• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Обзор рынка минеральных удобрений
    Опубликовано: 2005-03-10 17:17:51
    Российские производители выручили в минувшем году за удобрения даже больше, чем в советские времена. Однако в среднесрочной перспективе их ждут сложности: рост тарифов естественных монополий и внутренних цен на природный газ. Прошлый год оказался для производителей удобрений более чем удачным. То, что отрасль оказалась одним из лидеров национальной экономики по темпам роста, говорит само за себя. Более того, выручка ориентированных на экспорт предприятий выросла в полтора раза и достигла рекордных за все время ее существования показателей (см. таблицу 1). Наконец, в прошлом году многие заводы смогли перекрыть максимальные, еще советские, показатели производства. Фантастические результаты были достигнуты всего-то за полтора года, пару лет назад отрасль стагнировала.

    Новый виток спирали
    Похожие успехи у российской отрасли минеральных удобрений уже однажды были. В начале девяностых наши производители смогли переориентировать поставки с приказавшего долго жить внутреннего рынка на внешний. На мировом рынке они довольно быстро потеснили контов: исключительно низкие внутренние цены на сырье и энергоносители, за счет которых формируется основная часть производственной себестоимости удобрений, не оставляли зарубежным производителям никаких шансов в ценовой борьбе с россиянами.

    Еще один толчок отрасль опять получила после дефолта 1998 года. Обесценившийся рубль обвалил долларовые цены на природный газ и тарифы естественных монополий. На газ приходится основная часть себестоимости производства азотных и большинства смешанных удобрений. Собственная добавленная стоимость в производстве удобрений относительно невелика, так что практически весь постперестроечный период удобренческие компании России и ряда стран СНГ именно это контное преимущество добросовестно конвертировали в не менее дешевые удобрения.

    С развитием национальной экономики и укреплением рубля себестоимость наших удобрений стала увеличиваться. Стоимость природного газа, электроэнергии, величина железнодоных тарифов и заработная плата подрастали ежегодно на 10-25%, в то время как цены на удобрения оставались почти неизменными. Мало того что российские предприятия стали утрачивать свое основное контное преимущество, рост железнодоных тарифов усугублял их главный недостаток - географическую удаленность от потребителей и портов экспорта (см. таблицу 2). Негативный эффект этой долгосрочной тенденции проявился еще пять лет назад: в 2000-2003 годах экспорт азотных и смешанных удобрений практически не рос, да и калийная отрасль наращивала обороты неустойчиво.

    Новый импульс отрасли придала благоприятная конъюнктура мирового рынка, которую наши заводы отыграли на "отлично" благодаря наличию свободных мощностей и ресурсов сырья.

    За последние полтора года мировые цены выросли в полтора-три раза, так что были перекрыты исторические максимумы по многим видам удобрений. Рост мировых цен на сельхозпродукцию привел к увеличению спроса на удобрения, который не мог быть адекватно удовлетворен: по данным Международной ассоциации производителей удобрений, загрузка мощностей в прошлом году была самый высокой за десятилетие. Но россиянам повезло вдвойне, ведь за последние два года резко выросли мировые цены на энергоносители и природный газ - это автоматически повысило контоспособность российских предприятий, которые по-прежнему закупают газ по регулируемым ценам. Если для американских заводов стоимость газа за два года увеличилась на 100 долларов за тысячу кубометров, то для российских - всего на 10 долларов (см. таблицу 3).

    Рано радоваться
    Обусловленный конъюнктурными причинами успех наших производителей минеральных удобрений заставляет задуматься: а что же будет с отраслью через три-пять лет? Несмотря на то что мировое потребление удобрений будет расти на 2-3% в год, перспективы отечественных производителей представляются далеко не радужными. По единодушному мнению экспертов, внутренние тарифы на электроэнергию и железнодоные перевозки продолжат свой быстрый рост, а о природном газе и говорить нечего - уже принята программа увеличения его отпускной стоимости (к 2008 году она возрастет с нынешних 30 до 59 долларов за тысячу кубометров, см. таблицу 3). К тому же с начала этого года РЖД объявила о повышении тарифов на перевозки в направлении отечественных портов на 12,5%, а ведь расходы на внутренний транспорт уже сопоставимы с заводской себестоимостью. Это значит, что наша удобренческая отрасль будет довольно быстро терять свои контные преимущества.

