или третьего разряда, а фигура спикера как организатора законодательного процесса не была бы настолько важной.
Даже в Советском Союзе министр обороны Устинов, министр иностранных дел Громыко или глава КГБ Андропов - это были фигуры одного уровня с Генеральным секретарем.
Сейчас мы живем, будто в советской провинции, когда министр иностранных дел - фигура третьего разряда.
- Допускаете ли Вы вариант срыва переговорного процесса и назначение досрочных выборов? Скажем, такой вариант при определенных условиях мог бы заинтересовать БЮТ и Партию регионов?
- Это было бы верхом безответственности тех политических сил, которые стоят за тем, а также президента. Так, конституционное право президента распустить Верховную Раду после тридцати дней есть. Но я думаю, что до этого не дойдет, да и президент в этом не заинтересован. Ющенко прекрасно понимает, что сегодня "Наша Украина" стремительно теряет голоса, поэтому досрочные выборы были бы верхом безумия. С БЮТ президенту придется договариваться.
- На выборах - 2006 СПУ объявила своей целью получения 15-18% голосов. Почему полученный результат значительно меньший?
- Как говорил Федор Иванович Шаляпин: "Он ает ноты, а надо ать музыку". Наша партия на этих выборах ала ноты, а музыку от нее так и не услышали.
Основной наш меседж "Построим Европу в Украине" так и не был услышан. Наш народ еще не совсем понимает, что такое Европа. Мы говорили о Европе политической, Европе социальной, а люди это, например, ассоциировали с НАТО. Вышло так, что этот меседж, по сути правильный, сработал против нас.
В Украине, к сожалению, уровень политической грамотности довольно низкий. Я провел много предвыборных встреч и довольно много слышал вопросов: "А почему Вы не объединитесь с коммунистами?" Приходится объяснять, что слова "социализм" и "коммунизм" не тождественные. Моделей социализма есть много. Одной из наиболее эффективных есть шведская модель. Однако у нас многие люди, в частности на Галиции, боятся возвращения именно советского социализма, хотя, собственно, он и не был социализмом.
Ошибочным было и "зацикливание" на социальных коммуникациях. Такие коммуникации должны быть не перед выборами, а постоянно. И этим должна заниматься каждая политическая партия. У нас это было своеобразной " идеей-фикс".
И вдобавок наши оппоненты оказались сильными популистами, в то время как мы популизма избегали.
- Сейчас говорится о необходимости вынесения кадрового вопроса за рамки коалиционного соглашения. Не считаете ли Вы такой вариант очковтирательством избирателя, профанацией коалиции, ведь коалиция будет иметь смысл лишь тогда, когда она направлена на поддержку определенной правительственной команды?
- Мы имеем дело с политическими силами разного направления. Социалисты идут в либеральное правительство для того, чтобы как можно больше социализировать его политику. Не относится вопрос по кадрам по той причине, что без определения определенных фигур легче договориться об основах правительственной политики. Потом, под определенные программные цели уже надо ставить определенных людей. Я думаю, что каждая политическая сила, которая отстаивает определенные направления правительственной программы, имеет ввиду и определенных людей, которые будут обеспечивать их реализацию.
Мы никогда не скрывали, но и афишировать эти фамилии, пока переговоры не завершились, не хотим.
- Много политических экспертов считают газету "Сельские вести" таким себе украинским феноменом, одним из основных механизмов, благодаря которому поддерживается рейтинг Соцпартии в Центральных регионах Украины. Как Вам это удается?
- Я уже восемь лет имею к "Сельским вестям" отношение только как автор. А относительно феномена, то он имеет объяснение. "Сельские вести" - это единственная в Украине газета, которая сориентирована исключительно на определенную читательскую аудиторию. И вдобавок газета стоит не над читателем, не впереди читателя, а рядом с читателем.
Тематика газеты рассчитана именно на сельскую аудиторию, и умелое вкрапление в нее политики, причем доступными средствами, разрешает достичь положительного результата - взаимодействия с читателем. Кстати, читают газету не только приверженцы, но и враги. Так, скажем, на меня очень часто нападают в газете "Коммунист", где называют меня предателем приверженцем Сталина. (А я в свое время достаточно писал о таком явлении, как сталинизм.)
Что хорошего есть в "Сельских вестях"? В издании есть культ творческих имен: когда приходит хороший журналист, то он получает свою рубрику или тему.
- Если коалицию будет создано в формате "Наша Украина" - Партия регионов, какую позицию займут социалисты?
Только оппозиция. Где Партия регионов пасется, там она вытаптывает все. Поэтому иметь дело с этой партией как с бизнесовым проектом не следует. При этом можно иметь дело с отдельными людьми. Так, я не раз называл имена таких людей, как Янковский, Ландык, в конце концов, тот же Тарас Чорновил. Даже Андрей Клюев, который является крепким управленцем. Можно вспомнить и Скударя, и Рыбака, которые являются высококлассными организаторами производства...
Однако, подчеркну, сотрудничество с партией в целом невозможно.
Интернет-репортёр
agrinews.com.ua