Виктор Пинчук - в прошлом олигарх, и не смотря на постреволюционую «реприватизацию» - все еще один из богатейших людей Украины.
После этого несколько приутихли слухи о том, что Пинчук - сторонник брака по расчету.
В 2004 году Виктора Пинчука не рискнула взять в избирательный список ни одна из партий. Именно поэтому он уже не олигарх, а просто крупный бизнесмен и меценат, и как сам признается, ик.
Примечательно, что Пинчук не часто дает интервью. Обычно это случается, когда ему уже некуда деваться от обстуших его репортеров.
- Господин Немцов назвал Вас самым главным борцом с Тимошенко. Как Вы можете это прокомментировать?
- Я думаю, что частично это шутка. Но вы же знаете, что в каждой шутке есть доля шутки. Я не знаю о чем он говорит - я не боролся с госпожой Тимошенко.
- А как у вас сейчас отношения с Тимошенко?
- Никаких отношений.
- У нее есть, на ваш взгляд, еще хоть какие-то перспективы стать премьером?
- Думаю, что есть.
- Как у каждого политика или немного больше?
- Больше, я думаю. Она - один из наиболее сильных и эффективных украинских политиков. Может даже политик-популист, который привлекает внимание избирателей - в этом смысле. В тот период, когда она была премьером... Я не хочу давать субъективную оценку, но, если судить по цифрам, то они говорили о том, что экономика не развивалась.
- Ваша точка зрения на нынешнюю ситуацию с коалицией, как она может разрешиться?
- Еще раз повторю, что любая одноцветная коалиция будет не очень стабильной и неэффективной. Ни синяя, ни оранжевая. Нам нужна широкая коалиция - как минимум к той, что есть, нужно добавить «Нашу Украину». Без этого в долгосрочной перспективе о стабильности в стране говорить невозможно.
- Как, по-Вашему, «Наша Украина» может инкорпорироваться в коалицию?
- Садиться и договариваться. Говорить не о портфелях, а о стратегии, о видении, не о том, что разъединяет, а о том, что объединяет. Какая-то политическая сила может сказать - вот с теми и теми мы за стол не сядем. А если говорить не об амбициях, а о европейской стране, то надо искать точки соприкосновения. Например, между регионами и «Нашей Украиной» по большинству стратегических вопросов нет принципиальной разницы.
- А НАТО?
- А они же очень правильное решение нашли - давайте предоставим украинскому народу решать этот вопрос. Я считаю, это компромиссное и правильное решение
- Вам кажется, что последние полгода были потерей времени для Украины?
- В историческом разрезе нет не потеря, а полезный опыт - мы узнали, что не нужно делать и как не следует поступать. А в экономическом и политическом плане - это большая потеря! Посмотрите - прошла эта оранжевая революция, от нас столько ждал весь мир! Были уникальные ожидания со всей планеты! В очереди ждали, как бы в эту страну примчаться, и чтобы здесь проинвестировать! Тогда многое могли простить, дать огромные гарантии, бонусы - но мы же ничего не сделали!
- Виктор Михайлович, как Вы, как бизнесмен, можете прокомментировать тот факт, что на фоне политического бардака в стране наблюдается экономический рост?
- Вы видели, к чему приводило вмешательство в дела бизнеса, которое у нас периодически наблюдалось... А когда бизнес не трогают, он развивается по объективным законам. Конечно, лучше было бы, если бы была стратегия государства, которая еще и ускорила это развитие - вмешивалось там, где нужно, защищала интересы производителей на других рынках, создавала правильные законы, стимулирующие инвестиции и развитие экономики. Но если политический кризис будет продолжаться, то ни к чему хорошему это не приведет.
- А за последние полтора года Вы прибыль получили?
- Прибыль получил. Мы не только получили - мы заплатили самые большие налоги в стране, за что нам вручили грамоты лучшего налогоплательщика.
- А почему раньше не платили тогда?
- Никакой нормальный человек в любом обществе, особенно в отсутствии внятных законов, не будет платить больше, чем того требуют обстоятельства. Но постепенно начинаешь понимать - тебе выгодно платить больше, потому что выгодно быть прозрачным - будешь прозрачным, значит ты сможешь выйти на международные рынки, твоя капитализация будет выше и ты будешь дое стоить.
- Считаете ли вы, что в Украине стало лучше после оранжевой революции?
- Оранжевая революция - уникальное явление, и я вижу в этом много хорошего. Но оранжевая революция и президентские выборы для меня это не одно и то же. Потому что оранжевая революция - это такое абсолютно уникальное общественное проявление, которым можно гордиться. Другое дело, что многие политики не оправдали ожиданий этих людей. Мы же говорим о том, как люди себя повели - они боролись за свое будущее. И это войдет в историю страны и мира как что-то уникальное.
- А вот эта ваша фраза, что политики не оправдали доверие людей, а лично вы были в чем-то разочарованы?
- Да. Я тоже на то-то надеялся, слышал слова про верховенство права, верховенство закона.
- И этого не было?
- Я считаю, этого нет.
- Как бы Вы охарактеризовали сейчас свой статус?
- Я бизнесмен. Не олигарх - я сейчас не имею отношения к политике и власти. Я - крупный украинский бизнесмен, который хочет принимать активное участие в общественной жизни страны.
- Ваша фамилия в списке самых богатых людей мира по рейтингу Форбса, как Вы думаете, это - на позитив имиджу Украины?
- Я считаю, что позитивно, что в стране есть легальные бизнесмены, такие как мы - и мы развиваемся. Я понимаю, что как и во всем мире, не все должны любить богатых людей. И это естественно. Но политики не должны развивать эту ненависть в обществе. Полезнее было бы говорить, что бизнес необходим для развития экономики. Страна скорее должна была бы гордиться, чем относиться к этому критично.
Интернет-издание «Украинская правда»
agrinews.com.ua