    Есть еще одна важная тенденция, действие которой пока никак на наших предприятиях не отражалось, но в будущем грозит обернуться для них серьезной проблемой. В последние годы крупные зарубежные производители стараются подобраться поближе к конечному потребителю и все активнее занимаются дистрибуцией. Удобренческие конгломераты ведут комплексную работу: развивают собственную дилерскую сеть, активно занимаются продвижением продукции, расширяют выпуск полностью готовых к употреблению продуктов. Это сулит немалые выгоды, ведь под контроль производителя переходит та часть добавленной стоимости удобрений, которая раньше уходила посредникам (а это 40-50% от конечной цены), а главное, появляется возможность монополизировать локальные рынки.

    По словам координатора Международного института калия Алексея Наумова, примером такой максимально ориентированной на потребителя коммерческой политики может служить латиноамериканский регион, в частности один из крупнейших в мире по объемам потребления и импорта рынок Бразилии. Активно в этом направлении действует израильская компания ICL. Открыв собственное дочернее предприятие в Бразилии, она успешно продвигает программу фертигации (технологии внесения удобрений с водой при орошении), в рамках которой продает дорогостоящие удобрения. Компания не скупится на обучение местных агрохимиков, затем их используют для продвижения своей продукции. Старается не отставать от израильтян и другой лидер отрасли - американская компания Cargill, под собственным широко рекламируемым брендом она расширяет продажи удобрений с добавлением микроэлементов; продукт с красочной упаковкой имеет подробную инструкцию для использования в каждой конкретной местности, так что оказывается весьма привлекательным для потребителя.

    Процессы интеграции с дистрибуторскими сетями активно идут и на других рынках. Крупнейшие производители удобрений (уже упоминавшаяся Cargill, норвежская Yara, международная Bunge и др.) развивают собственные сбытовые сети, открывают агрономические центры, занимаются смешением и подготовкой удобрений для конечных потребителей. Ведущие западные компании изо всех сил стараются обогнать друг друга на этом направлении. Говорить, что россияне на зарубежных рынках от них отстают - слишком оптимистично, ведь они в этом забеге даже не стартовали, так что слова "удобрения из России" зарубежным фермерам пока ничего не говорят. Отчасти дело тут в относительно небольших размерах и молодости наших компаний. Но некоторые из них не желают выходить за рамки привычной специализации на поставках простых видов удобрений. Наши производители не стремятся освоить последующее смешение (это делается близ мест потребления для получения комплексного удобрения с оптимальным для данной местности составом) и дистрибуцию. Справедливо полагая, что эти функции надо оставить посредникам на местах, идеально знающим специфику своего рынка, производители порой забывают о том, сколь важен контроль над этими посредниками. Ведь "независимый посредник" может уйти под контроль одного из западных удобренческих конгломератов, которые обычно имеют собственные производства всех трех видов минеральных удобрений, и тогда о свободной торговле на рынке придется забыть.

    Азотные, фосфорные, калийные
    В каждом сегменте отрасли есть еще и свои поводы для беспокойства. Если говорить о производстве азотных и азотсодержащих удобрений, то серьезным контом для наших заводов становятся так называемые новые производители из Венесуэлы, государств Ближнего Востока и Северной Африки и некоторые другие. Они используют то же преимущество, которое в начале 90-х помогло выйти на мировой рынок нашим производителям, - крайне низкую стоимость природного газа и нефти (см. таблицу 3), а сверх того обладают еще одним - находятся в припортовых районах, что избавляет экспортные поставки от расходов на внутренний транспорт. В результате, как отмечает эксперт компании "ХимБизнес" Дмитрий Желтов, если в 90-е годы российские и украинские производители определяли минимальную цену рынка, то сейчас на ценовых минимумах способны работать только страны Персидского залива и Северной Африки. За последние годы экспорт азотсодержащих удобрений и сырья для их производства из этих регионов вырос в разы, не менее внушительны планы по созданию новых мощностей.

