Министр аграрной политики в кабинете Виктора Януковича, нынешний народный депутат Украины, фракции Партии регионов Виктор Слаута прогнозирует, что сегодняшняя политика правительства в аграрном секторе приведет к тому, что украинцы будут жевать польское печенье и макароны, как это было в 1990 году, сообщает пресс-служба Партии регионов.
- В 2005 году украинскому селу из госбюджета было выделено более 6 млрд грн. Ошеломляющих результатов что-то не видно. Животных пускают под нож из-за убыточного их содержания. Куда же ушли все деньги?
- Экс-спикер Верховной Рады Украины Владимир Литвин и Президент Виктор Ющенко в один голос говорили, что у нас 2005-2006 гг. — это Годы села. Раз Год села — принято постановление Верховной Рады, которое предопределило, что каждый год от доходной части бюджета выделять 10% на поддержку аграрного сектора и 1% от ВВП. В соответствии с постановлением, размер поддержки селу в 2006 году должен составить примерно 12 млрд грн от доходной части бюджета и 3 млрд грн от ВВП. То есть 15 млрд грн должно быть выделено селу в этом году. На самом деле в 2005 году выделили 5-6 млрд грн., в 2006 г. — около 8 млрд. Но тут сразу заложена неправда. На конкретную поддержку аграрного производителя, то ли в животноводстве, то ли в растениеводстве, выпало всего 1 млрд 800 тыс. грн. Остальное, почти 2 млрд грн, ушло в Пенсионный фонд. То есть то, что идет пенсионерам, просто вошло в эту цифру, а раньше не входило.
Второе. Если отбросить 22 вуза, около 100 техникумов и все ПТУ аграрного сектора, то нужно вычесть из общей суммы еще 2,5 млрд грн, которые ушли на их содержание. Потом еще ветеринарная медицина и т.д. На конкретную же поддержку производителю остается всего 1,5-2 млрд.
В 2004 году Кабмин Виктора Януковича, где я был министром, поднял эту цифру до 3,7 млрд грн. Это на конкретную поддержку. Мы эту программу расписали до мелочей: кто занимается пчелами, кроликами или даже страусами. Мы расписали по каждому производителю квитанцию с серьезным контролем, чтобы деньги не ушли налево.
В 2005 году никаких механизмов уже не было. Эти деньги выделяются несвоевременно. Они до сих пор не могут выдать деньги на посев озимых, а озимые уже косят на юге страны.
Для того чтобы аграрный сектор был контоспособным, производителя нужно поддержать. Тем более что мы вступаем в ВТО. Это не попрошайничество. Мы еще в правительстве Януковича просчитали эту цифру. Нужны 30-35 млрд грн в год с учетом «зеленой шкатулки» ¬— дороги, газификация, социальная сфера. Все равно это будут делать, потому что Украина не может наплевательски относиться к 33 млн га земли.
Причем деньги нужно выделять не иждивенцам, а людям с хорошей историей. Если вы работали 30 лет на уай, если Госререзв просил, а вы продавали ему зерно — люди вот с такой историей должны в первую очередь получать помощь от государства.
Третий момент. Когда Леонид Кучма в ноябре 2004 года захотел на прощание собрать сельхозработников во Дворце «Украина», я его просил этого не делать, так как было не до того — шли выборы. «Я хочу проститься», — заявил он. Ну, мы собрали 5 тысяч человек, и Кучма не верил, что Министерство аграрной политики заняло первое место среди всех министерств по наполнению госбюджета. То есть мы взяли где-то 4,5 млрд грн на поддержку села, а 7,1 млрд аграрный сектор отдал государству. И Кучма не верил, что покойного Кирпу, царствие ему небесное, обошли селяне. Кучме даже приносили квитанцию из налоговой с подтверждением того, что действительно аграрии вернули 7,1 млрд грн. Мне тогда еще от налоговой медаль привезли, как министру. Я даже и не знал, что есть какие-то состязания между министерствами.
Аграрный сектор — это курица, которая способна нести золотые яйца. Мы, в конце концов, с бывшей оппозицией, а именно с г-н Терехиным написали закон об основной государственной поддержке сельхозпроизводителя. В законе были заложены интервенционные вещи, максимальная и минимальная цена. Но та власть, которая пришла, выкинула этот закон под стол и не пользуется им. Это привело к тому, что министр Баранивский носит поросят, сахаром порог посыпает в Кабмине Юлии Тимошенко. Что ж это такое? Он правительства, и он же бастует перед своим правительством, потому что нехлюйское отношение к аграрному сектору. Его просто бросили.
- Бывали случаи, когда государство дотировало аграриев, которые в заявке на дотацию преднамеренно завышали размеры засеянных земель, чтобы получить более высокую финансовую помощь. Каким образом можно проконтролировать дотирование аграрного сектора, чтобы деньги шли напрямую тем, кто в них нуждается?
- Есть государственная статистика, и только по статистическим данным я и мой главный бухгалтер подписываем, сколько гектаров посеял. Если человек где-то попадается, то это уголовно наказуемая вещь. Это большой риск.
Мы же не все стимулируем. Подсолнечник не нужно стимулировать, потому что он и без помощи государства рентабельный. Что державе надо? Хлеб. Ну, не завозить же из Казахстана пшеницу! Вот я и должен озимую пшеницу стимулировать. А озимой пшеницы не посеешь больше, чем надо. Если ее должно быть в структуре 24%, а я увижу 35%, то сразу туда комиссию направлю, потому что это брехня.
- Аграрии, для минимизации налогооблождения, занижают объемы выработанной продукции. То есть примерно ина рынка зерна находится в тени. Как этому противостоять?
- Те сельхозпредприятия, которые когда-то были коллективными, работают более-менее прозрачно. А с фермерскими хозяйствами и с так называемыми подворьями есть проблемы.
Вот, например, фиксированный сельхозналог нужно изменять. Должен быть один единственный налог после оценки структуры сельхозпроизводителей. То есть оценить их ситуацию по шкале: то ли это полесская зона, то ли это винницкие черноземы. Нужно сделать гибкую щадящую шкалу по налогам.
Мы сейчас идем к тому, что было в 1990 году, когда все распалось и мы ели польское печенье и макароны. Это катастрофическая ситуация.
ELCOMART Политический процесс
agrinews.com.ua