Интересно, до какой цены украинский водитель сможет позволить себе роскошь прокатиться на родном средстве передвижения?
Еще месяц назад 95-ый можно было купить по цене 4 грн. Сегодня эта цена покажется нам сказкой. Самое интересное, что мировые тенденции роста цен на нефть не имеют никакого отношения к росту цен на бензин в Украине. С мая баррель нефти подоал всего на 7%, а бензин в Украине подоал на 23%. Почему?
Похоже, все просто и понятно: кое-кто решил воспользоваться моментом и на пике летнего спроса на нефтепродукты и фактического бездействия старого правительства сорвать куш в виде дополнительной прибыли. Хотя объективные причины для подоания есть – на лето приходится пик потребления, идет уборка уая, в разгаре сезон отпусков. Но, чтобы цены не шли «гулливеровскими» шагами, в Украине создан специальный государственный орган, который должен регулировать ценовую политику – Антимонопольный комитет Украины (АМКУ). Но, как мы видим, результаты деятельности АМКУ на этом направлении неутешительны. АМКУ и в прошлом году проводил расследование по бензиновому вопросу, но, как оказалось, сговор не выявлен. Видимо, бензин доает «сам».
А возможно, причины лежат еще глубже.
Вернемся в май 2005, время премьерствования Юлии Тимошенко. Как отмечает нынешний министр топлива и энергетики Юрий Бойко, именно тогда правительство Юлии Тимошенко предприняло меры, который стали причиной сегодняшней бензиновой реальности в Украине.
"Сегодня, к сожалению, сложилась ситуация, когда Украина, имея 52 млн. перерабатывающих мощностей, на 30% снабжается импортными нефтепродуктами. К нам закачивается не нефть, которая здесь перерабатывается, а готовые нефтепродукты, производящиеся у наших соседей. Естественно, именно там платятся все налоги, задействуются рабочие места и т.д.
Это явилось следствием непродуманного шага в мае прошлого года, когда при повышении цен на нефтепродукты вместо каждодневной кропотливой работы с участниками рынка, было принято, казалось бы, простое решение – убрать импортную пошлину на ввозимые нефтепродукты. С учетом того, что цена на нефть в России и Белоруссии на 30% (на сумму импортной пошлины) дешевле, чем у нас, наш производитель изначально оказался в неравных условиях.
На сегодняшний день 16% бензина и 13% дизельного топлива ввозится из-за рубежа. В итоге, загрузка наших нефтеперерабатывающих заводов резко упала. Были остановлены Херсонский и Одесский заводы. Формальная причина – проведение реконструкции, де-факто – они остановлены из-за того, что не выдержали конции с российскими производителями.
Причем все ссылки на то, что, дескать, надо вкладывать в модернизацию – неоправданны. В техническом отношении российские заводы не намного ушли вперед от нас. Единственная причина – это разница в импортной пошлине в $216, при цене в $475, вы понимаете, что $216 практически 40%-ное неравенство в цене на нефть убивает любую концию со стороны наших производителей. С одной стороны, нам нельзя полностью закрывать границы, это приведет к росту цен на нефтепродукты внутри страны, но с другой стороны, мы должны обеспечить увеличение загрузки от сегодняшнего уровня на 20%.
Примерно такие показатели мы закладываем в меморандум, который будет рассматриваться премьер-министром страны с хозяевами ведущих нефтеперерабатывающих компаний", - отмечает Бойко.
Юлия Книжко,
По материалам газеты «Сегодня», пресс-конференции Юрия Бойко
ELCOMART Политический процесс
agrinews.com.ua