    Нельзя не упомянуть и давнюю проблему отечественных экспортеров азотных и смешанных удобрений - протекционизм на зарубежных рынках. Нашим достается везде. Развитые страны не хотят отказываться от заградительных пошлин, введенных для борьбы с демпингом еще в начале девяностых. Как отмечает председатель совета директоров ОАО "Фосагро" Станислав Помыткин, в последнее время ситуация еще больше осложнилась в связи с вступлением в ЕС традиционных покупателей российских удобрений - восточноевропейских стран, на которые автоматически распространились жесткие антидемпинговые пошлины. Но особенно болезненными оказались действия развивающихся стран - для стимулирования собственного производства они стали вводить таможенные барьеры в конце девяностых. Так, Китай по некоторым видам азотных удобрений уже превратился из крупного импортера в экспортера, а к 2008 году, как считает г-н Помыткин, то же произойдет и с фосфорными удобрениями.

    Позиции отечественных производителей калийных удобрений выглядят куда прочнее, ведь они обладают уникальными, если не лучшими по мировым меркам ресурсами сырья (см. таблицу 4). Сравниться по величине и объему ресурсной базы с ними могут лишь канадцы, и именно от них исходит потенциальная угроза - монополизация отрасли. Крупнейшая компания PotashCorp. в последние годы приобретала крупные пакеты акций небольших производителей калия (британских, испанских, израильских, чилийских, иорданских). Теперь вместе с ними она контролирует треть мирового производства и ину продаж калийных удобрений. Российским "Уралкалию" и "Сильвиниту" с их растущими издержками будет не так легко реализовать свои планы по наращиванию мощностей, ведь аналогичные намерения есть почти у всех мировых производителей, а с канадцами, чьи активы теперь оптимально расположены по миру, конкурировать будет непросто (см. "С претензией на лидерство").

    Подстраховка
    Указанные выше неблагоприятные долгосрочные тенденции давно известны российским производителям. Отчасти именно они определяют структурные изменения в отрасли последних лет и будут определять ее развитие в будущем.

    Основным направлением развития отечественного удобренческого бизнеса стало создание собственных логистических подразделений. Шаг вполне понятный, ведь для экспортных поставок, которые обеспечивают более 90% выручки наших предприятий, транспорт - это не просто услуга, а 50-65% конечной себестоимости удобрений, контроль над которой важен для удержания в узде растущих издержек.

    К настоящему времени большинство крупных производителей удобрений уже обзавелись собственным вагонным парком и портовыми терминалами, так что сейчас они целиком контролируют доставку до погрузки в трюм. В дальнейшем производители, возможно, последуют примеру "Еврохима" (см. "Время против нас") и перейдут ко второму этапу развития транспортного бизнеса - установлению контроля над морскими перевозками и созданию собственной инфраструктуры в порту страны-импортера.

    Еще одно перспективное направление - приобретение или строительство инфраструктуры для хранения продукции. Как отмечает директор по продажам МХК "Еврохим" Валерий Рогальский, практически все зарубежные оки, работающие на отличающемся волатильностью цен рынке азотных удобрений, имеют обширную сеть складов. У наших предприятий склады, как правило, отсутствуют, товар грузится на судно только с колес, что повышает риски остановки производства (в случае сильного падения цен или отказа покупателей от сделки), приводит к штрафам за простой вагонов, лишает предприятий возможности эффективно использовать конъюнктуру рынка.

    Важнейшим резервом снижения себестоимости руководство отечественных предприятий считает модернизацию основных фондов. Наши заводы строились 20-30 лет назад, поэтому на большинстве предприятий оборудование физически и мо устарело (износ нередко достигает 75 и даже 95%). Расход сырья и электроэнергии на единицу продукции у нас получается куда выше, чем у зарубежных производителей. По оценкам специалистов, для полной модернизации всей отрасли необходимо 17-20 млрд долларов. И "золотой дождь", пролившийся на российские предприятия в прошлом году, дает им возможность начать решать эту задачу. Процесс уже пошел. Крупные оки в прошлом году значительно увеличили объемы инвестирования и объявили о еще более грандиозных планах на ближайшую перспективу.

