Кабмин Виктора Януковича перешел от слов к делу, перестав заывать с электоратом и начав крупную у за перераспределение казенных денег: в минувшую пятницу проект главной финансовой сметы страны был подан в парламент. Это событие сопровождалось громкой пиар-кампанией, цель которой — запечатлеть в умах общественности неповторимость и гениальность финансового творения новой исполнительной власти. Представители экономического блока правительства амбициозно заявили, что впервые за несколько лет смогли предложить стране вместо бюджета проедания бюджет развития за счет существенного расширения его инвестиционно-инновационной составляющей и снижения фискального давления на бизнес с одновременным сохранением взятых ранее государством высоких социальных обязательств.
Столь благородная цель достигнута весьма сомнительным способом. Правительство дало вторую жизнь официальным украинских оффшорам, полностью восстановив льготы для СЭЗов и ТПРов. А недостающие казне деньги, которые будут оседать в карманах «инвесторов» и «инноваторов», станут занимать, обременяя бюджет непомерными долговыми обязательствами.
Размах, с которым Кабмин подошел к подготовке проекта бюджета-2007, впечатляет с первых же страниц. В следующем году размер дефицита госбюджета установлен на уровне 15,1 млрд грн., или 2,55% ВВП, кассовый разрыв сводного бюджета будет и того больше: по официальной информации Минфина, его доходы запланированы на уровне 179,4 млрд грн., расходы — 196,4 млрд грн. Такого размаха законотворцы не могли себе позволить даже накануне парламентских выборов, когда задачей номер один ставилась отнюдь не сбалансированность бюджета, а максимальное удовлетворение запросов электората. Напомним, что плановый дефицит госказны этого года составляет чуть больше 13 млрд грн. (в том числе общего фонда — 11 млрд грн.). Более того, во времена своего премьерства Николай Азаров и сам был активным противником бюджетной дефицитности. В 2004 г. не без его участия в окончательной версии бюджета-2005 превышение расходов над доходами было сокращено с изначально планировавшихся 11 млрд грн. до 8,8 млрд. Его убеждения с тех пор остались неизменными лишь в одном: бюджетный дефицит нужно покрывать за счет выхода на рынки заимствований. Эту идею он продвигает с маниакальной настойчивостью. Едва освоившись в должности вице-премьера, г-н Азаров заявил, что Украина имеет неприлично малый уровень долгов. Впрочем, очень скоро эта досадная оплошность будет исправлена. «В проекте бюджета на следующий год внешние заимствования запланированы на уровне 6 млрд грн., внутренние — 3,8 млрд грн.», — сообщил первый заместитель министра финансов Вадим Копылов, презентуя документ. Это обстоятельство весьма радует его шефа. «Мы выходим на нормальные параметры, которые определяют соотношение внутреннего и внешнего долга, а также отношение общего объема государственного долга к ВВП», — похвастался г-н Азаров, явно игнорируя тот факт, что увлекшись одалживанием денег для покрытия бюджетного дефицита, правительство переносит нагрузку на бюджеты следующих 3–5 лет. Причем это обстоятельство усугубляется двумя малоприятными для страны факторами: выходить на рынок заимствований Минфину придется в период роста стоимости ресурса, а после того как одно из ведущих рейтинговых агентств — Fitch Ratings — признало Украину высокорисковой для инвестиций, выторговать для страны хотя бы малейшие послабления ведомству вряд ли удастся.
Но самое обидное даже не в этом: по сути, на все эти жертвы Кабинет Министров пошел только ради того, чтобы снова одарить льготами компании, работающие в зонах со специальным режимом налогообложения. Причем, если ранее Николай Янович клятвенно обещал вернуть льготы лишь эффективным СЭЗам и ТПРам, то в проекте бюджета таковыми одарили всех без исключения. Уже в следующем году они могут быть освобождены от необходимости платить налог на прибыль и таможенные платежи при ввозе оборудования для реализации инвестиционных проектов и комплектующих к нему (что реально ввозилось под этим прикрытием, известно очень хорошо). По самым скромным подсчетам, такая щедрость правительства будет стоить казне не менее 12,5 млрд грн.
Еще одной категорией одаренных налоговыми послаблениями могут стать государственные предприятия. Бюджетный проект, как сообщило Министерство финансов, предполагает снижение норматива отчислений части прибыли государственных предприятий с нынешних 50 до 15%, что должно сэкономить для них в общей сложности около 2 млрд грн. Некоторые эксперты усмотрели и в этом благородном поступке подвох, тут же припомнив положения законопроектов, стоящих в очереди на рассмотрение парламентариев на текущей сессии. По ним к управлению государственными активами могут быть допущены частные компании и физические лица, что фактически позволит крупному бизнесу установить контроль над госпредприятиями, не приватизируя их. Налоговый подарок также получат банкиры в виде уменьшения ставки сбора с купли-продажи валюты на межбанке с нынешних 1,3 до 1%. По подсчетам Кабинета Министров, указанные новации оставят в карманах бизнеса около 36 млрд грн., которые тот, как надеются в правительстве, пустит на инвестиционное развитие.
Кабмин также собирается поддерживать отдельные отрасли и предприятия прямыми дотациями. На эти цели планируется расходовать средства, полученные от приватизации: согласно плану, это 10 млрд грн. (3 млрд — на создание стабилизационного фонда, который поможет сгладить предстоящее повышение цены на газ, остальное — промышленникам и аграриям). Среди приоритетов названы топливно-энергетический комплекс (львиная доля выделяемых средств пойдет на реконструкцию и переоборудование шахт), жилищно-коммунальное хозяйство, АПК, обрабатывающая промышленность и строительная отрасль (Кабмин намерен стимулировать жилищное строительство прямыми финансовыми вливаниями из бюджета). Пока правительство не говорит, кто конкретно получит эти средства, но то, что они дойдут до адресата, не вызывает сомений. «Мы рассмотрели приватизационный список и считаем, что при нормальной организации, при прозрачных конкурсах мы эти 10 млрд спокойно будем иметь», — сообщил г-н Азаров. Действительно, в довольно внушительном приватизационном списке, куда вошло около пятисот объектов, есть весьма интересные: ОАО «Сумыхимпром», «Точмаш», «Ленинская кузница», «Фрегат», «Азовмаш», Измаильский судоремонтный завод.
Так откровенно перекраивая финансовые потоки бюджета, правительство позаботилось о том, чтобы документ без проблем прошел через ВР. Явно умасливая левые парламентские фракции, Кабмин заложил в документ достаточно солидные социальные траты: повышение до 400 грн. минимальной заработной платы с поэтапным ее ростом к концу 2007 г. до 450 грн., увеличение размера помощи семьям с детьми, социальной помощи «чернобыльцам» и др. «Правительственный проект бюджета пока не рассматривался на комитете, однако уже сейчас я могу сказать, что у ов комитета от «НУ» и БЮТ будет немало замечаний, в частности, относительно почти двукратного увеличения бюджетного дефицита, его покрытия за счет государственных заимствований, возобновления льгот для СЭЗ. Но, к сожалению, «НУ» и БЮТ как в комитете, так и в парламенте составляют меньшинство. Так что нам будет сложно влиять на бюджетный процесс», — грустно констатировал первый заместитель Комитета по вопросам бюджета Павел Жебривский.
Елена Демина, «ДС»
agrinews.com.ua