Наиболее неожиданным кадровым решением Виктора Януковича стало назначение на пост министра топлива и энергетики бывшего главы НАК "Нафтогаз Украины" Юрия Бойко.
- Кто пригласил вас занять пост в новом Кабинете министров?
- Приглашение возглавить Минтопэнерго я получил от премьер-министра Украины Виктора Януковича.
- Почему назначили именно вас? Можно ли считать это компромиссом между "Нашей Украиной" и Партией регионов?
- Почему моя кандидатура? Возможно, Виктор Федорович (Янукович) остался доволен моей работой в предыдущем составе его Кабинета. Насчет компромисса - я не думаю. Наверное, причиной послужил мой опыт работы и результаты.
- Какими критериями вы будет руководствоваться при выборе руководителей госмонополий? Будет ли чистка по политическому признаку?
- Нынешнее правительство - коалиционное. Политическая чистка невозможна в таком правительстве в принципе, да и в нашей стране в целом. Естественно, я буду оценивать результаты работы и на основании этого подавать представление правительству на замену руководителя того или иного направления. Но окончательное решение в любом случае будет принимать Кабмин.
- Как вы относитесь к принятой прошлым составом Кабинета министров "Энергетической стратегии Украины"?
- В ней мало конкретики. Но стратегия развития отрасли в целом верная.
- Как бы вы оценили работу украинского ТЭК по итогам семи месяцев этого года?
- Я третий день работаю министром и еще не готов оценивать результаты отрасли в целом. Что касается нефтегазовой отрасли, которая мне близка, то проблемные моменты здесь ясны - это необходимость обеспечения баланса газа до конца года и на 2007 год.
- Почему, по вашему мнению, произошло столь резкое ухудшение финансовых показателей НАК "Нафтогаз Украины" после того, как вы ушли из компании? Что вы собираетесь делать, чтобы исправить ситуацию?
- Я уже запросил соответствующие документы из НАК. Чтобы дать исчерпывающий ответ, нужно увидеть все документы. Но общая причина того, что "Нафтогаз" так "просел" в финансовом плане,- это, безусловно, неадекватная политика по отношению к нему правительства (Юлии) Тимошенко. Из производственной и торговой компании, которой, по сути, является "Нафтогаз", нельзя вымывать 20 процентов оборотных средств! Нельзя решением правительства запрещать ей заниматься тем, что приносит наибольший доход,- я говорю о запрете на экспорт газа. А когда решением правительства в балансе компании образовывается дыра в 5 миллиардов гривен, то, какой бы профессиональной ни была кредитная политика такой компании, ее очень трудно удержать на плаву.
- Как вы относитесь к работе RosUkrEnergo? Считаете ли необходимым продолжение сотрудничества с этой компанией?
- RosUkrEnergo сегодня обеспечивает достаточно низкую цену газа для Украины. Чтобы оценивать необходимость ее сохранения или устранения, нужно проработать альтернативные варианты получения газа. Для этого необходимо провести переговоры с его производителями и поставщиками. Поэтому я не думаю, что такое решение можно подготовить раньше ноября-декабря. Что касается критики в адрес компании, то я считаю ее субъективной, потому что она основана не на доводах и аргументации, а на инсинуациях. Часть вины за это лежит на самой RosUkrEnergo, в действиях которой было мало прозрачности. Но это не дает право обвинять кого-либо в связях с дьяволом.
- Как вы намерены добиваться низкой цены на туркменский газ, поставляемый на Украину?
- Этот вопрос пока рано обсуждать.
- Считаете ли вы, что цены на нефтепродукты должны формироваться рыночными методами или же следует ожидать использования административных мер воздействия на нефтетрейдеров?
- В нашей стране существует рыночная экономика, но контроль государства тоже необходим. Он не позволяет частным компаниям необоснованно поднимать цены, как это уже не раз происходило. Лучше проводить госполитику на рынке нефтепродуктов путем товарных интервенций. Это можно делать через Госрезерв, хотя я считаю более правильным просто задействовать те активы, которые уже есть у государства.
- Тогда как вы относитесь к идее создания единой нефтяной компании и объединения под ее началом всех государственных нефтяных активов?
- Мы столько раз начинали строить ВИНК (вертикально интегрированную нефтяную компанию), что, наверное, уже мало кто верит, что государству когда-либо это удастся. Последний раз, когда нефтяные активы под контролем "Нафтогаза" пытался объединить я, было серьезнейшее сопротивление бизнес-групп, фактически контролировавших эти предприятия. Тем не менее я считаю, что если государство сохранило за собой нефтяные активы, то они должны работать на государство и быть его рычагом влияния на нефтяном рынке. Даже Великобритания имеет долю акций компании British Petroleum, я уже не говорю об арабских странах. А если эти госактивы не работают, и их используют в своих интересах бизнес-группы, то их нужно продать за реальную цену, а деньги направить в бюджет.
- Насколько сложно вам будет разобраться с этим направлением с учетом того, что раньше вы занимались в основном газом?
- По образованию я химик-технолог, но пришлось поработать и в нефтяной, и в газовой промышленности. Разберусь и в энергетике. Принципы работы отрасли во многом общие.
- Считаете ли вы атомную промышленность ключевой отраслью энергетики? Необходимо ли дальнейшее наращивание потенциала этой отрасли?
- В условиях Украины, как и большинства энергодефицитных государств мира, атомная энергетика - это один из эффективных путей развития. Особенно для государств, где экономика быстро растет. А наше правительство ставит перед собой задачу быстрого роста. Мировая практика говорит о том же - курс на развитие АЭС приняли и США, и Россия, и Китай. Я тоже его сторонник.
- Ваш вчерашний визит в Москву вызвал много кривотолков. Почему вы ездили в Москву, и с кем вы там встречались?
- Это была обычная рабочая поездка, можно сказать, ознакомительная. Я встречался с Виктором Христенко (министр промышленности и энергетики России) и Алексеем Миллером (глава РАО "Газпром"), мы обсудили положение дел в газовой отрасли в энергетике в целом. Интриги никакой нет.
Газета "Коммерсантъ" (Украина)
agrinews.com.ua