    Здесь важно отметить особенность таких инвестиционных планов. До сих пор наращивание мощностей происходило на базе построенных еще в советское время производственных активов. Будущее расширение объемов бизнеса побудит его собственников заняться строительством новых мощностей. Подобные инвестпроекты будут иметь не только общеэкономический эффект, но и позволят решить давнюю проблему отрасли - неудачное географическое расположение заводов. Новое производство уже можно расположить близ газотранспортной инфраструктуры и экспортных портов (обоим требованиям удовлетворяют Ленинградская область и Краснодарский край, а в перспективе еще и Дальний Восток, наиболее удачно расположенный по отношению к крупнейшим мировым потребителям).

    Консолидация рулит
    В калийной подотрасли у нас два ведущих ока, крупных даже по мировым меркам, - "Сильвинит" и "Уралкалий". В остальных подотраслях в последние годы сформировалось три холдинга - "Еврохим", "Фосагро" и "Акрон" (см. таблицу 5). Сейчас на крупных предприятиях и в холдингах сосредоточено уже 80% производства отечественных удобрений. В долгосрочной перспективе поглощение или консолидация с крупными оками для оставшихся небольших предприятий будет фактически неизбежной - лишь крупные компании и холдинги в состоянии развивать транспортный бизнес, им проще работать на экспорт, лоббировать собственные интересы, привлекать заемные средства, а широкий ассортимент продукции добавляет стабильности бизнесу. Кто еще может появиться в списке крупных оков российского рынка минеральных удобрений?

    Возможно участие "Газпрома" или его аффилированных структур в капитале потребляющих газ азотных предприятий. В свое время "Газпром" вместе с АХК "Азот" потерял крупные доли в четырех предприятиях, но настойчиво пытается их вернуть. Преследует ли он только цель выгодной перепродажи этих активов в руки отраслевых стратегических инвесторов или решит формировать полноценный холдинг, сейчас выяснить не представляется возможным.

    Еще одна группа потенциально сильных оков - крупные зарубежные компании. Для них наши предприятия интересны как активы с низкой себестоимостью; для россиян не менее привлекателен союз с иностранцами, которые могут предоставить заемные средства, технологии и помочь продвижению продукции на зарубежных рынках. Создан и первый прецедент: в прошлом месяце один из лидеров мировой азотной отрасли, норвежская Yara, приобрела 30% акций россошанских "Минудобрений".

    Нашим предприятиям стоит поторопиться. На Западе в последние годы процесс укрупнения идет очень активно, образуются гигантские многопрофильные компании. Они в разы превосходят отечественные компании по капитализации, финансовой и производственной мощи (среди них, например, американские компании Mosaic, Terra Industries и канадская PotashCorp). Уже сейчас они выывают за счет более оптимального распределения активов по миру, а на некоторых рынках в состоянии доминировать и влиять на цены. Вполне возможно, что в самое ближайшее время они обратят свое внимание и на Россию.

    Палочка-выручалочка
    Внутренний российский рынок минеральных удобрений имеет колоссальный потенциал. Сейчас отечественное сельское хозяйство потребляет лишь десятую часть производимых в стране удобрений - в восемь раз меньше, чем в советские времена, и в десятки раз меньше, чем в развитых и некоторых развивающихся странах. Рост этого чрезвычайно емкого рынка способен полностью компенсировать потери российских производителей за рубежом.

    Именно поэтому планы по расширению поставок на внутренний рынок вынашивают, например, "Фосагро" и "Еврохим". Компания "Фосагро", в частности, к прошлому году открыла девять региональных представительств, приобрела более десятка баз сельхозхимии, развивает собственные тукосмесительные производства (на них готовятся смеси удобрений под конкретное поле).

    Пока особых результатов такой деятельности не видно (потребление удобрений в стране колеблется на уровне полутора миллионов тонн), но, возможно, наметился слом тенденции. В прошлом году потребление химикатов выросло сразу на 13%, а в последнем квартале закупки были в разы выше, чем за аналогичные периоды предыдущих лет.
    Источник: ХимБизнес. agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.